Эволюция системы налогообложения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Актуальность данной курсовой работы подтверждается тем, что роль налогов и налоговой системы в современной экономике очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета, но и выступают как один из основных инструментов ре

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации налоговой системы 5
1.1. Понятие и сущность налогов 5
1.2. Функции и классификация налогов 8
Глава 2. Этапы в развитии налогообложения России 12
2.1. Эволюция налогов от Древнерусского государства до конца XVII в. 12
2.2. Налогообложение в России со времен Петра I по начало XX в. 15
2.3. Налогообложение в СССР 19
Глава 3. Налоговая система РФ в условиях рыночной экономики 24
3.1. Становление и развитие налоговой системы РФ 24
3.2. Проблемы и критика налоговой системы РФ 28
3.3. Пути совершенствования налоговой системы РФ 31
Заключение 34
Список источников и литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Налогообложения в России1.docx

— 87.81 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики и  менеджмента

Кафедра экономики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Экономическая теория»

 

На тему: «Эволюция  системы налогообложения России»

                 

 

 

 

 

 

 

 

      

                                             Выполнил: студент 1 курса, 13 группа

                     Форма обучения очная

                                             Специальность мировая экономика

                                             Литвинов Алексей Олегович

 

                                           Проверила: кандидат экономических

      наук, доцент

                                       Кузнецова Марина Владимировна   

 

 

 

 

 

 

Оценка____________

Дата______________

 

Курск 2011 г.

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  аспекты организации налоговой  системы 5

1.1. Понятие  и сущность налогов 5

1.2. Функции  и классификация налогов 8

Глава 2. Этапы  в развитии налогообложения России 12

2.1. Эволюция  налогов от Древнерусского государства  до конца XVII в. 12

2.2. Налогообложение  в России со времен Петра  I по начало XX в. 15

2.3. Налогообложение  в СССР 19

Глава 3. Налоговая  система РФ в условиях рыночной экономики 24

3.1. Становление  и развитие налоговой системы  РФ 24

3.2. Проблемы  и критика налоговой системы  РФ 28

3.3. Пути совершенствования  налоговой системы РФ 31

Заключение 34

Список источников и литературы 36

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе.  Актуальность данной курсовой работы подтверждается тем, что роль налогов и налоговой системы в современной экономике очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета, но и выступают как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.

Степень разработанности  исследуемой темы. Теоретическую базу в области налоговых отношений заложили зарубежные ученые: Д. Баатц, К. Бригман, А. Вагнер, Дж. Кейнс, К. Маркс, А. Маршалл, Дж. Милль, Э. Орт, В. Петти, Д. Рикардо, А. Смит, К. Хойзер, М. Фридман, П. Шрайнер и российские специалисты в области налоговой теории: С. Барулин, А. Брызгалин,  Н. Вишневская, А. Демин, А. Макрушин, A. Никитина, С. Пепеляев, Р. Сомоев, А. Сырцов, Д. Черник, Т. Юткина и др.

В отечественной экономической  литературе имеются работы и специальные  исследования, посвященные истории  налогов и налогообложения в  стране.

Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проследить эволюцию налогообложения в России и предложить пути совершенствования налоговой системы РФ.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  • определение сущности и значения налогов;
  • характеристика основных этапов возникновения налогообложения в России;
  • анализ действующей налоговой системы РФ.

 

Объектом  исследования являются налоговая система России в разных периодах истории.

Предметом исследования является процесс эволюции налоговой системы России.

Теоретико-методологическую основу работы составили труды ведущих отечественных ученых в области истории налогов и налогообложения: Черник Д.Г., Юткина Т.Ф., Жидкова Е.Ю., Миляков Н.В., Дадашев А.З., Пепеляев С.Г., Николаев М.К., Перов А.В., Толкушкин А.В., Сажина М.А.

Информационной базой  диссертации являются Налоговой кодекс РФ и Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц".

Структура работы. Курсовая работа состоит из  введения, трех глав и заключения. Первая глава делится на два параграфа, вторая и третья главы делятся на три параграфа. Неотъемлемой частью является список использованной литературы. 

Глава 1. Теоретические аспекты организации налоговой системы

1.1. Понятие и  сущность налогов

 

 

До настоящего времени  среди ученых нет единого мнения по поводу определения и содержания понятия «налог». К определению понятия «налог» можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной и т.п. При этом будут по-разному учитываться аспекты налогообложения в зависимости от цели дефиниции.

Рассмотрим, как определяют понятие «налог» некоторые специалисты  в области налоговой теории.

По мнению Черника Д.Г., налог по своей сущности, есть "…изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового определенного  продукта в виде обязательного взноса".1

Юткина Т.Ф. считает, что налог в реальном налоговом механизме - безвозвратная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с налоговым кодексом части их доходов с целью удовлетворения общественно-необходимых потребностей.2

Законодательное определение  налога впервые в РФ было дано в  ст.2 ФЗ "Об основах налоговой системы  Российской Федерации": "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами".3

По мнению законодателей, налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с  юридических и физических лиц.

Мы считаем, что такое  определение явно неудачное, потому что оно не раскрывает существенных правовых признаков налога и не дает никаких юридических критериев  для отличия налогового платежа  от неналогового.

Поэтому обратимся к анализу  дефиниции налога, данной в ст. 8 НК РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.4

Теперь, исходя из определения, рассмотрим основные признаки и основные элементы налога.

Основные признаки налога следующие:

  • императивность или абсолютная обязательность уплаты налога;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • законность, так как налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;
  • регулярность взимания;
  • уплата в целях финансирования деятельности государства.5

Для установления налога в  законе определены его основные элементы:

  1. Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством  установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.
  1. Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством  предусмотрены следующие объекты  налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

  1. Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.
  2. Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые  налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются  непосредственно к налоговой  базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении  земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие  ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную  сумму налога на единицу налоговой  базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе служит шкала обложения физических лиц подоходным налогом, действовавшая до 2001 г. Вся сумма годового облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%; вторая часть (от 50 тыс. до 150 тыс. руб.) — по ставке 20%; третья часть (более 150 тыс. руб.) — по ставке 30%. В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные  ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются по единому социальному налогу.

  1. За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.
  2. Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством  предусмотрена следующая система  льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.6

1.2. Функции и классификация налогов

 

Налоги — основа формирования бюджета, однако этим их функции отнюдь не исчерпываются. Функции налогов являются проявлением их сущности, способом выражения их свойств.7 Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Следует сказать, что у ученых не выработано единой точки зрения по поводу функций налогов (в различных источниках можно встретить разные, порой противоположные, взгляды).

Выделим четыре, на наш взгляд, основные функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и  контрольная.

Информация о работе Эволюция системы налогообложения России