Экономика и закон спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:08, реферат

Описание

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, имеют исключительное значение для будущего государства. Выбор пути, успешное проведение реформ требуют знания не только современной ситуации. В период широкомасштабных преобразований, для преодоления возникающих проблем и трудностей, необходимо глубокое изучение государства, его специфических особенностей, народных традиций.

Содержание

Ведение
Глава 1. Экономика и ее роль в обществе
1.1 Экономика: ее главная функция, структура и системная организация
1.2 Предмет экономической теории
1.3 Функции и методология экономической теории
Глава 2. Закон спроса и эластичность спроса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

спрос.docx

— 107.81 Кб (Скачать документ)

К основным неценовым детерминантам  предложения относятся следующие: 1) цены ни ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации;  4)  цены ни другие товары;  5) ожидания изменения цен;  6) число продавцов на рынке.  Повторим,  перемещение одной (или более) из  этих детерминант,  или факторов изменения предложения,  приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение в право, с S1 к S3 на рисунке 4-4, означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен, Смещение влево, с S1 к S3 на рисунке 4-4, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.

3.4. ИЗМЕНЕНИЯ В  ПРЕДЛОЖЕНИИ

Рассмотрим теперь воздействие  на предложение каждой из перечисленных детерминант.

Т а б л и ц а 4-6. Рыночное предложение кукурузы,

200 производителей (гипотетические  данные)

(1) (2) (3) (4)

Цена Величина Число Общая

за бушель   предложения продавцов   величина

(дол.) в неделю, на рынке предложения

индивидуальный на рынке

производитель

5 60 200         12 ООО

4 50 200         10 ООО

3 35  х 200     =    7 ООО

2 20 200          4 ООО

1 5 200          1 ООО

1. Цены на ресурсы. Как  отмечалось выше при объяснении  закона предложения, существует  самая тесная связь между издержками  производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть  переместит  кривую предложения вправо.  Пример:  если цены на семена и удобрения снижаются,  можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот,  повышение  цен  на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.

2. Технология. Совершенствование  технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов, При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.

3. Налоги и дотации.  Предприятия рассматривают большинство  налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются "налогом наоборот". Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение. В главе 6 мы увидим, как правительство может облагать налогом или субсидировать производство определенных продуктов, чтобы изменить объем их предложения с целью улучшить распределение ресурсов.

4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары  также способны сместить кривую  предложения продукта. Снижение  цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений  цены продукта в будущем также  могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем.Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы "Интернэшнл бизнес машинз" может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов. При  данном объеме производства каждой  фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение, По мере вступления а отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево. В таблице 4-7 приведены перечень детерминант предложения и иллюстрирующие их примеры.

3.5. ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается а смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Экономисты используют понятие "предложение" для обозначения шкалы или кривой, Поэтому изменение в предложении должно означать, что оси шкалы изменились и что кривая сместилась в какую-то сторону, напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт, В таблице 4-б снижение цены на кукурузу с 5 до 4 дол. уменьшает величину предложения кукурузы с 12 тыс. до 10 тыс. бушелей.

Смещение кривой предложения  на рисунке 4-4 от S1 к S2 или к S3 означает изменение в предложении. Между тем передвижение на кривой S1 от точки а к точке b подразумевает лишь изменение величины предложения.

Т а б л и ц а 4-7. Детерминанты предложения:

факторы, вызывающие изменения  кривой предложения

1. Изменение ресурсных  цен. Примеры: снижение цены  на минеральные удобрения увеличивает  предложение пшеницы; повышение  цен на дождевальные установки сокращает предложение кукурузы.

2. Изменение технологии.  Пример: создание более эффективного  инсектицида против кукурузного вредителя увеличивает предложение кукурузы.

3. Изменение налогов и  дотаций.  Примеры: повышение акцизного  налога на сигареты сокращает  их предложение; уменьшение дотаций  университетам штатов сокращает  предложение специалистов с высшим  образованием.

4. Изменение цен на  другие товары.  Пример: снижение  цен на баранину и свинину  увеличивает предложение говядины.

5. Изменение ожиданий, Пример: ожидание существенного снижения  в будущем цен на нефть заставляет нефтяные компании увеличивать текущее предложение.

6. Изменение числа поставщиков.  Примеры: увеличение количества  фирм, производящих персональные  компьютеры, увеличивает предложение  этих компьютеров; образование  новой профессиональной футбольной  лиги увеличивает количество матчей между профессиональными футбольными командами.

4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ  И СПРОС:

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как взаимодействие решений домохозяйств о покупке  продукта и решений производителей о его продаже определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается на рынке.

В таблице 4-8 колонки (1) и (2) воспроизводят  шкалу рыночного предложения  кукурузы (из табл. 4-6), а колонки (2) и (3) -- шкалу рыночного спроса на кукурузу (из табл. 4-3). Заметьте, что в колонке (2) мы используем обычный ряд цен. При этом мы предполагаем наличие конкуренции, то есть выступление на рынке большого числа покупателей и продавцов.

Здесь перед нами возникает  следующий вопрос: какая из пяти' возможных цен, по которой кукуруза может продаваться на рынке, действительно признана в качестве рыночной цены на кукурузу? Попытаемся получить ответ элементарным методом проб и ошибок. Без всяких особых оснований начнем с цены 5 дол.  Может ли эта цена быть признанной рыночной ценой на кукурузу? Мы отвечаем "нет" по той простой причине, что производители желают произвести и предложить к продаже на рынке по этой цене примерно 12 тыс. бушелей, тогда как покупатели со своей стороны желают приобрести по этой цене лишь 2 тыс. бушелей. Иными словами, относительно высокая цена - 5 дол. - побуждает фермеров вырастить большое количество кукурузы, но данная высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество кукурузы. При такой высокой цене кукурузы покупка других продуктов представляется более "выгодной сделкой", В данном случае результатом является образование на рынке избытка в 10 тыс. бушелей кукурузы, или избыточное предложение кукурузы. Этот избыток, показанный в колонке (4) таблицы 4-8, представляет собой превышение величины предложения над величиной спроса при цене 5 дол. Практически у фермеров -- производителей кукурузы на руках оказывается ненужный запас продукции. Может ли цена 5 дол., даже если бы она временно и существовала на рынке кукурузы, удержаться в течение какого-та периода времени? Безусловно, нет. Очень большой излишек кукурузы заставил бы конкурирующих продавцов сбить цену, чтобы побудить покупателей избавить их от этого излишка. Допустим, что цена опускается до 4 дол. Теперь ситуация существенно изменилась. Более низкая цена подтолкнула покупателей приобрести на рынке больше кукурузы, но вместе с тем побудила производителей использовать для выращивания кукурузы меньше ресурсов. В результате излишек сократился до 6 тыс, бушелей. Однако излишек, или избыточное предложение, все еще существует, а конкуренция между продавцами вновь сбивает цену. Можно, следовательно, сделать вывод, что цены 5 дол. и 4 дол. окажутся неустойчивыми, поскольку они "чересчур высоки". Рыночная цена на кукурузу должна быть несколько ниже 4 дол.

Чтобы не оглашать ответ  до того, как мы полностью выясним, как предложение и спрос определяют цену продукта, перешагнем на другой конец колонки цен и примем в качестве возможной рыночной цены кукурузы 1 дол. Из колонки (4) видно, что по н-ой цене величина спроса превышает величину предложения на 15 тыс. единиц. Эта относительно низкая цена отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на производство кукурузы; та же низкая цена побуждает потребителей покупать больше кукурузы, чем они хотели бы купить при высокой цене. Кукуруза, когда цена на нее относительно низка, - это "удачная покупка". Короче, при цене в 1 дол. возникает нехватка в 15 тыс. бушелей, или избыточный спрос  на кукурузу.  Может ли эта цена удержаться на рынке?  Нет. Конкуренция между покупателями поднимет цену выше 1 дол. Иными словами, при цене в 1 дол. многие потребители, которые желают и в состоянии покупать кукурузу по этой цене, останутся за бортом. Чтобы не оказаться а таком положении, многие потребители выразят готовность платить цену выше 1 дол. и, таким образом, обеспечить себе какую-то часть имеющейся на рынке кукурузы. Предположим, что такое конкурентное предложение более высокой цены поднимет ее до 2 дол. Эта более высокая цена сокращает, но не ликвидирует нехватку кукурузы. При цене 2 дол. фермеры готовы направить большее количество ресурсов в производство кукурузы, а часть покупателей, желавшая платить за бушель 1 дол., предпочитает не покупать кукурузу по цене 2 дол., а решает либо использовать свои доходы для покупки других продуктов, либо, быть может, направить большую долю доходов на сбережение. Между тем при цене 2 дол. на рынке все еще существует нехватка 7 тыс. бушелей. Следовательно, можно заключить, что конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень выше 2 дол.

Т а б л и ц а 4-8. Рыночное предложение и спрос на кукурузу (гипотетические данные)

(1)           (2) (3)       (4)

Общая         Цена Общая     Избыток ( + )

величина      за бушель величина  или нехватка (-)

предложения   (дол.) спроса

в неделю в неделю

12 ООО 5 2 ООО + 10 000

10 ООО 4 4 ООО +  6 000

7 ООО 3 7 ООО О

4 ООО 2 11 ООО -  7 ООО

1 ООО 1 16 000 - 15 000

Методом проб и ошибок мы исключили все цены, кроме цены 3 дол. Рассмотрим теперь эту цену. При  цене 3 дол., и только при э т  о й ц е н е, количество кукурузы, которое фермеры желают вырастить и предложить к продаже на рынке, равно тому количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни  нехватки кукурузы по этой цене.  Мы уже видели,  что избыток  продукта толкает  цену  на  него вниз,  и нехватка его вызывает повышение цены.

Когда при цене 3 дол. нет ни нехватки, ни излишка, не существует никаких оснований к тому, чтобы реальная цена на кукурузу отклонялась от этой ' цены. Экономист называет эту цену ценой рыночного клиринга, или р а в н о в е с н о й ценой, причем равновесие здесь означает "в гармонии" или "в покое". При цене 3 дол. величина предложения и величина спроса уравновешиваются, то есть р а в н о в е с н о е количество составляет 7 тыс. бушелей. Следовательно, цена 3 дол. выступает как единственная устойчивая цена кукурузы в условиях предложения и спроса, продемонстрированных в таблице 4-8. Иначе говоря, цена кукурузы устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются. Такие решения совместимы друг с другом лишь при цене 3 дол. По любой более высокой цене поставщики хотят продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить, - в результате возникает излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить большее количество, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка. Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей порождают изменения цены, которые в конечном счете завершаются согласованием между собой этих двух противоположных желаний.

Графический анализ предложения  и спроса приводит нас к таким  же заключениям.

На рисунке 4-5 одновременно  показаны  кривая  рыночного предложения  и  кривая рыночного спроса,  причем на горизонтальной оси помещены показатели и величины спроса, и величины предложения. Внимательное изучение этого графика ясно показывает, что при любой цене, превышающей равновесную цену 3 дол.. величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сократит предложение кукурузы и одновременно побудит покупателей покупать ее в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта, то есть при этом величина спроса превышает величину предложения. Предлагаемые конкурирующими покупателями надбавки к цене будут толкать ее к равновесному уровню. А такое повышение цены одновременно заставляет производителей увеличить предложение, а потребителей скупить имеющийся продукт; в результате излишек исчезает. Графически: точка пересечения кривой предложения с кривой спроса на продукт и есть равновесная точка. Здесь р а в н о в е с н а я цена составляет 3 дол., а величины спроса и предложения равны 7 тыс. бушелей.

5. УРАВНОВЕШИВАЮЩАЯ  ФУНКЦИЯ ЦЕН

Способность конкурентных сил  предложения и спроса устанавливать  цену на уровне, на котором решения  о продаже и купле синхронизируются, называется у р а в н о в е ш и в а ю щ е й функцией ц е н. В приведенном случае равновесная цена 3 дол. разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. По существу, рыночный механизм предложения и спроса утверждает следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить 3 дол. за бушель кукурузы, может его купить; те, кто не желает и не в состоянии, не станут его покупать. Точно так же любой продавец, который желает и в состоянии выращивать кукурузу и предлагать ее к продаже по цене 3 дол., может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут выращивать кукурузу. Как мы вскоре увидим, если бы эти конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникать.

Информация о работе Экономика и закон спроса