Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы попытаться дать ответ на вопрос, может ли в принципе командно-административная система быть эффективной и обеспечивать высокий уровень жизни граждан и рассмотреть основные черты и противоречия командно-административной системы.
Введение………………………………………………………………………………………….………….3
1 Причины возникновения и эволюция командно-административной экономики………….………….5
2 Понятие командно-административной системы, ее сущность и характерные черты………….……...7
2.1 Понятие и основные черты системы…………………………………………………………….……..7
2.2 Достоинства командно-административной системы…………………………………………………18
2.3 Недостатки командно-административной системы…………………………………………………..21
3 Кризис командной экономики и необходимость ее реформирования………………………………...26
Заключение………………………………………………………………………………………………….28
Список использованных источников……………
УО «»
Кафедра
«Экономической теории»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Командно-административная
система хозяйства: сущность, противоречивость,
необходимость реформирования
МИНСК 2011
Введение…………………………………………………………
1 Причины возникновения и эволюция командно-административной экономики………….………….5
2 Понятие командно-административной системы, ее сущность и характерные черты………….……...7
2.1 Понятие и
основные черты системы……………………………………………………………
2.2 Достоинства командно-административной системы…………………………………………………18
2.3 Недостатки
командно-административной
3 Кризис командной
экономики и необходимость ее
реформирования………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………………
В
обеспечении нормального
Возникает дилемма – с одной стороны, неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в государственном регулировании, с другой - неизбежность регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого “административного” решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций.
Следовательно, задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы максимальную эффективность.
В
начале ХХ в. экономическая роль государства
стала настолько значимой, что первая
половина прошлого столетия вошла в историю
как эпоха “государственно-
Сейчас у большинства людей (особенно у молодого поколения, которое воспитано на критике коммунистических идей) не вызывает сомнения, что командно-административная экономическая система в принципе не способна на эффективное функционирование, и путь преобразований от централизованной к рыночной экономике, является единственно верным. В то же самое время при реформировании экономических основ необходимо учитывать особенности национальной экономики, потому как «слепое копирование чужого опыта и следование чужим рецептам» не принесет желаемого результата. Ведь основы рыночной экономики зарождались не на пустом месте, а на обломках командно-административной системы, а потому для осознания того, что происходило во время реформ, недостаточно только понимать процессы рыночной экономики, необходимо также знать, как функционируют предприятия, управляемые из Центра и принадлежащие государству.
Цель
данной работы заключается в том, чтобы
попытаться дать ответ на вопрос, может
ли в принципе командно-административная
система быть эффективной и обеспечивать
высокий уровень жизни граждан и рассмотреть
основные черты и противоречия командно-административной
системы.
Причины возникновения
и
эволюция командно-административной
экономики
Возникновение и эволюция командно-административной экономики — один из наиболее сложных и противоречивых процессов, оказавших огромное влияние на глобальное развитие мировой цивилизации в XX веке. Основная причина, обусловившая зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей экономики данного типа — это общесистемный кризис и обнаружившаяся историческая предельность капиталистического способа производства. Объективно формировавшиеся глобальные тенденции посткапиталистического цивилизационного перехода нашли одно из своих проявлений в возникновении административно-командной экономики. Этому же способствовали факторы усиления сознательного управляющего воздействия на развитие общества, распространение антикапиталистической идеологии и прежде всего социалистических теорий. Сказался тот факт, что практическая попытка посткапиталистических преобразований была осуществлена в России, а затем и в других странах, решавших задачи «догоняющего развития». Исключительная сложность стоявших перед ними экономических и политических задач потребовала концентрации ресурсов и централизации управления, что объективно способствовало усилению административных методов хозяйствования.
Командно-административная
экономика исторически возникла
в форме хозяйственной системы
«военного коммунизма» во время
гражданской войны в России. Данная
система характеризовалась
Таблица 1 – Теоретическая парадигма административно-командной системы
Основные черты | |
Рыночная экономика | Административно-командная экономика |
Частная собственность | Государственная собственность |
Рыночный механизм | Команда из центра |
Предприятие как хозяйствующий субъект | Государство |
Развитие экономического самоуправления | Огосударствление и бюрократизация экономики |
Конкуренция и перелив капитала | Планомерность |
Экономическая эффективность | Политические ценности |
Примечание – Источник [6, с.524]
Безусловно, в таблице 1 выделены далеко не все основные признаки рыночной и административно-командной экономики. Но их сравнительный анализ все же позволяет оттенить историческую «альтернативность» социалистической экономики.
После
второй мировой войны различные
модели командно-административной экономики
распространились во многих странах, однако
это распространение продемонстрировало,
что независимо от всех страновых и региональных
особенностей хозяйство остается неэффективным.
В 50-е годы начинаются попытки реформирования
командной экономики, но их ограниченный
характер не способствовал успеху этих
попыток. Кризис командно-административной
системы углубился и в конце 80-х годов
привел к ее разрушению.
Понятие командно-административной системы,
ее
сущность и характерные
черты
1
Понятие и основные
черты системы
Централизованно-
Во Франции, во второй половине XVII в., в период правления Людовика XIV сеньоры подчинили всю жизнь городских цехов строгой регламентации. Для каждого ремесла до мельчайших подробностей были определены: количество и качество материала, вес, форма, способ выделки. Вся деятельность осуществлялась в рамках строгих постановлений. Запрещено было зазывать покупателей, отбивать их у других лавок, действовать в ущерб другому цеху. Например, кузнец не имел права ни выковать, ни продать ключ – это было дело слесаря. Портным запрещено было чинить одежду, а старьевщикам – шить новую. По указу Кольбера (министр при Людовике XIV) 1669 года для каждой материи определены длина и ширина куска, количество ниток, качество материала, способ выделки. Исследователями конца XX в. отмечается, что на этом пути Кольбер имел множество последователей. В 1775 году было запрещено выделывать цветные холсты и полотна, чтобы не вредить шелковым и шерстяным мануфактурам. Доходило до того, что приказчикам предписывалось срывать платья из цветного холста с тех женщин, которые осмелятся появиться в них публично .
Основополагающей
чертой командно-административной системы
является то, что все права собственности
принадлежат государству, а частная
собственность ликвидируется и переходит
в руки государству. Удельный вес государственной
собственности в СССР, например,
составлял 90%. В результате
произошла как деформация
процесса присвоения объектов
собственности, так и результатов
ее функционирования. Декларированные
субъекты собственности – трудовые коллективы
и отдельные трудящиеся – были
отчуждены от собственности,
т.к. фактически утратили важнейшие
функции присвоения: владения и распоряжения.
Они перешли к органам государственного
управления и представлявшему их
слою распорядителей, в результате
чего государственная собственность
утратила общественный характер
и стала персонифицированной.
Реальным собственником
стала административно-
Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека-работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы.