Категория цены и стоимости в экономической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:23, курсовая работа

Описание

Информационно-аналитический сайт для непрофессиональных инвесторов - Деньга.Ру сообщает и прогнозирует: «После небольшого замедления в конце прошлого года с начала 2009 темп рост цен увеличился. За первый квартал Индекс потребительских цен вырос на 5,4 %. Его причиной был и денежная накачка в конце 2008года.и девальвация рубля, увеличивавшая стоимость импортных товаров. При этом на отдельные группы товаров темпы рост цен уменьшились.

Содержание

Введение.
Глава I. Категория цены и стоимости в экономической науке.
Экономическая сущность цены и стоимости.
Функции цен.
Рыночная стоимость и рыночная оценка.

Глава II. Виды цен.
Виды цен и их классификация.
2.2. Равновесная цена
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

   Цены, несомненно, предоставляют собой тонкий гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности на воздействия на экономику вообще и на уровне жизни в частности намного меньше возглавляемых на них надежд. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства.

   Значение и сущность стоимости и цены товара находились в поле зрения ученных и практиков с древнейших времен существования организационных форм общественного бытия. В частности, первые подходы к определению сущностных характеристик стоимости отмечены  в трудах античных мыслителей, философов Китая и Индии.

   Как древние, так и средневековые авторы уже выделяли такие характеристики цены, как стоимость, затраты, полезность. Именно эти подходы существенное развитие в более поздний период в трудах представителей классической политической экономии, маржиналистской школы и их последователей.

   Базовые концептуальные подходы к ценообразования формировались поступательно, исходя из существовавших в том или ином историческом периоде условий и соответствующих им экономических отношений.

   Базовые определения стоимостной теории цены изложены в трудах представителей эпохи становление капитализма (конец XVIII – начало XIX в.) – основателей классической школы политической экономии В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, в основе которых заложено представление о трудовой теории стоимости. Стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства, ценность – издержками, понесенными на его производство.

   Вильям Пети (1623 – 1627) считается первым автором трудовой теории стоимости. Он ввел понятия «естественной цены» (внутренней стоимости) и «рыночной цены». По его мнению, стоимость товара определяется затраченным на его производство трудом. Независимо от В. Петти трудовая теория стоимости был разработана основателем французской классической экономической школы Пьером Буагильбером (1646 – 1714), который величину «истинной стоимости» так же предлагал определять затратами труда. Кроме того, П. Буагильбер больше внимание уделил изучению потребительной стоимости, так как полагал, что целью производства является потребление.

   Дальнейшее развитие взглядов английской классической школы связано с трудами Адама Смита (1723 – 1790), основным из которых является «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). По мнению А. Смита , стоимость определяется затратами труда, а именно тем количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Вместе с тем стоимость определяется источниками дохода, под которым он понимал заработную плату, прибыль и ренту.

   Трудовая теория стоимости и цены была существенно развита Давидом Рикардо (1772 – 1823), который последовательно раскрыл идею А. Смита о том, что стоимость полностью определяется только в примитивных обществах Д. Рикардо сделал попытку найти количественные соотношения между заработной платой, стоимостью, прибылью и рентой.

   Основной труд «Начало политической экономии и налогового обложения» был опубликован им 1817 г. Д. Рикардо показал, почему теория трудовых затрат не может полностью объяснить соотношения товарных цен. В цену он включал стоимость, созданную затраченным на производство товара трудом, а также стоимость капитала, занятого в его производстве. Тем самым существенное значение существенное значение отводиться издержкам производства, которые, по мнению Д. Рикардо, регулируют цену товара. Исследователь подчеркивал, что влияние спроса и предложение на рыночную стоимость товара имеет временной (краткосрочный) характер, а определяющим фактором в долгосрочный перспективе являются издержки производства.

   Определенный вклад в развитие теории стоимости и цены внес французский экономист Жан Батист Сэй (1767 – 1832), который существенное внимание уделили исследованию спроса и предложения. Землю, труд и капитал он считал равноценными факторами создание стоимости. По его мнению, стоимость зависит от полезности товара, издержек на его производства, спроса и предложения.

   Английский экономист Дж.С. Милль (1806 – 1873) ввел понятие цены как денежного выражения стоимости. Им исследован ценообразующий фактор конкуренции.

   Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены являлся Карл Маркс (1818 – 1883), который в своем основном труде «Капитал» ввел понятие абстрактного труда как объективной субстанции стоимости. Сущность его концепции в признании существовании двух экономических категорий - «стоимость» и «цена», каждая из которых имеет собственную характеристику и содержание.

   Под стоимостью К.Маркс понимал воплощенные в товаре общественно необходимые затраты, но не всякие, а только соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда.

   Цена товара, по К. Марксу, представлял собой денежное выражение его стоимости. В связи с влиянием различных рыночных факторов цена каждой отдельной единицы товара может отклоняться от его стоимости.

   Обобщенная позиция сторонников классической школы  ценообразования, следует отметить, что их теоретические исследования сформировали подходы, соответствующие затратному ценообразованию.

   Однако трудовая теория стоимости товара имела не только сторонников, но и противники, которые обосновали необходимость определения цены товара через оценку спроса на него. Теория маржинализма появилась в конце XIX в. В ее разработку определенный вклад внесли: французский математик и экономист Антуан Огюстен Курно (1807 – 1877) , немецкий математик и экономист Иоганн Генрих Тюнен (1783 -1850),немецкий юрист и экономист Герман Генрих Госсен (1810 – 1858) и др.

   А.О. Курно ввел понятие эластичного и неэластичного спроса. Он первым разработал модель максимизации прибыли монополистом: «при равенстве предельной выручки и предельных издержек в условиях монополии достигается максимум прибыли».

   И.Г. Тюнен исследовал производственную функцию и показал, что чистый доход может быть получен в том случае, если предельные издержки каждого фактора производства будут равны предельной отдаче от их использования.

   Г.Г. Госсен в книге «Эволюция законов человеческого взаимодействия» сформулировал следующие законы:

   1) желаемость конкретного блага убивает по мере увеличения наличия этого блага;

   2) рациональное потребление устанавливается при равенстве соотношения предельных полезностей потребляемых благ и их цен.

   Соответственно делается вывод о том, что объем потребления благ определяется двумя факторами – ценой товара и платежеспособным спросом.

   Основоположником кембриджской теории цены и стоимости можно считать А. Маршала (1842 – 1924), который в работе «Принцип политэкономии» (1890) предпринял попытку объединить взгляды теоретиков классической школы и маржиналистов. В этой связи его считают основоположником неоклассического направления  экономической теории. Последователями данной школы являются английские экономисты Артур Пигу, Джоан Вайлет Робинсон и др.

   А. Маршалл полагал, что издержки производства и и предельная полезность являются равноправными факторами определения цены. Существенное внимание он уделял анализу закона спроса и предложении и равновесной цены. Маршалл отмечал, что чем большее количество товара необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена.

   Можно считать, что все последующие теоретические работы, посвященные проблемам ценообразования, в своей основе имеют теоретические предпосылки, заложенные в трудах А. Маршалла.

   Из отечественных экономистов следует отметит вклад ученных М. И. Туган–Барановского (1865 – 1919) и П.Б. Струве (1870 – 1944). М. И. Туган–Барановский в труде «Основы политической экономии» утверждал, что ценность и стоимость представляют собой логические категории хозяйства. Он считал, что теория предельной полезности дополняет классическую теорию стоимости.

   После отказа России от социалистического пути развития трудовая теория стоимости К. Маркса, как и вся идеологическая, политическая и экономическая система, была признана ошибочной без выяснения, уточнения и обоснования причин, и наша страна с переходом к рыночным отношениям приняла за основу ценообразования маржинальную теорию стоимости.

   Современная теория цены предполагает равенство спроса и предложения как ценообразующих факторов. Такое равенство может существовать при наличии в экономике условий, позволяющих реализовать рыночное ценообразование.

1.2.Функции  цен.

 Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую она играет на рынке, выступая как:

  • индикатор, отражающий конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т.д.)
  • регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д.

   Функция цены – это роль в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности; те наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории цены и характерны для любого вида цен и для каждой конкретной цены.

  1. измерительная. Цена показывает количество денег, уплачиваемых и получаемых за единицу товара или услуги;
  2. соизмерительная. Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;
  3. учетная. Эта функция связана с сущностью цены как денежного эквивалента товара. Мир товаров с помощью цен переводиться из натурально-вещественной формы в стоимостную На макро- и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме. Цена становиться вспомогательным инструментом учета.
  4. регулирующая. Цена является инструментом регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя;
  5. социальная. Цена – фактор уровня жизни населения, влияющий на объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп, она является главой составляющих инфляционных процессов;
  6. стимулирующая. Стимулирующее воздействие цены состоит в поощрительном или сдерживающем воздействии на производство и потребление различных товаров и услуг. Основными элементами цены, выполняющими эту функцию являются прибыль и налог.
  7. распределительная(перераспределительная). Перераспределительная функция выражается в перераспределении доходов  между отраслями, предприятиями, группами покупателей, товаров с помощью сознательного отклонения цен от стоимости. Перераспределительную функцию в цене выполняют налоги;
  8. сбалансирование спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется взаимосвязь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением.
  9. цены как инструмента рационального размещения производства. Значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен в отраслях экономики способствует переливу капитала из одной отрасли в другую.

  Изучая функции, следует отметить, что если другие элементы хозяйственного механизма (кредитный, финансовый) воздействуют на экономические процессы, как правило,  административными методами, цена всегда влияет на экономические интересы, т.е. это более тонкий инструмент. Производитель не в силах отменить налоги, зато он имеет массу способов манипулирования ценой за счет множества ее составляющих.

1.3. Рыночная стоимость  и рыночная оценка.

    Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

    1) одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

   2) стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

   3) объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

   4) цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

   5) платёж за объект оценки выражен в денежной форме.

   В соответствии со Стандартами оценки (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2001 г., № 519) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки.

    Рыночная  оценка

    Рыночная оценка - это оценка рыночной стоимости имущества, а также других объектов гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. Рыночная оценка устанавливает наиболее вероятную рыночную стоимость, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине стоимости сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть оценка рыночной стоимости необходима когда:

Информация о работе Категория цены и стоимости в экономической науке