Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:23, курсовая работа
Информационно-аналитический сайт для непрофессиональных инвесторов - Деньга.Ру сообщает и прогнозирует: «После небольшого замедления в конце прошлого года с начала 2009 темп рост цен увеличился. За первый квартал Индекс потребительских цен вырос на 5,4 %. Его причиной был и денежная накачка в конце 2008года.и девальвация рубля, увеличивавшая стоимость импортных товаров. При этом на отдельные группы товаров темпы рост цен уменьшились.
Введение.
Глава I. Категория цены и стоимости в экономической науке.
Экономическая сущность цены и стоимости.
Функции цен.
Рыночная стоимость и рыночная оценка.
Глава II. Виды цен.
Виды цен и их классификация.
2.2. Равновесная цена
Заключение.
Содержание:
Введение.
Глава
I. Категория цены и стоимости
в экономической науке.
Глава
II. Виды цен.
2.2. Равновесная
цена
Заключение.
Введение.
Информационно-аналитический сайт для непрофессиональных инвесторов - Деньга.Ру сообщает и прогнозирует: «После небольшого замедления в конце прошлого года с начала 2009 темп рост цен увеличился. За первый квартал Индекс потребительских цен вырос на 5,4 %. Его причиной был и денежная накачка в конце 2008года.и девальвация рубля, увеличивавшая стоимость импортных товаров. При этом на отдельные группы товаров темпы рост цен уменьшились. Ограничение печати новых денег привело к уменьшению темпа роста цен к середине весны. Шансы увидеть резкое замедление цен или тем более их снижение по итогам 2009 году у нас не велики, изменения темпа роста цен будет зависеть, в первую очередь от того, как много денег будет «напечатано», а не по проекту окажется дефицит государственно бюджета, насколько Центробанк будет кредитовать банковскую систему. В период кризиса рост цен
происходит неравномерно. Больше всего обычно дорожает продовольствие, товары и услуги повседневного спроса. Большинство прогнозов по росту цен на потребительские товары в 2009 году укладываются в промежутке между 13 и 30%»
Это показывает важность цены и актуальность выбранной темы в период Мирового экономического кризиса, когда цены резко увеличились.
В своей работе я использовала труды авторов: М.Д. Магомедова, А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич, И.В. Афонин, А.С. Баздникин и многих других. Также я использовала статистические данные с сайта www.gks.ru.
В первой главе я рассказываю о сущности цены и стоимости. Так же приводятся определения цены и стоимости, их роль в экономике, основные теории цены и стоимости, которые выдвигали различные теории и концепции, перечисляются и раскрываются основные функции цен, которые показывают деятельность и задачи цен. Рассматриваются рыночная оценка, как оценка рыночной стоимости, методы рыночной оценки, на примере рыночной стоимости недвижимости.
Во второй главе говорится о классификации видов цен. Действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Они классифицируются по экономическим признакам, образуя соответствующие группы.
В
третей главе рассматриваются основные
показатели среднего изменения цен в экономике,
приводятся динамика цен в экономике России
и по Чечне.
Глава
I. Категория цены и стоимости
в экономической науке.
Цена является категорией товарного производства. Она существует с тех пор, как начался систематический обмен продуктами труда между обособленными товаропроизводителями, возникло товарное производство, начал действовать закон стоимости, появились деньги, ставшие мерилом стоимости товара.
В рыночных условиях производственные отношения и хозяйственные связи между отраслями экономики и отдельными организациями основаны на товарно-денежных отношениях.
Ценообразование включает в себя два основных элемента - систему цен и механизм ценообразования. С помощью системы ценообразования обеспечивается эквивалентный обмен результатами труда товаропроизводителей с учетом общественной потребности в их продукции и платежеспособного спроса на нее.
Цена является рыночной характеристикой товара; в ней
в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей. Определяя
цену на товар, покупатель оценивает потребительские свойства товара и дает им обобщенное выражение, предлагая цену,
по которой он согласен приобрести этот товар, — цену спроса.
Продавец, оценивая свои затраты на производство и реализацию
товара учитывает заинтересованность в товаре покупателя, определяет свою цену – цену предложения. Покупатель стремиться снизит цену за товар до минимума , так как на сэкономленные деньги он может удовлетворить свою дополнительную потребность(приобрести еще аналогичный товар или другие товары и услуги), а продавец стремиться установить максимально возможную цену, что способствует росту прибыли продавца, а значит, повышает его материальную заинтересованность. В конечном итоге, соблюдая свои интересы, продавец и покупатель приходят к компромиссной цене, которая устраивает обе стороны.
Цена — это денежное выражение стоимости товара, это то количество денежных средств, за которое продавец согласен
отдать единицу товара, а покупатель — заплатить.
Под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные,
прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Сущность цены как правовой категории четко закреплена
в Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ). В его первой части выделена специальная статья, определяющая особенности современной практики ценообразования (ст. 424 ГК РФ). В статье
указывается, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Этим подтверждается практика применения в России свободных рыночных цен, т. е. определяемых спросом, потребностями, покупательной способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами, а не централизованно утвержденных государственными органами.
Разновидностью цен признаны тарифы, расценки, ставки
и т. п. Таким образом, можно утверждать, что ценообразование
распространяется:
1) на банковские операции (процентные ставки за пользование кредитом, за отдельные банковские операции);
2) на трудовые отношения (расценки, ставки за выполняемые работы, технологические операции).
В то же время подчеркивается, что в предусмотренных Законом о конкуренции случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными
органами, т.е. государство оставляет за собой право участвовать
в ценообразовании. В ГК РФ предусмотрено, что покупатель обязан оплатить
товар непосредственно до или после его передачи продавцом в размере его полной цены (п.1 ст.486 ГК РФ). В случае неисполнения покупателем обязанностей по оплате товара продавец получает право требовать не только уплаты цены, но и уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами.
В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена, исходя из его условий, устанавливается та цена, которая обычно взимается за аналогичные товары, работы
или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Ст. 503 ГК РФ определены права покупателя в случае продажи товара ненадлежащего качества, в том числе право требовать:
1) замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
2) соразмерного уменьшения покупной цены;
3)возмещение расходов на устранение недостатков товаров.
Цена в большинстве видов договоров не отнесена к существенным условиям, т.е. ее указания не являются обязательным. Исключение составляют следующие случаи:
Согласно п. 5 ст.709 смета(цена работы) может быть приблизительной и твердой, причем при отсутствии других указаний в договоре порядка цена работы считается твердой. При приблизительной цене подрядчик, согласно п. 5 может ставить перед заказчиком вопрос о существенном повышении цены. Последний вправе отказаться в этом случаен от договора с уплатой подрядчику цены за уже выполненную работу.
Незначительное превышение приблизительной сметы должно быть оплачено заказчиком при условии современного предупреждения его об этом. Заказчик, со своей стороны, вправе требовать снижения приблизительной сметы, представив надлежащие обоснования.
Твердая цена не подлежит пересмотру независимо от причин. Из этого правила допускаются исключения, как в части повышения, так и снижения цены. Согласно п. 6 при существенном возрастании стоимости материалов, оборудования и услуг подрядчик вправе требовать увеличение цены, а при возражении заказчика вправе расторгнуть договор в соответствии со ст. 451 ГК РФ. Пересмотр цены не допускается при наличии у подрядчика экономии (ст.701). Уменьшение цены возможно при ненадлежащем качестве выполненных работ (ст.723 ГК РФ), и наконец уменьшение цены может иметь место с учетом стоимости остающегося у подрядчика материала заказчика (ст. 713). Для устранения неблагоприятных последствий удорожания выполняемых работ и возможных по этому вопросу споров сторон в договорной смете принято предусматривать резерв для покрытия непредвиденных и дополнительных работ.
К цене по договору подряда сторонами могут согласоваться скидки (при несвоевременном выполнении работ и их надлежащем качестве) и доплаты (за досрочное выполнение работ и их высокое качество0. Такие скидки и доплаты имеют стимулирующее значение и являются полезными, хотя их согласование может вызывать определенные трудности у сторон.
В рыночной экономике существуют разнообразные виды разновидностей цен, образующие единую систему и обслуживающие хозяйственный оборот предприятий , отраслей и регионов, а также экономические взаимоотношения государства, отдельных хозяйствующих субъектов и населения.
Система цен – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.
Основой взаимосвязи цен в пределах единой системы является соподчиненность различных стадий общественного воспроизводства ( производство, распределение, обращение, потребление). Цены на каждой предыдущей стадии являются составным элементом цены на посредствующих стадиях. Внутренняя взаимосвязь цен прослеживается как по формированию затрат и цен на всех стадиях общественного воспроизводства, так и по их влиянию друг на друга.
Система цен, являясь составной частью хозяйственно механизма, должна современно реагировать на его изменения. Естественно, если происходит изменение системы цен, то меняются ее основные элементы – конкретные виды цен. При этом конкретные цены обладают относительно меньшей устойчивостью, чем система цен в целом.
Изменение отдельных видов цен происходят под влиянием различных факторов. В связи с тем, что все виды цен взаимосвязаны, изменение одних видов, как правило, приводит к изменению других. Например, изменение цены на тот или иной товар повлечет за собой изменение затрат на производство другого товара и его цены при условии, что он будет использован в качестве компонента при производстве данного товара. Так, изменение цен на муку отражается на уровне хлебобулочной продукции.
Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников.
В ценовом механизме следует различать и выделять 2 взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, с другой – ценообразование как способ, правила формирования и установления новых цен и изменение действующих.
Информация о работе Категория цены и стоимости в экономической науке