Коммерческая деятельность предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание

Общественное питание представляет собой крупную, широко разветвлённую отрасль народного хозяйства со своими специфическими особенностями, которая наряду со здравоохранением, социальным обеспечением населения и торговлей решает важные социально-экономические задачи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность коммерческой деятельности в общественном питании……………………………………………………………………...5
2. Методологические основы определения эффективности коммерческой деятельности в общественном питании…………………………………..9
3. Коммерческие связи, сделки купли-продажи…………………………...16
4. Сущность маркетинга в общественном питании……………………….21
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Министерство образование и науки.doc

— 247.09 Кб (Скачать документ)

Эффективность коммерческой деятельности следует изучать системно. При определении эффективности хозяйственной деятельности в общественном питании необходимо учитывать количество рабочего времени, затраченного на организацию снабжения, производство и реализацию продукции, внедрение достижений научно-технического прогресса и на их использование в хозяйственной деятельности.

Эффективность коммерческой деятельности в общественном питании определяется по комплексу показателей, которые можно классифицировать по следующим признакам:

1. Масштаб оценки (уровень управления), который различается в соответствии со структурой управления общественным питанием в масштабах народного хозяйства, отрасли, организационно-правового формирования, структурном подразделении. Следует учитывать, что разные уровни управления имеют свои задачи, а значит, различные критерии и показатели эффективности.

              Показатель эффективности на уровне организационно-правового формирования следует определять как отношение прироста годовых доходов (расчетных) к затратам, вызвавшим этот прирост.

2. Использование всех видов ресурсов (продовольственные, материально-технические и топливно-энергетические). Главным направлением использования ресурсов является основное производство, т. е. использование ресурсов непосредственно при производстве продукции общественного питания. Вспомогательное производство - это осуществление подготовительных операций и мероприятий по обеспечению посудой, инвентарем, тарой, технологическая подготовка оборудования к работе. Ремонтно-эксплуатационные нужды учитывают затраты на обслуживание, ремонт и эксплуатацию основных средств и пр.

Определение эффективности использования всех видов ресурсов рассчитывается как отношение всех затрат материальных ресурсов, израсходованных в производственно-коммерческом процессе за учетный период (год), к товарной продукции (услугам).

3. Время и период действия показателей эффективности. По этому признаку показатели подразделяют на фактические и плановые. Фактические показатели определяют эффективность коммерческой деятельности в процессе хозяйственной деятельности, а плановые - ожидаемый (планируемый) эффект.

4. Степень обобщения результатов деятельности и затрат.

Все показатели эффективности коммерческой деятельности могут быть подразделены на общие (комплексные) и частные. К общим показателям относятся те, которые характеризуют коммерческую деятельность в целом, например, размер национального дохода отрасли, доходы предприятия, использование материально-технической базы предприятия. Частные показатели характеризуют эффективность отдельных видов затрат: производительность труда, работу единицы оборудования, эффективность одной сделки купли-продажи и т. д.

Для комплексной оценки эффективности коммерческой деятельности можно использовать следующую формулу:

Эо.п. = Р / ( Сопл + Сдолг + Снем + Соб),

где Эо.п.- комплексный показатель оценки эффективности коммерческой деятельности;

Р - розничный товарооборот;

Сопл - расход средств на оплату труда;

Сдолг - среднегодовые остатки долгосрочных активов;

Снем - среднегодовые остатки нематериальных активов;

Соб - среднегодовые остатки оборотных средств.

5. Tun показателей. Все показатели эффективности можно разделить на прямые и косвенные. К прямым показателям относятся те, которые выражают соотношение затрат и готовой продукции (услуги). Косвенные показатели определяются путем соотношения прямых показателей.

6. Вид измерения показателей характеризует единицу измерения. По этому признаку эффективность можно определить в натуральных, натурально-стоимостных, стоимостных показателях и в процентах. В натуральных, натурально-стоимостных и стоимостных показателях определяются все виды прямых показателей эффективности коммерческой деятельности. В процентах измеряются только косвенные показатели.

В коммерческой деятельности существует понятие нормативного эффекта. Нормативы общей (абсолютной) эффективности устанавливаются дифференцированно по отраслям или

структурным формированиям, но они должны быть такими, чтобы затраты на осуществление хозяйственной деятельности были оптимальными и не выше получаемых от предоставления услуг доходов. Чем меньше материальные затраты на производство, реализацию и организацию потребления продукции общественного питания, тем выше эффективность коммерческой деятельности.


3.Коммерческие связи, сделки купли-продажи.

Важнейшим этапом в организации снабжения предприятий общественного питания является закупочная деятельность. Закупка определяется как передача конкретной стороной, продавцом-поставщиком определенного предмета купли-продажи покупателю. Поставщиком может выступать физическое или юридическое лицо любой формы собственности и организационно-правового образования, которое предлагает товар. Покупатель — предприятие общественное питание, которое желает

приобрести товар для его использования в своей производственно-коммерческой деятельности с целью получения прибыли. Каждая из этих сторон как часть рынка имеет свой финансовый интерес.

Самое простое определение финансового интереса сторон в купле-продаже: что я от этого буду иметь? Какие приобретения или потери будут сопровождать сделку? Для общественного питания важным является и определение законности сделки с точки зрения своих и государственных интересов и безопасности для здоровья и жизни потребителя.

При централизованном распределении государство определяет или предлагает поставщика, является гарантом в выполнении отдельных условий. При децентрализованном распределении предприятие общественного питания самостоятельно делает выбор. И в том и в другом случае общественное питание как коммерческое формирование оценивает возможности поставщика.

Для оценки и выбора поставщика возможны следующие критерии:

      характер деятельности и возможности поставщика;

      конкурентоспособность и финансовая устойчивость поставщика на рынке товаров;

      стоимость предлагаемого товара и его потребительские качества;

      законность происхождения товара;

      наличие документов, подтверждающих качество товара;

      жизненный цикл товара (сроки хранения и реализации);

      предлагаемые условия поставки товара: сроки, формы, периодичность и пр.;

      оплата товаров: методы, формы, сроки расчета;

      другие условия.

Коммерческим документом, регулирующим взаимоотношения партнеров по сделкам купли-продажи, является договор. Договор является юридическим документом, если он оформлен в письменной форме. Он констатирует, дополняет или уточняет отношения сторон, определенные законом, правовыми и нормативными государственными актами, и не должен противоречить им. Договор заключается на основе свободного волеизъявления сторон, и целью его является:

      юридически закрепить отношения между партнерами, т. е. придать им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;

      определить порядок, способы и последовательность совершения действий партнерами;

      предусмотреть способы обеспечения обязательств и последствия их невыполнения.

В общественном питании применяются возмездные и безвозмездные договоры. Основным видом возмездного договора, используемого в снабжении, является прямой (когда в сделке участвуют две заинтересованные стороны) договор купли-продажи, который составляется в двух экземплярах, подписывается уполномоченными на то представителями сторон, как правило, руководителями или собственниками предприятий,

скрепляется гербовыми печатями предприятий — участников сделки.

Договор может носить срочный и условно-бессрочный характер. По срочному договору определяются сроки его действия и кратность поставки (это может быть и договор на разовую поставку товара, например средств материально-технического обеспечения). По условно-бессрочному договору взаимоотношения сторон определяются на долгосрочный период с подтверждением возобновления отношений в каждом последующем году. Документом, дополняющим договор, являются лицензии сторон, подтверждающие их права на осуществление продажи товара или его покупку, цель сделки (лицензия на оптовую торговлю - для поставщика, лицензия для осуществления производства собственной продукции, реализации ее и покупных товаров - для общественного питания).

Предмет договора определяет направление, по которому заключен договор (купля-продажа конкретного товара или товарной группы). К этому параграфу разрабатывается дополнение - спецификация (если договор не носит разового характера). Спецификация определяет объемы поставок с разбивкой по учетным периодам - неделям, месяцам, кварталам, году.

Для договаривающихся сторон очень важным является определение условий купли-продажи, поскольку они прямо отражаются па финансовых результатах деятельности предприятия.

При закупке продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, составление письменного договора не является обязательным (плодоовощная продукция, зелень, мясо и др.). Продавец должен предоставить документ, удостоверяющий происхождение и качество продукции.

В условиях дефицита как наличных, так и безналичных денежных средств используются так называемые бартерные сделки, представляющие собой натуральный обмен товарами. Бартерные сделки могут быть прямыми и многоканальными.

В прямых сделках участвуют две стороны: например, предприятие общественного питания оказывает свои услуги взамен товарного обеспечения на сумму отпущенного питания.

Многоканальные сделки предполагают вовлечение в процесс ряда организационно-правовых формирований различных форм собственности. Схема многоканальной бартерной сделки может быть следующей: столовая по договору с промышленным предприятием отпускает питание его работникам в счет невыплаченной заработной платы. Свою продукцию, например, комбикорм, промышленное предприятие отправляет в сельскохозяйственное предприятие, которое, в свою очередь, обеспечивает столовую овощной и другой продукцией в счет задолженности за комбикорм. В цепи бартерных сделок может принимать участие и государство, например: столовая отпускает льготное питание учащимся школы; государство в счет оплаты отпускает товар общественному питанию из своего унитарного предприятия, которое поставляет этот товар в счет уплаты налогов в бюджет.

Следует отметить, что бартерные сделки не представляют интереса ни для одной из сторон и являются вынужденной мерой в сложных финансовых ситуациях.

Заключение договоров является необходимым условием и для топливно-энергетического снабжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Сущность маркетинга в общественном питании

В рыночных условиях хозяйствования вся производственная, торговая (купля-продажа), кадровая и иная деятельность предприятий подчиняется маркетингу, его правилам и принципам.

Маркетинг рассматривается как система мероприятий производителей по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых ими товаров.

Маркетинг в общественном питании — это эффективное управление производством и продажей собственной продукции и услуг, ориентированное на удовлетворение спроса потребителей и достижение высокого уровня доходности.

С позиции маркетинга осуществляется управление такими элементами коммерческой деятельности, как:

      персонал (навыки, знания, умения, которые устанавливаются исходя из требований к уровню качества услуг, востребованных потребителем на данный период);

      процесс (этапы производства продукции и обслуживания, формирующиеся на основе потребностей потребителя);

      материальная среда (место оказания услуг общественного питания и взаимодействия персонала и потребителя (залы, вестибюли, гардеробные), а также среда окружения (интерьер, эстетика, планировочные решения помещений для потребителей, их оборудование и т. д.).

Рыночная экономика и отсутствие всяких дефицитов порождают конкуренцию, а следовательно, и борьбу за потребителя. Это способствует появлению продукции и услуг более высокого качества и разнообразного ассортимента. Предприятия, не способные учитывать колебания рынка, оказываются в результате конкуренции банкротами. Это приводит к продаже имущества, увольнению работников, прекращению или приостановлению деятельности. Значит, в условиях конкуренции экономические интересы коллективов и предпринимателей требуют умения удерживать позиции в борьбе за рынок товаров и услуг. Маркетинг как совокупность знаний по эффективной коммерческой деятельности является инструментом поиска и привлечения покупателей, обеспечивая тем самым высокие и устойчивые доходы и финансовую стабильность.

Предприятия общественного питания в силу специфики своей деятельности дважды выходят на рынок в течение одного производственного цикла: как покупатели сырья, полуфабрикатов, инвентаря, оборудования и пр. и как продавцы собственной продукции и услуг.

Предметом маркетинга в общественном питании является изучение, отбор и принятие наиболее рациональных решений коммерческой деятельности от замысла создания объекта общественного питания определенного типа и класса до необходимости перепрофилирования, если его услуги не пользуются спросом.

Сфера изучения маркетинга распространяется на все стороны деятельности предприятия: технические, технологические, организационные и экономические, в зависимости от потребностей и спроса потребителей.

Информация о работе Коммерческая деятельность предприятия общественного питания