Кейнсианская модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение кейнсианской модели макроэкономического равновесия.
Задачи:
изучить сущность, элементы и субъекты инвестиционного процесса;
проанализировать источники и механизмы потребления и сбережения;
провести анализ инвестиций, потребления и сбережения в республике Казахстан;
сделать анализ динамики и тенденций инвестиционных процессов в РК в 2005-2009 гг.;
провести анализ динамики потребления и сбережения;
изучить совершенствование макроэкономического регулирования инвестиций;
изучить развитие потребления и сбережения в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ 5
1.1 Модель совокупных расходов 5
1.2 Модель совокупного спроса - совокупного предложения 9
1.3 Макроэкономическое равновесие на денежном рынке 13
2 АНАЛИЗ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 16
2.1 Тенденции сберегательного поведения и сбережений населения 16
2.2 Анализ инвестиций в РК 19
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РК 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа состоит из  1 файл

кейнсианская модель.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

2.2 Анализ инвестиций в РК

 

В Казахстане сложился благоприятный инвестиционный климат. В экономику республики привлечено свыше 70,3 миллиардов долларов США в виде прямых иностранных инвестиций, что является самым высоким показателем на душу населения в странах бывшего восточного блока. Еще в 2004 году международное кредитное агентство Moody's повысило рейтинг Казахстана до Baa3.

Такой же рейтинг имеют  Саудовская Аравия и Бахрейн. Казахстан  стал первой страной СНГ, которая  удостоилась инвестиционного рейтинга. Казахстан первым среди государств СНГ получил статус «страны с рыночной экономикой», присвоенный ему ЕС в 2003 году, а США – в 2004 году.

За период с 2002 по 2009 год инвестиционные процессы в Республике Казахстан характеризовались высокой динамикой. На всем его протяжении наблюдалась устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал.

 Инвестиции в основной  капитал в январе-декабре 2009 года составили 3234,2 млрд. тенге, что на 8,2% больше за аналогичный период 2008 года (см. Рис. 9).

 

Рис. 9 - Индексы физического объема инвестиций в основной капитал

(в % к соответствующему  месяцу предыдущего года)

 

В январе-декабре 2009 года рост инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечался практически во всех регионах республики. При этом наибольший рост наблюдался в Акмолинской области (в 2,1 раза), где более активными темпами велось строительство автодорог, Западно-Казахстанской области (на 41,2%) – за счёт роста вложений в обустройстве газоконденсатного месторождения. Кызылординской области (на 36,5%) – в связи с увеличением инвестиций в обустройство месторождений нефти, Костанайской области (на 28,9%) – за счёт ведения работ по реконструкции и приобретения оборудования рядом крупных промышленных предприятий. Южно-Казахстанской области (на 25,5%) – в связи с увеличением инвестиционных вложений в обустройство месторождения урановой руды.

Снижение объёмов инвестиций по сравнению с 2008 годом произошло в Атырауской (на 2,3%), Павлодарской (на 6,3%), Мангистауской областях (на 14,5%) в связи с завершением ряда инвестиционных проектов (см. Рис. 10).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10 - Темпы освоения инвестиций в основной капитал по регионам

(в % к предыдущему  году)

 

Следует отметить, что  острота инвестиционной проблемы несколько  снизилась, но все же объем инвестиций недостаточен для нормализации воспроизводства основных фондов. Достижению более высоких темпов препятствовали: неблагоприятный инвестиционный климат; значительный внешний долг, на погашение которого уходят финансовые ресурсы, сокращая резервы для расширения государственных инвестиционных программ; низкий кредитный рейтинг предприятий, не позволяющий им выйти на мировые финансовые рынки; недооценка стоимости акций казахстанских предприятий на фондовом рынке; недостаточная инвестиционная активность финансовых институтов; сохраняющаяся проблема вывоза капитала за рубеж.

Доля инвестиций в  основной капитал в ВВП повысилась в 2009 году в пределах 19,1% (ВВП  – 12 172 млрд. тенге, инвестиции – 3 234 млрд. тенге) против 24,9% (ВВП – 7 532 млрд. тенге, инвестиции – 2 420 млрд. тенге) в 2008 году. В то же время доля инвестиций в ВВП, несмотря на увеличение, показывает их несущественный вклад в текущий рост производства. Оживление в инвестиционной сфере произошло после улучшения финансового состояния и роста прибыли предприятий. Следовательно, инвестиции на данном этапе являлись не причиной роста экономики, а его следствием. Загрузка простаивающих мощностей не требует значительных капиталовложений, и сложившегося уровня инвестиций было пока достаточно для увеличения производства.


Рис.11 - Структура инвестиций в капитальное строительство

по источникам финансирования за 2007-2009 годы (в млн. тенге)

 

Активизация инвестиционной деятельности в 2009 году сопровождалась ростом спроса на услуги строительства и капитальные товары. Если проследить динамику инвестиций в основной капитал, то обнаруживается, что это самый высокий показатель за последние 5 лет, обусловленный значительным ростом макроэкономических показателей.

В 2009 году основными источниками вложения инвестиций являлись собственные средства (54,3%) и бюджетные средства (15,7%). Доля иностранных инвестиций и заемных средств составили 18% и 12% соответственно (см. Рис. 11)

Существенное оживление  инвестиционной активности в 2009 году было связано, прежде всего, с заметным улучшением финансового положения казахстанских предприятий отдельных отраслей в 2007-2009 годах, обусловленного благоприятной для казахстанских экспортных отраслей конъюнктурой на мировых сырьевых рынках и укреплением позиций отечественных производителей на внутреннем рынке.

Повышение инвестиционной активности сопровождалось изменением структуры финансирования инвестиций. С ростом платежеспособного спроса улучшились финансовые показатели деятельности практически во всех отраслях экономики. С 2007 года в структуре финансирования инвестиций прослеживается тенденция к систематическому повышению накопления. По сравнению с 2008 годом (17,1%) доля фонда накопления в собственных инвестиционных ресурсах предприятий составит 25-27% процентных пункта. С повышением рентабельности производства изменяется соотношение собственных и привлеченных средств. На активизацию инвестиционного спроса в текущем году позитивное влияние оказало изменение структуры расчетов между предприятиями .


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 12 - Направления использования инвестиций за 2007-2009 годы, в %.

 

С ростом доли денежных средств  в расчетах за продукцию и оказанные  услуги и аккумулированием средств  предприятий в ликвидной форме  получает развитие инвестирование в форме взаимного кредитования. Доля заемных средств в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в 2009 году составила 12%, тогда как в 2008 году она составляла 9,4%.

Приток внешнего финансирования тесно коррелирует с динамикой  рентабельности, поэтому кредиты банков составили  16-16,5% против 11,4% в 2008 году. Незначительно изменилась структура кредитов по объектам кредитования. Основная масса кредитов используется заемщиком для пополнения оборотного капитала, и доля таких кредитов составляет почти 2/3 всех кредитов. Снизился удельный вес кредитов на приобретение основных фондов, новое строительство, приобретение жилья, хотя в абсолютном выражении объем кредитов на эти цели значительно вырос. Наблюдается рост потребительских кредитов - кредитов на приобретение ценных бумаг. Также практически не изменилась структура кредитов по срочности. Одним из основных факторов роста объема кредитов стал значительный рост ресурсной базы банков, обусловленный в основном ростом в банках депозитов юридических и физических лиц. Рост ресурсной базы наряду с ростом собственного капитала позволил банкам существенно нарастить возможности по кредитованию и инвестировать значительные средства в экономику. Вместе с тем рост объемов кредитования происходил не только за счет роста совокупных активов банковской системы, но и за счет увеличения их кредитной активности. Эта тенденция вызвана отсутствием ликвидных финансовых инструментов и увеличением банковских активов.

 

3 совершенствование государственного регулирования в РК

 

Как показывает мировой  опыт, структурная перестройка экономики  невозможна без проведения целенаправленной государственной научно-технической, промышленной и инвестиционной политики, стимулирующей развитие высоко технологических и наукоемких производств.

В современных условиях усиление государственной инвестиционной политики происходит и в Казахстане. Государство должно стать главной  движущей силой развития экономики. Только государство сможет дать толчок развитию инвестиционных процессов и осуществлять крупные инвестиции в долгосрочные проекты внутри страны. Роль государства должна заключаться не только в создании условий для развития частного предпринимательства, но и в создании специализированных институтов и механизмов для направления имеющихся свободных ресурсов на поднятие реального сектора экономики.

Государственная инвестиционная политика  в первую очередь должна быть направлена на развитие и поддержку  производств, ориентированных на экспорт  продукции более высокой степени готовности, способной составить конкуренцию импортным товарам и вытеснить их на внутреннем рынке.

Правительством Республики Казахстан утверждена программа  инвестирования правительственных  и привлекаемых правительством средств, а также средств, привлекаемых под государственные гарантии Республики Казахстан, по приоритетным секторам экономики.

Основной целью Программы  Государственных Инвестиций является осуществление комплекса мероприятий  по отбору и реализации приоритетных инвестиционных проектов и проектов институционального развития (технической помощи). Программа направлена на реализацию следующих задач: реализация среднесрочных инвестиционных приоритетов государства; обеспечение прозрачности государственных инвестиций для граждан Республики Казахстан, международных финансовых организаций и стран-доноров; планирование мероприятий по подготовке и реализации приоритетных проектов .

Проводимая в настоящее  время инвестиционная политика характеризуется  рядом положительных моментов, среди которых следует отметить сохранение в целом благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций, создание и развитие рынка ценных бумаг, формирование новых институциональных инвесторов, усиление роли банков в кредитовании экономики. 

Создание бюджета развития и концентрация в нем всех возможных  ресурсов для осуществления государственных  инвестиций позволит повысить эффективность  государственного инвестирования.

Разделение государственного бюджета на текущий и инвестиционный важно с точки зрения того, что использование части налогов на инвестиционные цели в конечном счете приведет к увеличению налоговых поступлений. 

Непосредственное инвестирование и кредитование предприятий будут  осуществлять государственные кредитные  организации развития (ГКОР).

ГКОР – это специализированные государственные институты, способствующие реализации государственной инвестиционной политики. Аккумулированные в бюджете развития средства будут распределяться среди ГКОР для дальнейшего их вложения в конкретные комплексные программы. Возможно создание ГКОР в сфере промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, кредитования малого и среднего бизнеса, инфраструктуры.

Данные финансовые институты  развития могут быть организованы на основе и с учетом опыта уже существующих фондов, среди которых ЗАО "Аграрная кредитная корпорация", ЗАО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства", ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства". Почти все фонды имеют разветвленную сеть областных филиалов, однако их деятельность до настоящего времени не принесла ощутимых результатов. В связи с этим возложение на уже действующие фонды функций государственных кредитных организаций целесообразно только после проведения их предварительной организационной и финансовой реструктуризации.

Особо следует отметить созданный Банк Развития Казахстана, который станет одним из основных проводников государственной инвестиционной политики.

ГКОР должны иметь  возможность привлечения дополнительных кредитных ресурсов в рамках, устанавливаемых Правительством. Создание кредитных организаций обеспечит возможность концентрации ресурсов с достижением текущей ликвидности и доходности при активном и профессиональном управлении, направление адресных инвестиций в приоритетные отрасли с соответствующей квалифицированной экспертизой.

ГКОР будут контролировать целевое использование предоставленных  кредитов для обеспечения возвратности средств по окупаемым проектам в  установленные сроки, на основе постоянного  тесного взаимодействия с предприятиями-заемщиками. Строгие процедуры выдачи кредитов и их постоянный дальнейший мониторинг позволят оперативно преодолевать риски, существующие в реальном секторе экономики. Для повышения эффективности и возвратности государственных инвестиций условием кредитования государственными кредитными организациями может стать софинансирование проектов со стороны частных банков. Помимо осуществления инвестиционных и регулирующих функций, ГКОР могли бы оказывать реабилитационные и лизинговые услуги . 

Дальнейшее развитие институциональных инвесторов, которые будут аккумулировать внутренние национальные сбережения, является необходимым условием для проведения государственной инвестиционной политики и формирования фондов бюджета развития. Помимо механизмов бюджета развития, накопительные пенсионные фонды и страховые организации будут иметь возможность кредитования реального сектора экономики путем расширения вложения своих активов в корпоративные ценные бумаги и акции казахстанских предприятий, прошедших листинг на Казахстанской фондовой бирже.

В связи с этим следует  продолжать мероприятия по формированию современной инфраструктуры страхового рынка, повышению финансовой устойчивости страховых организаций.

В условиях, когда в  Казахстане имеются объективные  препятствия для создания и функционирования полноценных и самоокупающихся инвестиционных фондов как институтов аккумулирования накоплений массовых мелких инвесторов, должны быть разработаны механизмы по привлечению сбережений немногочисленной, но относительно обеспеченной прослойки населения (в том числе через систему доверительного инвестиционного управления деньгами и ценными бумагами).

Активное государственное  участие в экономике не должно ограничиваться проведением перечисленных  мероприятий. Государству необходимо стать собственником в стратегически важных для национальной экономической безопасности отраслях экономики.

Информация о работе Кейнсианская модель