Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:33, контрольная работа
Цель реферата – рассмотреть современную демографическую ситуацию в мире как глобальную проблему, демографическую проблему в России, а также пути выхода из «демографической ямы».
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ДЕМОГРАФИЯ – ГЛАВНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РОССИИ…..5
2. ПУТИ ВЫХОДА ИЗ «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЫ»……………………..8
3. МИГРАЦИИ…………………………………………………………………...11
4. ЭМИГРАЦИИ…………………………………………………………………13
5. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ…………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..21
Рис. 1. Макроэкономическое
равновесие на классическом участке
Любые попытки простимулировать совокупный спрос на вертикальном участке (рис.1) приведут исключительно к росту цен (перемещение из положения Р1 в положение Р2. Из рис. понятно, что бессмысленно наращивать совокупный спрос, если невозможно преодолеть уровень полной занятости, так как это приведет к инфляции (Р1→ Р2) без роста продукта.
Сравнивая
все три варианта макроэкономического
равновесия, следует отметить, что,
выбирая тип экономической политики, необходимо
четко представлять себе, на каком участке
кривой совокупного предложения находится
экономика страны, а, следовательно, к
рекомендациям какой школы будет тяготеть
экономическая политика.
Совокупный
спрос
Совокупный спрос, агрегированный спрос (aggregate demand — AD) — это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен.
Внешне кривая совокупного спроса выглядит так же, как и кривая рыночного спроса в микроэкономике. Однако между этими кривыми много различий.
Во-первых,
совокупный спрос — это более
сложная, агрегированная категория. Уравнение
совокупного спроса в общем виде
может быть представлено как:
AD = C + I+G + NX
Во-вторых, если в случае рыночного спроса по осям откладывались показатели количества и цены, то для совокупного спроса это будут показатели реального объема производства и уровня цен соответственно. Реальный объем производства обозначается английской буквой Y (yield) и измеряется одним из совокупных количественных показателей, а уровень цен — английской буквой Р (price) и измеряется одним из ценовых индексов.
В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кривой рыночного спроса оперируют понятиями «эффект дохода» и «эффект замены». Для кривой совокупного спроса они не используются.
Отрицательный
наклон кривой совокупного предложения
объясняется действием трех макроэкономических
эффектов:
• процентной ставки,
• реального
богатства,
• эффектом импортных
закупок.
Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте уровня цен и неизменности прочих условий (денежная масса постоянна) процентная ставка растет, что вызывает сокращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, а следовательно, и сокращение совокупного спроса.
Эффект
реального богатства
Эффект импортных закупок заключается в том, что при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменном валютном курсе, неизменных ценах в других странах) отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары — относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается.
Изменение
уровня цен вызывает движение по кривой
совокупного спроса. Но есть другие
факторы (неценового характера), которые
вызывают смещение самого графика совокупного
спроса вправо (увеличение совокупного
спроса) или влево (снижение совокупного
спроса).
Основными факторами,
вызывающими эти смещения, являются:
• изменение
денежной массы (ее рост вызывает увеличение
совокупного спроса, а сокращение
— уменьшение);
• инфляционные
ожидания населения (увеличение совокупного
спроса);
• налоговая
политика (рост налогов вызывает сокращение
совокупного спроса, снижение —
увеличение совокупного спроса);
• изменение
государственных расходов (рост расходов
вызывает увеличение совокупного спроса,
сокращение — уменьшение совокупного
спроса);
• внешнеэкономические
факторы (например, рост производства
в других странах может сократить
совокупный спрос на товары отечественного
производства).
Смещение
кривой из положения AD в положение AD1
– это увеличение совокупного спроса,
из положения AD в положение AD2 — сокращение
совокупного спроса.
Для характеристики
и прогнозирования совокупного
спроса, в России используется ряд показателей,
приведенных в следующей таблице:
Таблица
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
Прямые оценки | Влияние фактора |
1. Оценка спроса на продукцию | В отсутствие ресурсных
ограничений изменения спроса влекут
за собой изменения предложения, однако последние происходят с лагом в силу инертности процесса производства |
2.
Спрос на потребительском |
Оживление потребительского
спроса на товары длительного
пользования
ведет (при прочих равных потребительских
товаров, т.е. к оживлению |
3. Заказы на промышленную продукцию | Дополнительные
заказы свидетельствуют о повышении
спроса,
за которым должно последовать увеличение выпуска |
4. Запасы готовой продукции | Рост запасов
свидетельствует о трудностях с
реализацией
вследствие
снижения спроса. Производителю имеет
смысл понижать выпуск |
Косвенные оценки | |
1. Цена нефти на мировом рынке | Вызывает рост
платежеспособного спроса со стороны
бюджета,
производителей и — через повышение оплаты труда — потребителей |
2. Курс рубля | Укрепление рубля
снижает эффективность экспорта и
увеличивает
конкуренцию со стороны снижается |
3. Количество денег в экономике | Повышенное
денежное предложение (в определенных
пределах)
стимулирует производственный потребительский спрос |
4. Финансовое состояние предприятий | Финансовое
благополучие стимулирует дополнительный
производственный спрос |
Совокупное
предложение
Совокупное предложение, агрегированное предложение (aggregate supply — AS) — это совокупный объем национального продукта, который произведен в стране при различных уровнях цен.
Как и рыночное предложение в микроэкономике, совокупное предложение в макроэкономике имеет положительный наклон, так как при росте уровня цен производители в целом будут склонны при прочих равных условиях наращивать предложение товаров и услуг.
Однако,
в отличие от предложения на отдельном
рынке, совокупное предложение в
макроэкономике графически имеет три
четко различающихся участка (рис.
1):
• горизонтальный
участок (1);
• промежуточный
участок (2);
• вертикальный участок (3).
Рис.
1. Кривая совокупного предложения
Горизонтальный участок отражает взгляд кейнсианской школы на совокупное предложение, поэтому его еще иногда называют кейнсианским. Этот участок характеризует экономику неполной занятости, когда имеются незадействованные факторы производства, а цены и заработная плата негибки, т.е. не способны изменяться. На этом участке возможно за счет вовлечения незадействованных факторов увеличивать объемы производства без изменения уровня цен.
Промежуточный
участок (часто его, так же как
и горизонтальный, называют кейнсианским)
характеризует экономику
Вертикальный участок демонстрирует взгляд классической школы на совокупное предложение, поэтому его называют также классическим. Это состояние полной занятости (full employment — F), обозначенное на графике пунктиром, когда дальнейшее наращивание объемов производства невозможно, а любые попытки простимулировать экономику, не расширяя ресурсных ограничений, приведут исключительно к росту уровня цен. На этом участке цены и заработная плата обладают абсолютной гибкостью.
Уровень полной занятости еще называют естественным уровнем производства. В таком определении подчеркивается мысль о том, что экономика при нормальном поступательном развитии стремится к этому уровню. Полная занятость не означает, что абсолютно все ресурсы используются на 100%. Так, например, с точки зрения трудовых ресурсов уровень полной занятости означает наличие естественного уровня безработицы, т.е. суммы фрикционной и структурной безработицы, а вот циклическая безработица при этом отсутствует. То есть полная занятость — это оптимальная занятость ресурсов при данном уровне развития экономики.
Конечно, кейнсианский и классический участки — это абстракции, основанные на допущениях об абсолютной негибкости и абсолютной гибкости цен соответственно. Но такие абстракции полезны для изучения различных подходов к совокупному предложению, а следовательно, к анализу макроэкономического равновесия.
Горизонтальный участок называют еще краткосрочным, поскольку действительно в краткосрочном периоде гибкость цен ограничена, а вертикальный — долгосрочным, так как в долгосрочном периоде цены могут легче изменяться, а экономика стремится к уровню полной занятости. Промежуточный участок в таком случае можно назвать среднесрочным.
Если
изменение уровня цен вызывает движение
по кривой совокупного предложения,
то, как и в случае с кривой
совокупного спроса, есть ряд факторов
неценового характера, которые вызывают
смещение графика вправо (увеличение
совокупного предложения) или влево
(снижение совокупного предложения).
Основными факторами,
вызывающими эти смещения, являются
следующие:
• изменение
цен на факторы производства (удорожание
факторов производства вызывает смещение
влево, удешевление — вправо);
• политика государства
(например, увеличение налогов на производителей
может приводить к смещению кривой совокупного
предложения влево, снижение — вправо);
• в случае стран,
экономика которых находится
в сильной зависимости от состояния
сельского хозяйства или
Сдвиги кривой совокупного предложения можно проиллюстрировать графически (рис. 2).
Рис.2.
Изменение совокупного предложения
Смещение из положения AS в положение AS1 — это увеличение совокупного предложения, смещение из положения AS в положение AS2 — это сокращение совокупного предложения.