Экономика и закон спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:08, реферат

Описание

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, имеют исключительное значение для будущего государства. Выбор пути, успешное проведение реформ требуют знания не только современной ситуации. В период широкомасштабных преобразований, для преодоления возникающих проблем и трудностей, необходимо глубокое изучение государства, его специфических особенностей, народных традиций.

Содержание

Ведение
Глава 1. Экономика и ее роль в обществе
1.1 Экономика: ее главная функция, структура и системная организация
1.2 Предмет экономической теории
1.3 Функции и методология экономической теории
Глава 2. Закон спроса и эластичность спроса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

спрос.docx

— 107.81 Кб (Скачать документ)

Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 624 с.

1 Кларк Дж.Б. Распределение богатства. Пер. с англ. М.:1992. с. 46 - 48

2 Макконнелл К. Р., Брю  С. Л. Экономикс. Т. 1 стр. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЫНОК: ОСНОВЫ ЕГО  ФОРМИРОВАНИЯ, ЗАКОНЫ И МЕХАНИЗМЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ПЛАН:

1.Определение рынков.

2.Спрос:

2.1. Закон спроса.

2.2. Кривая спроса.

2.3. Индивидуальный и рыночный  спрос.

2.4. Детерминанты спроса.

2.5. Изменения в спросе.

2.7. Изменение величины  спроса.

3.Предложение:

3.1. Закон предложения.

3.2. Кривая предложения.

3.3. Детерминанты предложения.

3.4. Изменения в предложении.

3.5. Изменение величины  предложения.

3.6. Предложение и спрос:  рыночное равновесие.

4.Уравновешивающая функция  цен.

5.Изменения спроса и  предложения.

1. Определение  рынков

Рынок - это институт, или  механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг. При этом рынки принимают  самые разные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, магазин грампластинок, придорожный ларек фермера - все это обычные рынки. Нью-йоркская фондовая биржа и Чикагская зерновая биржа - это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом. Подобным образом и организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, скота, подержанного сельскохозяйственного оборудования, а иногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист и его агент ведут переговоры о контракте с владельцем команды Национальной футбольной лиги. Выпускник химического факультета беседует с представителями фирм "Юнион карбайд" и "Дюпон" в университетском бюро, помогающем выпускникам получить работу. Все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

В данной главе нас интересует функционирование чисто конкурентных рынков. Как отмечалось в главе 3, подобные рынки предполагают большое  число независимо действующих покупателей  и продавцов, заинтересованных в  обмене стандартных продуктов. Точнее, мы здесь имеем в виду не тот  тип рынка, к какому относятся  магазин грампластинок и автозаправочная  станция, где на всеобщее обозрение  вывешены ценники, а такие конкурентные рынки, как центральная зерновая биржа, фондовая биржа или биржа иностранных валют, где равновесная цена "выявляется" посредством согласованных решений покупателей и продавцов. Мы стремимся также выяснить, как устанавливаются цены на ресурсных рынках на основе решений, принимаемых конкурирующими предприятиями - предъявителями спроса, и на основе решений, принимаемых конкурирующими домохозяйствами - поставщиками ресурсов.

2. Спрос

Термин "спрос" имеет  для экономиста специфическое значение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и  в состоянии купить по некоторой  цене из возможных в течение определенного  периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые  можно представить в форме  таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос  при разных ценах.

Как следует из нашего определения, спрос обычно рассматривается с  позиции выгодности цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. В такой же мере правильно, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара. На таблице 4-1 приведена гипотетическая шкала  спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей кукурузы.

Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и ее количеством, которое наш  мифический потребитель желает и  в состоянии купить по каждой из этих цен.

Т а б л и ц а 4-1. Спрос индивидуального покупателя на кукурузу (гипотетические данные)

Цена за бушель Величина спроса

(дол.) в неделю

5 10

4 20

3 35

2 55

1 80

Заметьте, что мы говорим "желает" и "в состоянии", так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Я могу пожелать купить "порш", но если это желание  не подкрепляется способностью купить, то есть необходимым количеством долларов, само желание не может реализоваться, а следовательно, не отражается ни рынке. Как видно из таблицы 4-1, если цена за бушель составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готов покупать в неделю 10 бушелей; если же цена составит 4 дол., потребитель будет способен купить в неделю 20 бушелей и т. д.

Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке кукурузы.  Как уже  было сказано, это зависит от спроса и предложения, Спрос, следовательно, - это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.

При этом обратите внимание, чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к  определенному отрезку времени - дню, неделе, месяцу и т. д. Заявление  о том, что "потребитель купит 10 бушелей кукурузы по цене 5 дол, за бушель", неопределенно и бессмысленно. А вот заявление о том, что "потребитель будет еженедельно покупать 10 бушелей кукурузы по 5 дол. за бушель", ясно и исполнено большего смысла. 

 

2.1. 3АКОН СПРОСА

Коренное свойство спроса заключается н следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.

1. Здравый смысл и элементарное  наблюдение действительности согласуются с тем, что ним показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку, Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают "распродажи", служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. "Дни торговли по сниженным ценам" основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период  времени каждый покупатель продукта  получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй "Биг Мак" (котлета "Большой Макдональд". - Прим. перев.) дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия или полезности, чем второй, и т. д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На  несколько  более  высоком уровне анализа закон  спроса можно объяснить эффектами  дохода и замещения. Э ф ф е к т д о х о д а указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Приведем для иллюстрации следующий пример : снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект доходе). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по - более низкой цене, чем по высокой.

2.2. КРИВАЯ СПРОСА

Эту обратную связь между  ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего  величину спроса на горизонтальной оси, в цену на вертикальной оси. Изображаемый процесс заключается в размещении на графике тех пяти вариантов "цена - количество", какие показаны в  таблице 4-1. Мы делаем это, проведя перпендикуляры от соответствующих точек на двух осах. Так, например, для нанесения  на график варианта: "при цене в 5 дол. величина спроса составляет 10 бушелей" -- мы должны провести перпендикуляр  от цифры 10 на горизонтальной оси (количество), который должен встретиться с  перпендикуляром, проведенным от цифры 5 дол. на вертикальной оси (цена), Если эту операцию проделать для каждого из пяти возможных вариантов, мы в результате получим ряд точек, которые показаны на рисунке 4-1.

Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее  количество продукта, которое потребитель  решит купить но этой цене. Предположив, что такая же обратная связь между ценой и величиной спроса существует в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение об обратной связи между декой и величиной спроса путем проведения кривой, представляющей все возможные варианты соотношения цены и величины спроса а пределах, показанных на графике, Полученная таким образом кривая называется кривой спроса и обозначена буквами DD на рисунке 4-1, Она наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная. Закон спроса -- люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, - находит отражение а нисходящем направлении кривой спроса.

2.3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  И РЫНОЧНЫЙ СПРОС

До сих пор мы рассматривали  проблему с позиции одного-единственного потребителя. Признание конкуренции обязывает нас рассмотреть ситуацию, в которой на рынке выступает много покупателей. Переход от шкалы индивидуально,- о спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке было лишь три покупателя, как это показано в таблице 4-2, было бы легче легкого определить общие величины спроса при каждой цене. На рисунке 4-2 показан этот процесс суммирования а графическом изображении, причем для этого используется лишь одна цена - 3 дол.

Заметьте, что мы просто совмещаем  три кривые индивидуального спроса по горизонтали,чтобы вывести общую кривую спроса.

Разумеется, конкуренция  предполагает намного большее число  покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путем умножения величин спроса, приведенных в таблице 4-1, на 200. Кривая D1 на рисунке 4-3 показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 2ОО покупателей.

2.4. ДЕТЕРМИНАНТЫ  СПРОСА

Когда экономист строит кривую спроса -- скажем, такую, как D1 на рисунке 4-3, -- он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что "прочие условия равны", то есть что неценовые детерминанты величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

Каковы важнейшие неценовые  детерминанты рыночного спроса? Основные из них следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей; 4) цену на сопряженные товары и 5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

2.5. ИЗМЕНЕНИЯ В  СПРОСЕ

Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Ответ мы знаем: изменение одной детерминанты (или более) изменяет данные шкалы спроса в таблице 4-3, а следовательно, и положение кривой спроса на рисунке 4-3. Такое изменение данных шкалы спроса или - графически - смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе.

Конкретнее, если потребители  обнаруживают желание и способность  покупать большее количество данного  товара по каждой из возможных цен, чем продемонстрировано в колонке 4 таблицы 4-3, очевидно, что произошло увеличение спроса, На рисунке 4-3 это увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо, например от D1 к D2. И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, чем указано в колонке 4 таблицы 4-3. В графическом изображении сокращение спроса влечет за собой смещение кривой спроса влево, например от D1 к D3 на рисунке 4-3.

А теперь рассмотрим влияние, которое оказывает на спрос каждая из перечисленных выше неценовых детерминант.

1. Потребительские вкусы.  Благоприятное для данного продукта  изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

Информация о работе Экономика и закон спроса