Категория цены и стоимости в экономической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

Информационно-аналитический сайт для непрофессиональных инвесторов - Деньга.Ру сообщает и прогнозирует: «После небольшого замедления в конце прошлого года с начала 2009 темп рост цен увеличился. За первый квартал Индекс потребительских цен вырос на 5,4 %. Его причиной был и денежная накачка в конце 2008года.и девальвация рубля, увеличивавшая стоимость импортных товаров. При этом на отдельные группы товаров темпы рост цен уменьшились.

Содержание

Введение.
Глава I. Категория цены и стоимости в экономической науке.
Экономическая сущность цены и стоимости.
Функции цен.
Рыночная стоимость и рыночная оценка.

Глава II. Виды цен.
Виды цен и их классификация.
2.2. Равновесная цена
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)
    • одна из сторон сделки не обязана отчуждать  объект рыночной оценки, а другая сторона  не обязана принимать исполнение;
    • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
    • объект рыночной оценки представлен на открытый рынок в форме публичной аферты;
    • стоимость сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект рыночной оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
    • платеж за объект рыночной оценки выражен в денежной форме.

    • Оценка  рыночной стоимости

    Рыночная стоимость недвижимости и ее расчет  является самым распространенным видом рыночной оценки. Оценка рыночной стоимости включает в себя определение стоимости объекта или отдельных прав в отношении оцениваемого объекта, например, права аренды, права пользования и т.д. Зачастую, рыночная стоимость недвижимости является очевидной для ее владельцев или возможных покупателей. Однако, после проведения оценки рыночной стоимости, ее цена может быть значительно скорректирована. Для определения этой реальной стоимости и производится оценка недвижимости. Рыночная оценка может быть проведена в отношении таких объектов, как:

      • земельные участки
      • объекты жилой недвижимости (квартиры, коттеджи, дома)
      • объекты коммерческой недвижимости (офисные помещения, гостиницы, торговые и складские площади)
      • объекты промышленной недвижимости (здания, сооружения, промышленные комплексы)
      • инженерные коммуникации (мосты, путепроводы, газо- и нефтепроводы, теплосети)
      • объекты незавершенного строительства

    Оценка  рыночной стоимости помогает максимально  выгодно распоряжаться недвижимым имуществом, этим новым ресурсом, который  предприятия и граждане получают в свое распоряжение. Рыночная оценка становится необходимой уже тогда, когда собственники земли и недвижимости захотят заложить их для получения кредита. Без должной оценки не стоит рассчитывать и на привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава II. Виды цен. 

    3.1.Виды  цен и их классификация. 

       Действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Они классифицируются по экономическим признакам, образуя соответствующие группы.(табл. 1) 

    Виды  цен в рыночной экономике

    Таблица 1 

    п\п

    Признаки  классификации Виды  цен
    1 2 3
    1 В зависимости  от сферы товарного обращения Оптовые

    Розничные

    На продукцию  строительства 

    Тарифы на услуги

    Обслуживающие внешнеторговый оборот

    2 В зависимости  от степени возмещения транспортных расходов Без учета транспортных расходов

    Учитывающие транспортные расходы

    3 В зависимости  от территории действия Единые

    Региональные

    Местные

    4 В зависимости  от государственного воздействия, регулирования  и степени конкуренции на рынке Свободные(рыночные)

    Фиксированные

    Регулируемые

    5 По способу  установления Твердые

    Текущие

    Подвижные

    Скользящие

    6 В зависимости  от времени действия Постоянные

    Сезонные 

    Ступенчатые

    7 По способу  получения информации об уровне цен Публикуемые

    Расчетные

    8 По формам продаж Контрактные (договорные)

    Биржевые котировки

    Ярмарок и выставок

    Аукционные

    Трансфертные 

    9 По степени  обоснованности Базисные

    Справочные

    Прейскурантные

    Расчетные

    Фактическая цена сделки

    10 В зависимости  от выбранной ценовой стратегии  при внедрении товара на рынок С возмещением  издержек производства

    Престижные

    Психологические

    «Следование за лидером»

    «Снятие сливок»

    «Внедрение на рынок»

     

       Основным признаком классификации является обслуживаемая ценами сфера оборота товара. По другим классификационным признакам цены дифференцируются на разновидности в пределах видов цен, входящих в эту группу.

       Цены, в зависимости от  обслуживаемой ими сферы товарного обращения, подразделяются на следующие виды:

    • оптовые;
    • розничные;
    • цены на продукцию строительства;
    • тарифы на услуги;
    • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

       Оптовые цены – те, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского  назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребление товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации( снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи).

       Оптовые цены в зависимости от их назначения и взаимосвязи субъектов хозяйствование подразделяются: на закупочные, оптовые цены предприятия, оптово-отпускные цены оптовые цены промышленности.

        Закупочные цены обслуживают оборот продукции между сельскохозяйственными, рыболовецким,  охотничьими предприятиями и организациями, с одной стороны, и с промышленностью, посредническими и заготовительными организациями, в том числе на которые возложены государственные закупки., а также торговыми организациями – с другой.

       Уровень закупочных цен обусловливается величиной затрат на производство (добычу) продукции и прибыли, формирующейся под влиянием спроса и предложения. Закупочные цены не содержат НДС.

        Розничные цены – цены, по которым продукция реализуется мелкими партиями индивидуальным потребителям. Розничная цена – цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли – продажи(ГОСТР 51303-99). В состав розничной цены включаются оптовая цена промышленности, торговая надбавка (скидка),  в которую входят в издержки обращения, прибыль торгового предприятия, акцизы, НДС.

        Цены на продукцию строительства бывают трех видов:

    • сметная стоимость строительства отражает уровень предельных затрат на строительство определенного объекта;
    • прейскурантная цена – средняя стоимость единицы продукции объекта строительства, например 1 м2 площади;
    • договорная цена – цена, которая устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком строительства.

       Сметная стоимость (цена) как на строительство новых объектов, так и на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих объектов определяется на основе агрегирования цен, товаров, расценок и сметных норм на строительно-монтажные работы, включая цены на строительные материалы и конструкции, на приобретаемое для установке на объекте оборудования, а также на инструмент и производственный инвентарь. также в сметной стоимости учитывают цены на по доставке оборудования, расходы погрузочные-разгрузочные работы, тару и т.д.

       Сметная стоимость применяется при возведении объектов по индивидуальным проектам, привязанным к конкретным условиям строительства. В основном сюда относятся объекты промышленного и транспортного назначения.

       Прейскурантную цену целесообразно использовать при типовом строительстве. Этот вид цен полнее выражает функцию цены и получает все большее распространение, особенно при сдаче объектов « на ключ».

       Фактически расчеты между заказчиками и строительными организациями (подрядчиками) осуществляются по договоренности  сторон с учетом компенсации затрат на материалы и строительно–монтажные работы, а также прибыли, складывающейся в зависимости от спроса и предложения, т.е. по свободным (рыночным) ценам.

        Тарифы – это цены на товары особого рода – услуги. Наряду с производством материальных ценностей ряд отраслей народного хозяйства оказывает хозяйствующим субъектам, организациям и населению всевозможные услуги, которые, как и товар, имеют потребительскую стоимость.

         Отдельными видами услуг пользуются как хозяйствующие субъекты и организации, так и население. Тарифы на услуги, предоставляемые хозяйствующим субъектам и организациям, по экономическому содержанию близки к оптовым ценам. Тарифы на услуги транспорта, предоставляемые населению, по экономическому содержанию можно отнести к розничным ценам. 

        Тарифы на услуги транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров; тарифы авиационного, железнодорожного, морского, речного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

        Тарифы на услуги, оказываемые населению, - тарифы на услуги коммунального хозяйства, телефонной сети, на медицинское обслуживание др.  

        Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, используются при экспорте и импорте товаров. Исходной базой и решающим фактором формированием и динамики внешнеторговых цен являются мировые цены, отражающие условия производства и реализации товаров в мировом хозяйстве. Условия формирования мировых цен неодинаковы по разным  товарным группам в различных регионах. По одним товарам формируются единые мировые рынки и единые мировые цены, по другим – имеется несколько региональных рынков с различным уровнем цен.

        В зависимости от степени возмещения транспортных расходов потребителям оптовые цены подразделяются на 2 вида:

    1. цена, устанавливаемая на товар при передаче его покупателю в месте производства. Соответственно, транспортные расходы по доставке товара до места назначения оплачивает покупатель.
    2. цена, в которую включены транспортные расходы по доставке грузов до места назначения. Она формируется отправителем (производителем) продукции с включением в нее одинаковой  суммы транспортных расходов независимо от местонахождения покупателя. Эта сумма определяется как средняя величина стоимости перевозки продукции с учетом всех расстояний до местонахождения покупателей. Примером использование таких цен являются цены на бытовую технику и мебель с бесплатной доставкой в пределах МКАД.

       В зависимости от территории действий цены подразделяют :

      • на единые;
      • региональные;
      • местные.

       Единые цены действуют на всей территории страны, устанавливаются и регулируются государством, например, цены на газ, электроэнергию и др. Единым могут быть оптовые цены, тарифы, иногда и розничные цены.

       Региональные цены формируется на отдельных территориях страны. Они могут быть оптовым  и  закупочными. Применение региональных цен определяется тем, что на производство сырья и продукции  сельского хозяйства существенное влияние оказывают природно–климатические условия.

        Местные цены устанавливаются на продукцию, которая производится в данном регионе. Они могут быть оптовыми, закупочными и розничными, а также к ним относятся тарифы на бытовые и коммунальные услуги, оказываемые населению.

       В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке цены бывают:

    • свободные(рыночные);
    • фиксированные;
    • регулируемые.

      Свободные цены – это цены, которые свободно формируются только под влиянием изменения конъюнктуры рынка и не испытывают прямого государственного воздействия. Государственная политика находит в них свое косвенное отражение через воздействие на ситуацию на рынке и установленные «правил игр» на рынке.

       К свободным относятся:

    • цены спроса – цены, по которым потребители готовы приобретать товары;
    • цены предложения – цены, по которым производители готовы продать товар;
    • цены производства – цены, определяемые на основе издержек производства плюс средняя прибыль.

       Фиксируемые цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которого возможно только в соответствии с решением государственных органов по ценообразованию. В условиях рыночной экономики круг товаров, на которые устанавливается фиксированные цены, ограничен. Обычно фиксация цен осуществляется как временная мера, цель применения которой – поддержка социально незащищенных слоев населения или выход из кризисной ситуации.

        Регулируемые цены формируются под влиянием колебаний спроса и предложения, но испытывают определенное лимитирующее воздействие государственных органов по ценообразованию, министерств и ведомств, ограничивающих рост или снижение цен в разной степени. Регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения. Они так же могут устанавливаться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов.

        К регулируемым ценам относятся:

    • предельные(пороговые, лимитные) цены – самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию;
    • гарантированные цены – единые для всех производителей цены, по которым закупается продукция, устанавливаемые в целях создания оптимальных экономических условий производства продукции.
    • рекомендуемые цены – цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не носит обязательный характер.

        По способу установления цены бывают:

    • твердые;
    • текущие;
    • подвижные;
    • скользящие.

       Твердые (постоянные0 цены устанавливаются договорами и не меняются в течении всего срока поставки продукции по этому договору, обычно в договоре делается оговорка: « цена твердая, изменению не подлежит».

       По текущим ценам осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка.

       Подвижные цены – цены, указанные в договоре с оговоркой о возможности их дальнейшего уточнения в случае изменения рыночной цены к моменту фактического выполнения поставки.

       Скользящие цены устанавливаются на изделия требующие длительного срока изготовления .Такие цены исчисляются по окончании исполнении договора , так как на протяжении срока изготовления могут подвергаться существенному изменению отдельные статьи издержек производства.

       В зависимости от времени действия цены бывают;

    • постоянные;
    • сезонные;
    • ступенчатые.

       Сроком действия постоянных цен заранее не оговаривается. Примером таких цен могут служить тарифы на электроэнергию, воду, услуги общественного транспорта.

       Сезонные цены – цены на товары потребление которых носит сезонный характер. Величина и срок действия этих цен определяется фактором времени.

        Ступенчатые цены представляют собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале. Снижение может быть связано с моральным устареванием продукции, ростом объемов производства или сокращением издержек.

        По способу получения информации об уровне цен цены бывают:

    • публикуемые;
    • расчетные.

       Публикуемые цены – цены, сообщаемые в специальных источниках информации. К ним относятся справочные и прейскурантные.

       Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и другой специальной литературе.

        Прейскурантные цены это особый вид справочных цен, публикуемых в прейскурантах фирм продавцов.

         Расчетные цены – цены, которые рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей.

       По формам продаж цены бывают: 

    • контрактные(договорные)
    • биржевые котировки
    • ярмарок и выставок
    • аукционные
    • трансфертные

       Контрактные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон, цены фактической договоренности между продавцом и покупателем.

       Биржевые котировки – уровни цен товаров, реализуемых через биржу.

       Аукционерные цены отражают ход продаж на аукционе. Аукционы (публичные торги) бывают трех типов 6

    1. с повышением цены;
    2. вейлинговые торги;
    3. с подачей заявок в запечатанных конвертах.

       Трансфертные цены применяются при реализации продукции между одной фирмой или разных фирм, входящих в одну ассоциацию.

        По степени обоснованности выделяет следующие виды цен:

    • Базисные
    • Справочные
    • Прейскурантные
    • Расчетные
    • Фактическая цена сделки

       Базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия.

      Справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, справочниках, экономических журналах и т.д.; они используются в качестве ориентировочной информации.

    Прейскурантные  цены - это особый вид справочных цен, публикуемых в прейскурантах фирм продавцов.

    Расчетные цены - цены, которые рассчитываются поставщиками продукции с учетом индивидуального заказа потребителей.

    Фактическая цена сделки  учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной цене.

        В зависимости от выбранной ценовой стратегии при внедрении товара на рынок:

    • С возмещением издержек производства
    • Престижные
    • Психологические
    • «Следование за лидером»
    • «Снятие сливок»
    • «Внедрение на рынок

    Цены  с возмещением  издержек производства определяются с учетом фактических издержек производства  и средней нормы прибыли на рынке или отрасли.

    Престижные  цены- назначаются на изделия очень высокого качества, которые обладают непревзойденным свойствами.

      Уровень психологических цен устанавливаются чуть ниже какой-нибудь круглой цены (1999руб.), что создает впечатление более низкой цены.

      Цена «следование за лидером» устанавливается в соответствии с ценой основного конкурента.

      Цена «снятие сливок» устанавливается на максимально высоком уровне в начала продвижения нового товара на рынок, а затем, по мере снижения спроса, она снижается.

      Цена «внедрение на рынок» устанавливается на уровне, который значительно ниже уровня цен конкурентов. После  привлечения максимального числа покупателей цены соответственно повышается.

       Большинство рассмотренных видов цен не являются окончательными и часто изменяются вследствие широкого применения системы скидок и надбавок.

      • 2.2.Равновесная  цена

         Посредством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного уровня возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в дефиците или избыточном предложении. Возврат к равновесию возможен за счет изменения цен или объемов производства.

         Зависимость между ценой и спросом отражает закон спроса, а между ценой и предложением – закон предложения.

         Закон гласит: при неизменности всех прочих параметров снижении цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему увеличению величины спроса. Таким образом, существует обратная связь между спросом и ценой.

         Закон предложения определяет прямую связь между ценой и предложением. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен предложение сокращается.

      Согласно законам  спроса и предложения рост цен  и превышение их над реальной стоимостью товара являются следствием возникновения  дефицита в результате сокращения количества поступающего на рынок товара. Покупатели, не удовлетворившие свои потребности в товаре, или приобретут его по более высоким ценам, или вовсе откажутся от его приобретения.

          В условиях избытка товаров, когда предложение превышает спрос, производитель снижает цены, которые порой не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть ниже себестоимости товара. Нереализованный объем продукции производитель будет вынужден продать по более низким ценам.

         Сбалансированность между спросом и предложением достигается главным образом посредствам изменения цен. При этом повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества продукции, выпуском товара с новыми потребительскими свойствами.

         Вернемся к рассмотренным ранее зависимостям от цены спроса и предложения (Если одновременно совместить эти кривые, то в точке пересечения Р получим равновесие спроса и предложения (рис. 1.1). 
       
      Рис. 1.1. Установление равновесной цены. 
         

         Эта точка равновесия свидетельствует о единстве экономических интересов покупателей и продавцов. 
          Если из точки Р опустить перпендикуляр на ось абсцисс, то в точке Кр определим равновесное количество. Оно показывает величину товарной массы (в данном случае количество яблок), которая удовлетворяет пожелание покупателей и продавцов. 
          Проекция точки Р на ось ординат — точка Ц" определяет равновесную цену. Это тот уровень рыночной цены, который одинаково приемлем для участников рыночной сделки. 
         Все сказанное свидетельствует о том, что равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами. 
         1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации. Нобелевский лауреат французский экономист М. Алле вывел теоремы с такими фундаментальными положениями: «…всякая равновесная ситуация рыночной экономики является ситуацией максимальной эффективности, и, наоборот, всякая ситуация максимальной эффективности является равновесной ситуацией рыночной экономики»1.

          2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей. 
          3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ. 
         В заключение напрашивается вопрос: имеется ли на самом рынке внутренняя сила, которая способна преодолевать неравновесное состояние рынка (превышение спроса над предложением, или наоборот) и порождать тенденцию к продаже благ по равновесной цене?
       
       

      Заключение. 

         В заключение стоит отметить, что все рассмотренное выше доказывает что без цены невозможно себе представить жизнь в целом и рынок без цен и стоимости.

        Подводя итоги нужно отметить главные моменты, которые мы выяснили. Мы узнали точное определение цены и стоимости, что цена – это денежное выражение стоимости товара, это то

      количество денежных средств, за которое продавец согласен

      отдать единицу  товара, а покупатель — заплатить; а стоимость – это цена всей партии, т.е. стоимость единицы умноженное на количество товара. 

         Выделим, что цена играет большую роль в экономике страны, что от нее зависят рыночные отношения. Ценообразование включает в себя два основных элемента - систему цен и механизм ценообразования. Также мы узнали, что функция цен это роль в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности; те наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории цены и характерны для любого вида цен и для каждой конкретной цены. Основных функций цен девять.

         Значение и сущность стоимости и цены товара находились в поле зрения ученных и практиков с древнейших времен существования организационных форм общественного бытия. В частности, первые подходы к определению сущностных характеристик стоимости отмечены  в трудах античных мыслителей, философов Китая и Индии. Первые ученые, рассматривающие  трудовую теорию стоимости были В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо. В дальнейшем ее развивал К.Маркс. Однако трудовая теория стоимости товара имела не только сторонников, но и противники, которые обосновали необходимость определения цены товара через оценку спроса на него. Теория маржинализма появилась в конце XIX в. В ее разработку определенный вклад внесли: Антуан Огюстен Курно ,Иоганн Генрих Тюнен,немецкий юрист и экономист Герман Генрих Госсен  и др. Основоположником кембриджской теории цены и стоимости можно считать А. Маршала.

        Отметим, что цена классифицируются по многим признакам, которые делят цена на виды. Каждый вид очень важен и уникален по-своему.   Основным признаком классификации является обслуживаемая ценами сфера оборота товара. По другим классификационным признакам цены дифференцируются на разновидности в пределах видов цен, входящих в эту группу.

         Так же скажем о  влиянии спроса и предложения на формирование рыночной цены. Сбалансированность между спросом и предложением достигается главным образом посредствам изменения цен. При этом повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества продукции, выпуском товара с новыми потребительскими свойствами.

         Показателями цены являются дефлятор ВВП и индекс потребительской стоимости. Мы рассмотрели их определение и формулу, их влияние на ценообразование. Так же нами рассмотрены некоторые статистические данные как по России, так и по Чеченской Республике. Они показаны не только в табличном варианте, но и в графическом. Там же проанализирована динамика цен в региональном разрезе, на примере Чеченской Республики.

         Я считаю, что цена является важнейшим элементом в рыночной экономике и что нельзя себе представить нашу жизнь без цен.  
       
       
       
       
       
       
       

      Список  использованной литературы. 

      1. Магомедов  М.Д., Куломзина Е.Ю., «Ценообразование»; учеб. пособие.- М - 2009.

      2. А.И.Добрынин, Л.С. Тарасевич; «Экономическая  теория»; учеб.

      пособие; М.- 2008.

      3. Афонин И.  В. Основы стратегии ценообразования  предприятия

      (фирмы): Учеб. пособие.  М.: МГОУ, 2002.

      4. Баздникин  А. С. Цены и ценообразование: Учеб. пособие. —М.:

      Юрайт, 2006.

      5. Беседина В,  Н., Волкова Е. Е. Ценообразование.

      М.:Экономисть,2006.

      6. Бутакова М.  М. Практикум по ценообразованию.;!»!. КноРус,2006.

      7. Герасименко  В. В. Управление ценовой политикой  компании. — М.:

      Эксмо,2006.

      8. Герасименко  В. В. Ценообразование: Учеб. пособие.м.:ИНФРА-М,

      2005.

      9. Голощапов  Н. А., Соколов А. А. Цены и  ценообразование: Учебно-

      методическое  пособие. М.: Приор,2004.

      10. Данченок Л.  А., Иванова А. Г. Маркетинговое  ценообразование.

      Политика, методы, практика. — М.: Эксмо, 2006.

      11. Доктерс Дж. Роберт, Майкл Р. Реопель, Жан-Мэй  Сун,Стивен М.

      Тэнни. Брендинг и ценообразование. Как победитьв  гонке за прибыл]

      —М.: Вершина, 2005.

      2. Донскова С.  В., Елагина А. С., Масленникова  О. А. Цены и

      ценообразование: Учеб. пособие. — М.: Издательский комплекс

      МГУПП. 2003.

      13. Емельянова  Т. В. Ценообразование: Учеб. пособие.  — Мн. Высшая

      школа, 2004

      14. Есипов В.  Е. Цены и ценообразование:  Учебник для вузов 5-е изд. 

      СПб.: Питер, 2008.

      15. Липсиц И.  В. Ценообразование (Управление ценообразованием в

      организации): Учебник  для вузов. 3-е изд.. перерао.доп. —  М.:

      Экономисть, 2004.

      16. Материалы  с сайта www.denga.ru , www.inventech.ru .

      17. Статистические данные с сайта www.gks.ru

      18. Чудаков А.Д.  Цены и ценообразование: учебник  для вузов. – М.: РДЛ,2002

      19. Данные ЧЕЧЕНСТАТа(Территориальный  орган Федеральной службы государственной  статистики по Чеченской Республике)

Информация о работе Категория цены и стоимости в экономической науке