Эволюция системы налогообложения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:56, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Актуальность данной курсовой работы подтверждается тем, что роль налогов и налоговой системы в современной экономике очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета, но и выступают как один из основных инструментов ре

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации налоговой системы 5
1.1. Понятие и сущность налогов 5
1.2. Функции и классификация налогов 8
Глава 2. Этапы в развитии налогообложения России 12
2.1. Эволюция налогов от Древнерусского государства до конца XVII в. 12
2.2. Налогообложение в России со времен Петра I по начало XX в. 15
2.3. Налогообложение в СССР 19
Глава 3. Налоговая система РФ в условиях рыночной экономики 24
3.1. Становление и развитие налоговой системы РФ 24
3.2. Проблемы и критика налоговой системы РФ 28
3.3. Пути совершенствования налоговой системы РФ 31
Заключение 34
Список источников и литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Налогообложения в России1.docx

— 87.81 Кб (Скачать документ)

Многие преобразования в  области налогов относились к  периоду правления Александра II (1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Многолетний опыт использования подушевой подати показал его недостатки, поскольку установление налога вне зависимости от возможностей населения рано или поздно обречено на неудачу. В России подушевая подать тяжким бременем ложилась на беднейшее население. Однако, несмотря на серьезную критику, она была отменена лишь в конце XIX в.

Важным шагом на пути налоговых  реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Был отменен налог на соль (1880), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населения.

Наиболее крупные и  прогрессивные изменения в налоговой  сфере произошли в период правления Александра III (1845-1894). Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

По инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога.

При И. А. Вышнеградском крупные изменения в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались размеры уже действовавших налогов.

Существенные изменения  в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы — до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли столь значительную роль.

Можно сказать, что отмена подушевой подати создала условия для введения подоходного налогообложения, возможность применения данного налога к тому времени была неплохо проработана теоретически, к тому же имелся опыт его использования в развитых странах. В конце XIX в. основным источником доходов бюджета служил питейный акциз, следующими по значению косвенными налогами были пошлины. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

Начало XX века для России — период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались — только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения. По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и налоговой  системы в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской войной.

2.3. Налогообложение  в СССР

 

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. Переход на новые экономические отношения в Советской России начался с доклада  В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям — «О замене продразверстки продовольственным налогом". В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства. 

Необходимо отметить, что  на развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда её черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию — по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное налогообложение и дистимулирующие налоги.

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений — действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. 

Существование налогов в этой ситуации теряло свой смысл. Существующие налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны были введен военный налог (отменен в 1946 году). Кроме того, 21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог не имел аналогов в истории и помимо СССР был установлен также в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов. 

Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления — хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41% в составе всей доходной части бюджета. 

Смена высшего руководства  страны и проведение тех или иных политических компаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н.С. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае 1960 года налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. 

К началу реформ середины 80-х годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8% всех поступлений бюджета.13

С принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан  целый ряд законодательных актов  по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые  впоследствии были систематизированы  в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций». Этот Закон установил  обязанность предприятий, объединений  и организаций уплачивать следующие  общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Были внесены изменения  в законодательство, устанавливающее  порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с  Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных  граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан  от ведения крестьянского хозяйства  и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

В 1991 г. налогообложение и  налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в  политических целях, которые принимали  собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный  Совет РСФСР принял Закон «О порядке  применения Закона СССР «О налогах  с предприятий, объединений и  организаций», согласно которому для  предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый  режим в виде снижения налоговых  ставок и определенных налоговых  льгот. Данное положение стимулировало  кампанию по «переподчинению» предприятий  и направление всех налоговых  потоков в российский, а не в  союзный бюджет».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная  государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара. 

Глава 3. Налоговая система  РФ в условиях рыночной экономики

3.1. Становление  и развитие налоговой системы РФ

 

В 1992 г. началось возрождение  налоговой системы Российской Федерации. В связи с отсутствием собственного теоретического и практического  опыта оно происходило несколько  спонтанно, в какой-то мере методом  «проб и ошибок». Частично перенимался  зарубежный опыт, в первую очередь, американский, германский и французский.14

В современной  России в связи с переходом  от централизованно-плановой к рыночной экономике необходимо было в спешном  порядке (после августовских событий 1991 г.) формировать адекватную налоговую  систему. В течение декабря1991 г. были приняты 10 законов Российской Федерации, в том числе базовый «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27.12.1991 г. № 2118-1), и специальные, посвященные отдельным налогам – на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, подоходному, акцизам, налогам на рекламу и др. В каждом из этих  законов были изложены общие положения и характеристики элементов конкретного налога.15

Налоговая система Российской Федерации с момента ее введения и до настоящего времени прошла сложный  путь становления и развития. Изменения  происходили не только в порядке  исчисления и уплаты налогов, но и  в ее структуре. С 1 января 1992 г. было введено 19 видов налогов. По каждому  виду налога был принят соответствующий  законодательный акт, налоговые  органы разрабатывали инструкции, которые  носили разъяснительный характер. За период действия налоговой системы  в ее структуру входило в разные периоды 46 различных видов налогов  и сборов. Развитие налоговой системы сопровождалось постоянными изменениями законодательства, нарушались принципы налогообложения.

Нередко новые положения  распространялись на прошедшие периоды  и тем самым ухудшали финансовое состояние организаций. Необходимо было разработать Налоговый кодекс, который гарантировал бы стабильность налоговой системы, определял налоговые  отношения, порядок исчисления налогов.

С 1 января 1999 г. вступила в  силу первая часть Налогового кодекса  Российской Федерации, которая позволила  решить многие назревшие налоговые  проблемы и значительно повысила защищенность добросовестных налогоплательщиков. Она регулирует отношения между  государством и его гражданами по вопросам взимания налогов и платежей. Налоговый кодекс устанавливает  систему налогов, определяет виды налогов  и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, основные сроки  установления налогов и сборов субъектов  Российской Федерации и местных  налогов и сборов, а также права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и  методы контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Информация о работе Эволюция системы налогообложения России