Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:56, курсовая работа
Актуальность темы. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Актуальность данной курсовой работы подтверждается тем, что роль налогов и налоговой системы в современной экономике очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета, но и выступают как один из основных инструментов ре
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации налоговой системы 5
1.1. Понятие и сущность налогов 5
1.2. Функции и классификация налогов 8
Глава 2. Этапы в развитии налогообложения России 12
2.1. Эволюция налогов от Древнерусского государства до конца XVII в. 12
2.2. Налогообложение в России со времен Петра I по начало XX в. 15
2.3. Налогообложение в СССР 19
Глава 3. Налоговая система РФ в условиях рыночной экономики 24
3.1. Становление и развитие налоговой системы РФ 24
3.2. Проблемы и критика налоговой системы РФ 28
3.3. Пути совершенствования налоговой системы РФ 31
Заключение 34
Список источников и литературы 36
Также проводилась налоговая политика по снижению налогового бремени налогоплательщиков, что выражалось в снижении налоговых ставок. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 г. максимальная ставка составляла 60%, в 1998 г. — 35%, с 2000 г. введена единая ставка 13%. Это способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики.
С 1 января 2001 г. вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации, раздел VIII «Федеральные налоги»: глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 23 «Налог на доходы физических лиц», глава 24 «Единый социальный налог». В последующие периоды продолжалось введение налогов во вторую часть кодекса. В настоящее время она содержит все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, кроме налога на имущество физических лиц.
В 2001 г. формирование новой
налоговой системы было продолжено,
и с 1 января 2002 г. вступили в действие
еще три важнейшие главы
В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений. В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.
Что касается Налогового кодекса Российской Федерации, то в настоящее время его вторая часть включает 11 глав. Помимо вышеперечисленных глав, были добавлены три главы, посвященные специальным налоговым режимам, и кроме этого глава, посвященная транспортному налогу. Налоговой кодекс в настоящее время является единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.
Налоговая система функционирует благодаря федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим между собой для достижения общих целей и выполнения функциональных задач. Это Министерство финансов РФ (Минфин России), Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ), Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) и Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ).
Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
МНС РФ – это федеральный орган исполнительной власти, который представляет собой централизованную систему налоговых органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов.
ГТК РФ – это федеральный орган исполнительной власти, который руководит таможенным делом в Российской Федерации.
ФСНП РФ относится к
числу федеральных
Характеризуя в общем налоговую систему, следует отметить, что при ее создании и дальнейшем реформировании исходили из учета внутринациональных особенностей России, а именно: уровня развития страны, выбранной экономической политики, финансово-бюджетного устройства и других аспектов. Эти особенности и нашли свое выражение в ряде организационных принципов, положенных в основу современной налоговой системы Российской Федерации.
Налоговое законодательство развивается постепенно, в этой сфере быстро изменить что-либо невозможно. А проблемы возникают постоянно, и зачастую их приходится решать на ходу.16
Действующая в России налоговая
система вызывает множество нареканий
со стороны предпринимателей, экономистов,
депутатов, государственных чиновников,
журналистов и рядовых
Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов. И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.
Остановимся на некоторых аспектах. В чем сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги — высокими или низкими — это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.
Естественное и вполне объяснимое
желание большинства населения
уменьшить налоги вступает в противоречие
с неотложными нуждами
Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.
Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно так. Без острой необходимости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Подобные изменения свидетельствуют об отсутствии стройной концепции, вновь и вновь возвращают нас к мысли о необходимости создания научной школы. Но в то же время, не оправдывая такие изменения следует иметь в виду, что налоговая система сегодня не может быть застывшей. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном.
Действующая налоговая система во многом соответствует, по крайней мере, по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.
Процесс эволюции налогообложения — закономерный процесс, каждый из этапов которого закономерно вытекает из предыдущего этапа и в свою очередь обладает имманентно присущими для него посылками, условиями для следующего этапа.
Система налогообложения находится в постоянной динамике. На всех стадиях своего развития она подвержена влиянию субъективных и объективных факторов. Поэтому в зависимости от той или иной эпохи институт налогообложения будет сохраняться, но претерпевать некоторые изменения.
В настоящее время в Российской Федерации серьезная проблема, которая, однако, была и в прошлые периоды истории, — уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов.
В таких условиях резко вырастает важность и значение контрольной работы налоговых органов, и потому к ней должны предъявляться особые требования. Здесь главное — сформировать у налогоплательщиков понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. Поэтому основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков.
К сожалению, многие формы налоговых злоупотреблений не могут быть устранены только этим и методами. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед посредством совершенствования нормативно-правовой базы, оперативного перекрытия возможных каналов возникновения налоговых нарушений. Следует предусмотреть установление жесткого повседневного контроля за соблюдением налогового законодательства, заблаговременное пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов.
Повышению собираемости налогов может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования.
Налоговая реформа должна предусматривать, с одной стороны, снижение налоговой нагрузки и решение наиболее важных для бизнеса вопросов (ликвидация барьеров, препятствующих развитию инвестиций), с другой же стороны, — большую «прозрачность» налогоплательщиков для государства, улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения.
Следует добиваться перехода
к системе единого
Переориентация функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестиций в производственную сферу, что, в свою очередь, позволит создать надежный фундамент для обеспечения стабильных налоговых поступлений в казну государства.
Итак, мы рассмотрели возможные действия по улучшению функционирования действующей налоговой системы России. Эволюция системы налогов идет и будет идти, и на каждом новом этапе её развития нужно предлагать новые пути совершенствования.
Мы рассмотрели налоговую систему России и проследили, как шла эволюция налогообложения с IX века по настоящее время. В нашей работе мы проанализировали действующую налоговую систему РФ и предложили направления ее совершенствования.
Первый налог, представлявший
собой дань в княжескую казну
и который являлся
В разные периоды вводились новые налоги, изменялись основные объекты налогообложения. Примерно с XVI века налоговая деятельность начинает контролироваться с помощью специальных документов, а в середине следующего века создается специальный орган – Счетная палата, - в компетенции которого была проверка финансовой деятельности приказов и анализ приходных и расходных книг, что позволило достаточно точно определять бюджет государства.
Во времена Петра I увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии и созданием флота. Всё это происходило за счёт взимания налогов. Появляется новый вид прямого налога – подушевая подать, - который, несмотря на серьезную критику, был отменен лишь в конце XIX века