Кейнсианская модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение кейнсианской модели макроэкономического равновесия.
Задачи:
изучить сущность, элементы и субъекты инвестиционного процесса;
проанализировать источники и механизмы потребления и сбережения;
провести анализ инвестиций, потребления и сбережения в республике Казахстан;
сделать анализ динамики и тенденций инвестиционных процессов в РК в 2005-2009 гг.;
провести анализ динамики потребления и сбережения;
изучить совершенствование макроэкономического регулирования инвестиций;
изучить развитие потребления и сбережения в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 5
1.1 Модель совокупных расходов 5
1.2 Модель совокупного спроса - совокупного предложения 9
1.3 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке 13
2 АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 16
2.1 Тенденции сберегательного поведения и сбережений населения 16
2.2 Анализ инвестиций в РК 19
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РК 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

кейнсианская модель.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

 P


                                         AD

Рис.4 - Кривая совокупного спроса

 

Отрицательный наклон кривой отражает обратную зависимость между  общим уровнем цен и величиной  совокупного спроса. Это объясняется  следующими ценовыми факторами.

 Эффект богатства  – при повышении цен снижается  покупательная способность финансовых  активов и экономические субъекты  снижают расходы. Эффект процентной  ставки – высокий уровень цен  при фиксированном предложении  денег вызывает рост спроса  на деньги и рост процентной ставки. Повышение процентной ставки снижает объем инвестиций. Эффект импортных закупок – при увеличении цен на отечественные товары потребители переключаются на их зарубежные аналоги. Изменение ценовых факторов графически отражается движением вдоль кривой совокупного спроса.  

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос - благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии, политическая обстановка, развитие технологий и т.д. Изменение  этих факторов отразится на графике сдвигом кривой совокупного спроса вправо или влево.

Совокупное предложение.  Совокупное предложение  - количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период в денежном выражении. Кривая совокупного предложения показывает, какой объем товаров и услуг может быть предложен производителями при каждом возможном уровне цен.

Неценовые факторы совокупного  предложения: технологии производства, благосостояние потребителей, налоги, цены ресурсов и т.д.

Относительно формы кривой совокупного предложения в экономической науке существуют различные точки зрения. Классическая школа экономистов считает, что кривая вертикальна на уровне полной занятости факторов производства. При этом цены и номинальная заработная плата, по мнению экономистов – классиков, являются гибкими. Это обеспечивает быстрое восстановление равновесия в экономической системе. Классическая модель больше соответствует поведению экономики в долгосрочном периоде.      

Кейнсианская теория кроме вертикального отрезка кривой совокупного предложения рассматривает горизонтальный и восходящий отрезки (рис.5). Принципиальным отличием от классической модели является то, что экономика работает в условиях неполной занятости; цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины являются “жесткими”.


     P


 

  



 

 Y


Рис.5 - Кривая совокупного предложения.

 

Причины “жесткости”  заработной платы и цен – действие трудовых договоров, законодательно установленный  минимум заработной платы, эффект “меню”, сроки действия контрактов на поставку продукции, вмешательство профсоюзов. При увеличении спроса фирмы увеличивают выпуск, не меняя уровень цен либо меняя его незначительно.

Горизонтальный отрезок  кривой совокупного предложения  характеризует состояние экономики  в спаде – высокий уровень безработицы и значительная недозагрузка производственных мощностей. При увеличении совокупного спроса фирмы способны увеличить объем производства без повышения цен.

На восходящем отрезке  увеличение реального объема выпуска  сопровождается повышением цен. Положительный наклон кривой показывает прямую зависимость выпуска от уровня цен. Увеличение совокупного спроса вызовет и повышение цен, и рост объемов производства.

На восходящем отрезке  экономика близка к состоянию  полной занятости. Чтобы увеличить выпуск в ответ на расширение совокупного спроса, фирмы привлекают дополнительные ресурсы. Повышаются цены на факторы производства, растут издержки и фирмы вынуждены повышать цены на продукцию.

Форма кривой совокупного  предложения позволяет наблюдать изменение издержек производства на единицу продукции при изменении объема выпуска. На горизонтальном отрезке фирмам доступны ресурсы по неизменным ценам и производство увеличивается без повышения цен. На восходящем отрезке издержки производства повышаются, и в экономике повышается общий уровень цен. На вертикальном отрезке возможности увеличения выпуска исчерпаны, так как заняты все ресурсы. Расширение совокупного спроса приведет только к росту цен. Фирмы могут перекупать уже занятые ресурсы, повышая свои издержки производства и увеличивая выпуск. Но в целом реальный выпуск в экономике не увеличится.

Макроэкономическое равновесие – равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Графической  иллюстрацией этого равенства является точка Yr пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения на рис.2.3. В этой точке весь произведенный национальный продукт будет куплен.                                                         

Кейнсианская теория предполагает, что макроэкономическое равновесие может быть достигнуто на любом отрезке кривой совокупного предложения. На горизонтальном отрезке равновесие достигается без инфляции, на восходящем – при некотором повышении цен, на вертикальном – в условиях инфляции.

Равновесный объем выпуска меняется при смещении кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Результат увеличения совокупного спроса зависит от состояния экономики. Эффект мультипликатора на разных отрезках кривой совокупного предложения действует в различную силу.

На горизонтальном отрезке действие мультипликатора проявляется в полном объеме. Рост совокупных расходов вызывает значительное увеличение выпуска при неизменном уровне цен. Однако на восходящем и вертикальном отрезках изменение совокупного спроса будет в той или иной степени поглощаться инфляцией.

Из-за негибкости цен  в краткосрочном периоде сокращение совокупного спроса на восходящем и  вертикальном отрезках приведет к их падению только через определенное время.

Сокращение совокупного предложения  – сдвиг кривой совокупного предложения влево сократит выпуск и вызовет рост цен. В такой ситуации возникает инфляция издержек. Рост совокупного предложения говорит об экономическом росте, увеличивается выпуск и падают цены.

1.3 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке

 

Спрос на деньги. Спрос на деньги – желание экономических субъектов иметь определенное количество  платежных средств в определенный момент времени. Кейнсианская теория спроса на деньги отлична от классической теории. Если в классической теории спрос на деньги зависит от дохода, то в кейнсианской спрос главным образом связан с процентной ставкой.

В своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” Кейнс рассматривал три мотива, которые  заставляют людей хранить финансовые активы в форме денег: трансакционный, мотив предосторожности и спекулятивный мотив.

Трансакционный мотив Lt – связан с потребностью в деньгах для запланированных покупок и платежей. В этом случае спрос на деньги прямо пропорционален величине дохода и не зависит от процентной ставки.

Мотив предосторожности Lp – объясняет хранение денег на случай  непредвиденных обстоятельств. Спрос на деньги также зависит от величины дохода, однако ощущается влияние процентной ставки.

Как видно, оба этих мотива в кейнсианской теории спроса на деньги определяют ее некоторое сходство с классической теорией.

Спекулятивный мотив  существенно отличается от двух предыдущих. В кейнсианской модели предполагается, что экономический субъект имеет  активы в двух формах – деньги и  облигации. Спекулятивный спрос  основан на обратной зависимости между процентной ставкой и курсом облигаций.

 Деньги в отличие от облигаций  не приносят дохода, но способны  быстро обмениваться на другие  виды активов. Если процентная  ставка понижается, то растет  курс облигаций и экономические  субъекты начинают обменивать облигации по высокой стоимости на деньги, рассчитывая в будущем на возврат процентной ставки и курса облигаций к исходному уровню.


Следовательно, в периоды  понижения процентной ставки  увеличивается  спрос на деньги. И наоборот, если процентная ставка увеличивается, то спрос на деньги уменьшается.

Итак, кейнсианская теория предполагает зависимость спроса на деньги от дохода и процентной ставки. Трансакционный мотив при увеличении дохода вызывает увеличение спроса, а  спекулятивный мотив при увеличении процентной ставки вызывает его снижение.

Необходимо отметить, что современные  теории спроса на деньги во многом отличаются от кейнсианской модели. Так, предполагается зависимость спроса от величины богатства, ожидаемой инфляции и других факторов. Кроме того, экономические субъекты могут иметь более широкий набор активов нежели наличные деньги и облигации.

Предложение денег. Предложение денег (Ms) включает наличность  вне банковской системы (C) и депозиты  до востребования (D): Ms=C+D. На величину предложения денег оказывает влияние ЦБ, система коммерческих банков и население.

     Модель  предложения денег выглядит следующим  образом:

                                                    Ms=mH,

               где Ms – предложение денег

                      m - денежный мультипликатор

                      Н - денежная база.

Денежная база - наличность вне банковской системы и обязательные резервы банков:

                                               H=C+R,

                где      С – наличность,

                            R – резервы банков.

Процентная ставка приводит рынок денег в равновесие. Это  происходит благодаря тому, что экономические  агенты меняют структуру своих активов  в зависимости от процентной ставки. Если процентная ставка высока, предложение денег превышает спрос. Домохозяйства пытаются избавиться от накопленной наличности. При высокой процентной ставке курс облигаций будет низким. Поэтому экономические агенты начнут скупать дешевые облигации, увеличивая спрос на них.

2 Анализ макроэкономического равновесия в республике казахстан

2.1 Тенденции сберегательного поведения и сбережений населения

 

Восстановление склонности к сбережению и формирование новых  тенденций начались в условиях, когда  благосостояние даже относительно обеспеченных слоев населения значительно ухудшилось по сравнению с 2007 г., а доля домохозяйств с отрицательной склонностью к сбережению, по нашим оценкам, достигала 60% населения.

Несмотря на это, заметный рост общей склонности к сбережению в 2009 г. начался практически одновременно с началом восстановления доходов. К концу 2009 г. доходы населения, дефлированные индексом цен потребительских товаров и услуг, восстановились на 95%, а потребление – полностью (2000 г. к 2007 г.). В то же время в долларовом выражении доходы остались на уровне около, 50%, а потребление составило 57% от докризисного (ниже, чем в 2008 г.) что, конечно же, пока не позволяет говорить о восстановлении прежнего качества жизни, особенно в части потребления импортных товаров.

Темпы роста реальных доходов отдельных слоев населения зеркально отображали глубину их предшествующего падения. Наибольшими темпами росли доходы пенсионеров, хотя в 2009 г. они были восстановлены лишь до 82% уровня 2007 г., в то время как средняя зарплата в целом по экономике до 93%.

Общая склонность к сбережению под влиянием перечисленных факторов в 2009 г. достигла 6%, что вдвое меньше, чем в 2007 г. Этого в нынешних условиях недостаточно для того, чтобы величина накопленных сбережений росла по отношению к среднемесячным доходам.

Тенденции в динамике частных склонностей к сбережению, которые начали складываться в последние  два года, во многом отличаются от наблюдавшихся  ранее.

Рис. 7 - Отношение величины накопленных сбережений к среднемесячному доходу (раз)

 

Во-первых, склонность к  организованным сбережениям в банковской системе в 2008 г. достигла 4,2%, значительно опередив уровень 2007 г. (2,5%), что обусловило существенный рост доли организованной части текущих сбережений (с 24 до 73% за тот же период) и рост их доли в накопленных сбережениях до 37,2%.

На поведение вкладчиков в большей степени влияют номинальные  ставки; однако, как показал опыт лета 2009 г., они в течение нескольких месяцев привыкли к новым ставкам, и склонность к сбережению восстановилась.

Новая закономерность характеризует  динамику восстановления склонности к теговым депозитам в коммерческих банках. Если до кризиса величина вкладов практически не была связана с динамикой традиционных (трудовых) доходов населения, то в последние два года появились признаки того, что круг вкладчиков расширяется в том числе за счет людей, получающих легальную зарплату. Хотя ее средний уровень недостаточен для ускоренного формирования сбережений, в отдельных отраслях промышленности (нефтяной и газовой) летом 2009 г. средняя зарплата позволяет говорить о достаточно высоком сберегательном потенциале

 

Рис. 8 – Предпочтения сбережения и потребления населения

 

Чем же обусловлен выбор  конкретной стратегии тем или  иным домохозяйством? Представляется, что на него влияют не только материальное положение семьи (уровень текущих доходов, размер накоплений и наличие в семье товаров длительного пользования) и ситуация в стране (инвестиционный климат), но и ряд других факторов – социальных и психологических, которые могут играть не меньшую, а порой даже и более значимую роль, чем "экономические". К таким факторам можно в первую очередь отнести:

  1. уровень доверия к государству и различным финансовым институтам;
  2. опыт финансового поведения в прошлом (участие в "пирамидах", покупка акций, ценных бумаг) и его субъективная оценка ("выиграл" или "проиграл");
  3. оценка текущей ситуации в стране (ее благоприятность для осуществления сбережений) и представления о ее возможных изменениях в будущем (оптимизм/пессимизм);
  4. склонность индивида к риску;
  5. знание основных финансовых инструментов, информированность о возможностях вложений;
  6. информационные источники, используемые при принятии решения о вложении денежных средств.

Информация о работе Кейнсианская модель