Экономика общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 16:32, контрольная работа

Описание

Рядовой потребитель общественных благ выражает и защищает свои интересы в качестве избирателя. В демократическом государстве позиция избирателей, вообще говоря, является решающей, подобно тому как рыночная система в принципе обеспечивает приоритет запросам потребителей. Если же политическая демократия отсутствует, общественный сектор оказывается, по сути, вне сферы производственного воздействия большинства потребителей его услуг.

Содержание

Механизм голосования избирателей, принцип принятия решения большинством, парадокс голосования
1.1. Механизм голосования избирателей и принцип принятия решения большинством
1.2. Учет интересов меньшинства
1.3. Приоритет избирателя-центриста
1.4. Парадокс голосования
Благотворительная деятельность
2.1. Понятие благотворительной деятельности
2.2. Цели благотворительной деятельности
2.3. Участники благотворительной деятельности
2.4. Формы и учредители благотворительных организаций.
Общественные расходы: структура и тенденции развития.
3.1. Понятие общественных расходов
3.2. Основные задачи, решаемые в рамках общественных расходов
3.3. Структура общественных расходов
3.4. Факторы роста общественных расходов
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КР УпрЭкОбщСект 1сем.docx

— 45.63 Кб (Скачать документ)

Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем предусмотренные  настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

2.2. Цели благотворительной деятельности.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических, или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения [5].

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются [5].

2.3. Участники благотворительной деятельности.

Участники благотворительной  деятельности, по определению Федерального закона № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях - граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели [5].

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования  в формах: бескорыстной (безвозмездной  или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного, или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами. Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в  форме безвозмездного труда в  интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования  от благотворителей, помощь добровольцев.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная  и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для осуществления  благотворительных целей путём  благотворительной деятельности в  интересах общества в целом или  отдельных категорий лиц.

2.4. Формы и учредители  благотворительных организаций.

Благотворительные организации  создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных  федеральными законами для благотворительных  организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если её учредителем является благотворительная организация.

В соответствии со ст. 8 Закона учредителями благотворительной организации  могут быть физические и (или) юридические  лица. Возможный состав учредителей  благотворительной организации, их права и обязанности определяются формой некоммерческой организации, в  которой благотворительная организация  создается.

 Физические лица могут  выступать учредителями благотворительных  организаций, создаваемых в формах  общественной организации (объединения)  и фонда. При этом учредителями  общественного объединения в  соответствии со ст. 18 Федерального  закона «Об общественных объединениях»  от 19.05.95 № 89-ФЗ (далее по тексту - Закон «Об общественных объединениях»)  могут быть не менее трех  физических лиц. 

 Юридические лица могут  выступать учредителями фондов  и учреждений. При этом учредителем  (собственником) учреждения может  выступать только одно юридическое  лицо, являющееся благотворительной  организацией.

 Физические и юридические  лица могут совместно учреждать  фонды и общественные объединения.  В последнем случае необходимо  выполнение двух условий. Во-первых, юридические лица сами должны  являться общественными объединениями,  и, во-вторых, число физических  лиц должно быть не менее  трех (ст. 18 Закона «Об общественных  объединениях»).

 Закон запрещает органам  государственной власти и органам  местного самоуправления, а также  государственным и муниципальным  унитарным предприятиям, государственным  и муниципальным учреждениям  выступать учредителями (соучредителями) благотворительных организаций.  Указанная норма подчеркивает  особый статус благотворительных  организаций как института гражданского  общества и направлена против  бюрократизации сферы благотворительности. 

 В соответствии со  ст. 48 ГК РФ учредители (участники,  члены) не имеют имущественных  прав в отношении благотворительных  организаций, созданных в формах  общественной организации (объединения)  и фонда. Они не отвечают  по обязательствам этих организаций,  а последние не отвечают по  обязательствам своих учредителей  (участников, членов).

 Учредитель благотворительной  организации, созданной в форме  учреждения (в качестве такового  может выступать только благотворительная  организация), является собственником  ее имущества (ст. 48 ГК РФ). Он  вправе изъять излишнее, неиспользуемое  или используемое не по назначению  имущество, закрепленное им за  благотворительным учреждением,  и распорядиться им по своему  усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

 Учреждение отвечает  по своим обязательствам находящимися  в его распоряжении денежными  средствами. При их недостаточности  субсидиарную ответственность по  его обязательствам несет собственник  соответствующего имущества (ст. 120 ГК РФ). Сам по себе статус  учредителя благотворительной организации  не дает прав на участие  в управлении ее деятельностью.  Указанные права определяются  возможностью для учредителя  выступать и в ином качестве (члена, собственника имущества  организации), что зависит от формы,  в которой благотворительная  организация создана. 

 Такие права прямо  не предусмотрены для учредителей  фондов: фонды не имеют членства  и являются собственниками своего  имущества (ст. 118 ГК РФ).

 Учредители основанного  на членстве общественного объединения,  являясь его членами, входят  в его высший руководящий орган,  если таким органом является  съезд или общее собрание и  вправе быть избранными в этот  орган, если в качестве такого  органа выступает конференция  членов общественного объединения. 

 Члены общественного  объединения имеют право избирать  и быть избранными в его  руководящие и контрольно-ревизионный  органы, а также контролировать  деятельность руководящих органов  общественного объединения в  соответствии с его уставом  (ст. 6 Закона «Об общественных  объединениях»).

 Статус учредителя  не дает члену общественного  объединения (гражданину или юридическому  лицу - общественному объединению)  дополнительных прав по отношению  к другим его членам. Члены  общественного объединения имеют  равные права (ст. 6 Закона «Об  общественных объединениях»).

 Учредитель (собственник)  благотворительного учреждения  определяет деятельность последнего  в той ее части, которая осуществляется  за счет имущества, в том  числе денежных средств, предоставленных  учредителем созданному им учреждению. В соответствии со ст. 296 ГК  РФ учреждение в отношении  закрепленного за ним имущества  осуществляет в пределах, установленных  законом, в соответствии с целями  своей деятельности, заданиями собственника  и назначением имущества права  владения, пользования и распоряжения  им.

 Вместе с тем учреждение  самостоятельно в проведении  деятельности, финансируемой за  счет доходов, полученных от  приносящей доходы деятельности, если в соответствии с учредительными  документами учреждению предоставлено  право на осуществление последней  (ст. 298 ГК РФ).

 От формы, в которой  создана благотворительная организация,  зависят и предусмотренные законодательством  обязанности ее учредителей. 

 Законодательством не  установлены обязанности для  учредителей фонда. 

 Обязанности учредителей  (членов) общественной организации  (объединения) определяются ее  уставом. При этом учредители  несут равные с другими членами  обязанности (ст. 6 Закона «Об общественных  объединениях»).

 

3. Общественные  расходы: структура и тенденции  развития.

3.1. Понятие общественных расходов.

Общественные расходы, как  известно, представляют собой целевое использование ресурсов, аккумулируемых в общественном секторе и направленных на удовлетворение соответствующих потребностей в общественных благах, а также в реализации оправданной с позиции социальной справедливости перераспределительной политики. При этом задача состоит в том, что при осуществлении общественных расходов необходимо, чтобы ресурсы выделялись в соответствии с выявленными потребностями основной массы налогоплательщиков - избирателей, а также чтобы намеченные результаты достигались при достаточном уровне затрат [2].

3.2. Основные задачи, решаемые в рамках общественных расходов.

Основные задачи, решаемые в рамках общественных расходов, условно  можно разделить на три направления.

Первое - это финансирование производства и приобретение определенного  набора благ (товаров и услуг), ответственность за удовлетворение потребности в которых берет на себя общественный сектор и в том числе государство. Подобные блага обычно относятся либо к общественным или социально значимым благам, либо к ключевым факторам формирования этих благ.

Второе направление - это  финансирование и организация различных  программ социальной помощи тем членам общества, которые в ней нуждаются в соответствии с действующим законодательством. Например, участники военных действий, различные категории инвалидов (не относящиеся к страховым случаям), малоимущие члены общества и т.д.

Третье направление - это  финансирование и обеспечение различных  программ обязательного социального страхования в случае временной (либо по возрасту) потери трудоспособности (например, болезнь, травма, увольнение и т.д.). Подобный вид деятельности предполагает с учетом различных рисков предварительное аккумулирование средств застрахованных, а при наступлении страхового случая - проведение соответствующих выплат.

С учетом отмеченных выше основных направлений, определяющих порядок осуществления общественных расходов, необходимо особо отметить еще ряд положений, в частности, что организация производства соответствующих благ в рамках общественного сектора будет целесообразна в том случае, когда от имени потребителей (налогоплательщик-избиратель) выступает государство. Кроме того, в пользу организации производства в общественном секторе может рассматриваться такой фактор, как критическая степень зависимости всей экономики от тех ее инфраструктурных подразделений, которые находятся в зонах провалов рынка, а также неразвитость рынка капитала. В качестве представителя потребителя государство может выступать, во-первых, как непосредственный производитель, во-вторых, как покупатель-монополист и, в-третьих, как инстанция, которая детально регулирует и контролирует условия производства и продаж. В то же время ни один из отмеченных выше способов не гарантирует достижения ситуации совершенной конкуренции и соответственно, достижения всех возможных Паретоулучшений. При этом критерием оценки при выборе варианта, который обеспечит защиту прав потребителей, должна быть гарантия достижения поставленных целей при минимизации издержек производства и распределения соответствующих благ [2].

Еще одна важная проблема, на которую надо обратить внимание, - финансирование производства частных благ за счет общественного сектора сопоставимо с корректирующими налогами, поскольку должно компенсировать смещение рыночного равновесия относительно точки оптимума в случае обусловленного положительного внешнего эффекта. В случае отрицательного внешнего эффекта, как известно, необходимо введение корректирующего налога. В этой связи следует отметить, что если государство вынуждено выступать в роли организатора производства продукции, не обладающей свойствами частного общественного блага, то данную продукцию необходимо реализовывать, возможно по ценам ниже предельных издержек на ее производство. Кроме того, в последние десятилетия в условиях рыночной экономики идет поиск новых форм реализации программ общественных расходов, в частности, заключение контрактов с частными фирмами па поставку товаров и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых принимает на себя общественный сектор. Развитие контрактно-договорных отношений способствует повышению эффективности общественных расходов, но для достижения подобного результата необходимо, чтобы исполнитель, наделенный правом расходовать общественные средства, был бы ограничен рамками соответствующей программы общественных расходов, в которой были бы четко и ясно определены ожидаемые результаты и критерии оценки результатов хозяйственной деятельности [2].

Информация о работе Экономика общественного сектора