Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:06, курсовая работа
Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России - стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Однако, в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Сегодня в России проблема конкурентоспособности и участие в ее решении государства стоит очень остро.
Введение 2
Часть 1 3
1 Понятие и содержание качества продукции. Система показателей его характеризующая 3
2 Факторы, влияющие на качество продукции. Методы управления качеством 5
3 Понятие конкурентоспособности продукции и предприятия. Показатели их характеризующие 9
4 Взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности. Проблемы и пути повышения качества продукции российских предприятий 12
Часть 2 12
Задача 1Расчет валовой , товарной, реализованной и чистой продукции. 17
Задача 2 Расчет фондоотдачи. 18
Задача 3 Расчет амортизации. 19
Задача 4 Определение критического объема производства. 21
Задача 5 Оценка результатов внедрения планируемых мероприятий. 22
Задача6Оценка последствий влияния негативных моментов на производства. 24
Заключение 26
Список литературы 28
Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.
Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества (см. приложение).
Методы управления качеством продукции:
Покупатели выбирают товар на основе качества или цены, когда считают, что качество товара выше, чем качество товара конкурента. Поэтому важно проводить опросы потребителей и понять их вкусы. Репутации японских товаров за последние 50 лет дали понять, что значит изготавливать качественный товар. В 50-е и 60-е годы большая часть японского экспорта состояла из дешевых безделушек, которые быстро ломались. Однако, в 60-е годы мир начал замечать существенные перемены. Электронные товары из Японии начали заполнять мировой рынок. Они поступали, опережая качество и долговечность остальных товаров различных мировых компаний.
В последствии репутация отличного качества японских товаров отразилась на автомобилях, мотоциклах и др. благ. Пример Японии доказывает, что с развитием качества товаров идет рост экономики всей страны.
Качество должно определяться в терминах входных и выходных данных. Превосходная конструкция, качественная сборка и материалы - это входящие параметры. Однако, эти входные параметры могут и не повысить качество товара. Развитие имиджа этих входных параметров требует, чтобы все параметры были высокого качества. Если бы один из этих рейтингов был бы слабый, то общий рейтинг качества был бы низким. Например, если бы товар был хорошей конструкции, но из плохого материала, то товар не имел бы репутацию высокого качества. Соответственно, все параметры товара взаимосвязаны.
Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
Категории управления качеством продукции:
В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории:
Объект управления - качество
продукции. Иногда в качестве объекта
выступает
Цель управления - уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.
Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Методы и средства управления - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
а) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;
б) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции ( к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой - взыскание за причиненный ущерб от ее не качественности;
в) организационно - распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов , указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;
г) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.
Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания - один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора [4 ,c.356].
Средства управления - включают оргтехнику (в том числе, компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством в состав средств управления качеством продукции также включаются:
- банк нормативной документации,
регламентирующей показатели
- метрологические средства,
включающие (в зависимости от
уровня системы)
- государственная система
обеспечения единства
- государственная служба
стандартных справочных данных
о свойствах веществ и
Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).
Отношения субординации обычно
характеризуются вертикальными
связями от руководителя к подчиненным.
Содержание этих отношений определяется
степенью централизации и
Анализ развития форм и методов организации работ по качеству, выявление возможности приложения к работам по качеству принципов общей теории управления, разработка схем механизма управления качеством, определение характера потребностей, состояние конъюнктуры рынка как исходного элемента управления качеством продукции, критическое рассмотрение определений основополагающих терминов свидетельствуют о следующем:
- Современную организацию
работ по качеству
- Современное управление
качеством продукции должно
- Современное управление
качеством на предприятии,
Принципиальная схема механизма управления качеством органически взаимодействует с маркетинговыми исследованиями и включает в свой состав блок разработки политики в области качества [5, c.344].
3. Понятие конкурентоспособности
продукции и предприятия.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
"Европейский форум
по проблемам управления" определил,
что конкурентоспособность - это
реальная и потенциальная
Конкурентоспособность объекта
определяется по отношению к конкретному
рынку, либо к конкретной группе потребителей,
формируемой по соответствующим
признакам стратегической сегментации
рынка. Если не указан рынок, на котором
конкурентоспособен объект, это означает,
что данный объект в конкретное время
является лучшим мировым образцом.
В условиях рыночных отношений
Конкурентоспособность предприятия
- это относительная
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность
товаров предприятия на
- вид производимого товара;
- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
- лёгкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
- конкурентные позиции
предприятий, уже работающих
- конкурентоспособность отрасли;
-возможность технических новшеств в отрасли;
- конкурентоспособность региона и страны.
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
а) Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
б) Близость предприятия к клиенту.
в) Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
г) Рост производительности
благодаря использованию
д) Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
е) Умение твёрдо стоять на своём.
ж) Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
з) Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.
Как показывает мировая практика
рыночных отношений, взаимосвязанное
решение этих проблем и использование
данных принципов гарантирует
Конкурентоспособность продукции
и конкурентоспособность
Поскольку конкуренция предприятий
на рынке принимает вид
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).
Как известно, товар - главный
объект на рынке. Он имеет стоимость
и потребительную стоимость (или
ценность), обладает определенным качеством,
техническим уровнем и