Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:08, реферат
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, имеют исключительное значение для будущего государства. Выбор пути, успешное проведение реформ требуют знания не только современной ситуации. В период широкомасштабных преобразований, для преодоления возникающих проблем и трудностей, необходимо глубокое изучение государства, его специфических особенностей, народных традиций.
Ведение
Глава 1. Экономика и ее роль в обществе
1.1 Экономика: ее главная функция, структура и системная организация
1.2 Предмет экономической теории
1.3 Функции и методология экономической теории
Глава 2. Закон спроса и эластичность спроса
Заключение
Список используемой литературы
Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.
При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше не меняются) количество товара, которое способен приобрести потребитель, сокращается (точнее не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. Соответственно выражающая ее на графике кривая спроса (рис. 1) имеет поэтому отрицательный наклон.
Р
Р1 |
|
Q1 Q
Рисунок 1
Вместе с тем взаимосвязь цены и покупаемого количества можно рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая спроса на том же самом графике будет показывать, какую именно максимальную цену готов заплатить данный потребитель за данное количество товара (рис. 2).
Р
Р1 |
|
Q1 Q
Рисунок 2.
А в аналитической форме такая обратная зависимость максимальной цены, которую в состоянии заплатить данный покупатель, от количества покупаемого товара соответственно может быть выражена в виде обратно функции спроса: Pd = h(Q0).
Такая обратная зависимость также является убывающей: максимальная цена при покупке большого количества того же самого товара всегда снижается (например, оптовые скидки).
Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса выражает, с одной стороны тот факт, что даже бесплатное потребление любого данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы, а с другой стороны, что далеко не все товары покупаются нами даже в очень небольших количествах (или, по обратной функции спроса, чаще всего существует максимальная цена, выше которой потребитель вообще не будет приобретать данный товар).
Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спроса. Когда изменяется по крайней мере одно из «прочих равных» условий – цены на другие товары, доход, вкусы и предпочтения и т.д. – происходит сдвиг самой кривой спроса. Важно различать движение вдоль кривой спроса и сдвиг самой кривой – отражающие соответственно изменение величины (объема) спроса и изменение спроса. [8. c. 140-167]
Коме того, необходимо учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты. Речь идет о двух товарах, имеющих одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене).
Для измерения чувствительности изменения функции к изменению аргумента в экономике часто изучают связь не абсолютных изменений в переменных, а их относительных изменений.
Для этих целей используется показатель эластичности, введенный в экономический анализ А.Маршаллом. эластичностью данной величины можно считать измеряемую в относительной форме степень изменения ее значения в ответ на изменение значения другой сопоставимой с ней при анализе величины. В аналитическом выражении эластичность (величины спроса Q по цене Р (или просто ценовая эластичность спроса) может быть найдена исходя из соотношения относительных изменений объема спроса и цены. Иногда пренебрегая формальными тонкостями, говорят, что ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент.
Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс).
Кс = Рост объема спроса (в %)/Снижение цен (в %)
Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Вот условный пример. При повышении цены автомобиля на 1% объем продаж снизился на 2%. В этом случае:
Кс =-2%/1%= -2
Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательна, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности спроса по цене (за долгосрочный период со знаком минус): канцелярские принадлежности – 0,6; бензин – 1,5; жилье – 1,9; кино – 3,9.
Абсолютное значение коэффициента
эластичности может изменяться в
диапазоне от нуля до бесконечности,
однако важной границей является единица,
поскольку она разделяет
Р |
3 |
1 |
|
2 |
|
Q
Крайними случаями являются:
с одной стороны, нулевая эластичность
(прямая 1). В этом случае кривая спроса
строго вертикальна: DQ = 0 при любых
изменениях цены, т.е. величина спроса
совсем не реагирует на изменения
цены. С другой стороны, это бесконечная
эластичность (прямая 2). В этом случае
кривая спроса строго горизонтальна: DQ
= Ґ при самых незначительных изменениях
цены, то есть объем спроса при малейшем
соответственном росте или
Рассмотрим основные факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса. Прежде всего, это степень необходимости данного вида товара для данного потребителя. Очевидно, что чем она выше, тем менее эластичен спрос на такие товары. При Кс меньше единицы мы чаще всего сталкиваемся с предметами первой необходимости, а Кс больше единицы обычно имеют предметы роскоши. [3. c. 167-198]
Далее важной является степень заменяемости данного блага другими, аналогичными для данного потребителя. Проще говоря, чем больше у данного товара субститутов, тем выше эластичность спроса на него. Особым случаем степени заменяемости товаров фактически является проблема определения границ его сходства и различия с другими товарами: чем шире круг конкретных предметов, считаемых нами однотипными и охватываемыми данным понятием, тем меньше эластичность спроса на такую группу. Например, известно, что спрос на хлеб в нашей стране неэластичен. Однако если мы от понятия «хлеб в целом» перейдем к различению понятий «черный хлеб» и «белый хлеб», а затем – к рассмотрению уже по отдельности спроса на различные сорта белого и черного хлеба, да еще станем как самостоятельные виды товара рассматривать, например, бородинский хлеб, продающийся в данной области, городе, районе и даже в конкретной булочной – то мы, проведя соответствующие наблюдения и исследования, сразу увидим, что с последовательной конкретизацией понятия «хлеб», а фактически - с сужением круга охватываемых этим понятием товаров, коэффициент эластичности спроса будет постоянно возрастать. Так что владелец конкретной булочной, решивший существенно поднять цену на конкретный сорт хлеба, продающийся в его магазине, может обнаружить по реакции покупателей, что коэффициент эластичности спроса на данный товар значительно выше единицы, особенно если у него достаточно заменителей, да и другие булочные, торгующие по прежним ценам, находятся неподалеку.
Еще один фактор ценовой эластичности спроса – удельный вес расходов на данный товар в общем бюджете данного потребителя. Очевидно, что при прочих равных условиях потребитель скорее всего будет более чувствителен к изменению цен тех товаров, чья доля в его общих расходах выше.
Наконец, немаловажен и
период времени, за который определяется
реакция потребителя. Нередко изменения
в условиях потребления являются
такими, на которые в полной мере
отреагировать потребитель
Коэффициенты эластичности различных видов широко применяются в научной и практической экономической деятельности. Они позволяют переводить на язык конкретных цифр связи между самыми разнообразными экономическими явлениями и процессами. [11. c. 79-105]
Заключение
Страны с переходными
экономиками переживают период всесторонних
и радикальных преобразований, затрагивающих
все сферы жизни общества. Их успех
во многом зависит от того, в какой
степени осуществляемые меры позволяют
обеспечить рост эффективности экономики
и социальный прогресс. Переходная
экономика анализируется
На современном этапе рыночной экономики в стране предъявляются высокие требования к уровню экономических исследований, методам хозяйственного руководства.
Сейчас, когда возрастает
конкурентная борьба между товаропроизводителями,
только глубокий научный подход к
руководству производственно-
Необходимыми условиями
дальнейшего повышения
В нашей стране накоплен
большой опыт решения экономико-
Рассмотренные в данной работе
темы относятся к кругу проблем
методического и
Несомненно, экономическая теория, как наука, находится в тесном взаимодействии со многими отраслями научного знания – социологией, статистикой, политологией и т.д. Она проникает во все сферы человеческой деятельности, находится с ней в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.
Именно сейчас в нашей
стране как никогда остро стоит
вопрос о подготовке грамотных, квалифицированных
специалистов, способных на практике
наиболее эффективно решать задачи, поставленные
экономической теорией и
Список используемой литературы
Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.Я. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. – М.: ЗАО «Финстатинформ» 1999. – 431 с.
Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА – М, 2002 г.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. – 478 с.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 1996 г.
Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998
Корнан Я. Путь к свободной экономике. – М.: ИНФРА М, 1999. 356 с.
Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999. – 344 с.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/ под ред. проф. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ им М.В.Ломоносова, изд-во ДиС, 1997. – 736 с.
Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Лекции 3,4,5. – М.: ЮНИТИ, 1991.
Липсиц И.В. Экономика. В 2 кн. Кн. 1: Учебник для 9класса общеобразоват. Учрежд.- 3-е изд..- М.: Вита-Пресс, 1998.
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2 т. пер. с англ. т. 1, гл. 2. М.: 1992
Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича – М.: Изд-во «Дело и Сервис» - 2001 г
Пономарев Л.Н., Попов В Д., Чичканов ВТ. Экономическая культура (сущность, направления развития). - М.: Мысль, 1987.
Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов.-М.,: Наталис, 1998. – 56 с.
Рузавин Г., Мартынов В. Курс рыночной экономики: Учеб. Пособие/ под. Ред. Г. Рузавина. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996. – 160 с.
Хейне Пол Экономический образ мышления.-Пер. с англ. Издание второе, стереотипное.-М.: Изд-во “Дело” при участии Изд-ва “Catallaxy”, 1993.