Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
В рыночной экономике любого типа торговли вместе с финансовой и банковской системами образует ту наиболее значимую часть инфраструктуры, без которой она просто не может функционировать. Рынок как таковой создают независимые товаропроизводители, вступающие в конкуренцию между собой.

Содержание

Введение 3
1. Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия 4
1.1. Коммерческая работа по розничной продажи товаров 4
1.2. Методы розничной продажи товаров 5
1.3 Организация оказания торговых услуг покупателям 10
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия ООО «Сэлмарк» 13
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности 13
2.2. Анализ коммерческой деятельности предприятия 15
2.3. Договорная работа предприятия 22
3. Совершенствование коммерческой деятельности предприятия 27
Заключение 29
Список литературы 30

Работа состоит из  1 файл

ОКД.docx

— 81.36 Кб (Скачать документ)

Анализируя данные таблицы, мы видим, что в 2011 году товаров поступило  на 1396,4 тыс. руб. больше, чем в 2010 году, темп изменения составил 112,7%. Несмотря на увеличение суммы поступления  товаров, удельный вес по отдельным  товарным группам уменьшился. Так, снижение по удельному весу наблюдается по таким товарным группам как, колбасные  изделия, рыбная продукция, молочные товары, маргариновая продукция, макаронные изделия, детское питание и др. Это происходит за счет увеличения удельного веса хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских и прочих товаров. Наибольший темп роста поступления наблюдается  по хлебу и хлебобулочным изделиям, кондитерским, алкогольным товарам, сахару: 112,8%, 119,5%, 114,6%, 110,6% соответственно. Также мы видим, что в 2011 году снизился объем поставок круп и макаронных изделий на 0,3% и 1,1% соответственно. По сравнению с 2010 годом  в 2011 году улучшилась ритмичность поставки товаров  в магазин.

Рисунок.2. Поступление товаров  по отдельным товарным группам в 2003г.

Проанализировав данные таблицы, мы видим, что по всем товарным группам  увеличился объем продаж в 2011 году по сравнению с данными 2010 года. Наибольший темп роста наблюдается по хлебу  и хлебобулочным изделиям, кондитерским, алкогольным товарам, безалкогольным напиткам и прочим товарам на 112,7%, 119,4%, 114,9%, 109,5% и 123,2% соответственно. Общий  темп роста объемов продаж составил 117%.

Наибольший удельный вес  в общем объеме товарооборота  занимают алкогольные товары, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские товары (21,98%, 13,32% и 12,19% соответственно).

Увеличение поступления  и продажи товаров в 2011 году по сравнению с данными 2010 года говорит  о том, что предприятие удовлетворительно  ведет закупочную деятельность.

2.3. Договорная работа предприятия

При намерении заключить  договор торговым предприятием уточняются наиболее важные моменты, связанные  с его оформлением, подписанием  и исполнением, также составляется примерная поэтапная схема работы. Проекты договоров обычно разрабатываются  поставщиками, затем согласовываются  условия (как правило, условия оплаты за товар) и стороны подписывают  договор. При подписании договора стороны  должны убедиться, что представители  имеют юридическое право и  полномочия на подписание договора. Товаровед  магазина подписывает договоры на основании  доверенности. Поставщики, как правило, требуют от магазина комплект документов при подписании договора (устав или  учредительный договор, свидетельство  о регистрации предприятия, справку  о постановке на налоговый учет, договор аренды помещения, выписку  из банка и др.). Таким образом, службы безопасности поставщиков проверяют  надежность партнеров.

Для облегчения и ускорения  оформления договорных отношений ООО "Сэллмарк" применяет так называемое пролонгирование договоров, т.е. их продление на основании письма. Данная форма применяется в основном с заводами – производителями, с  которыми установлены длительные хозяйственные  связи, с такими как: ОАО «Павловский  хлеб», ОАО «Павловский мясоконсервный комбинат» и др. Однако в этом случае обязательно согласование ассортимента поставляемых товаров и согласование графиков завоза продукции.

В 2011 году торговым предприятием заключено 98 договоров на поставку товаров, из них 8 договоров были пролонгированы на текущий год с такими поставщиками как ОАО "Павловский хлеб", ОАО "Павловский мясоконсервный комбинат", ОАО "Сосновское молоко" и др. Эти  цифры говорят о том что, ЧП Самохвалова имеет тенденцию  к налаживанию устойчивых связей, так как часть договоров заключена  ранее, а также предприятие стремится  занять конкурирующую позицию и  расширить свои каналы. Но к сожалению  часто договоры заключаются символически, в них иногда отсутствуют необходимые  условия поставки, не говоря уже  о том, чтобы предусмотреть все  возможные нюансы. Поставщики порой  предлагают такие условия, которые  совершенно не выгодны покупателю, однако покупатель с ними соглашается. Например, приемка по количеству и  качеству производится в момент сдачи  товара покупателю и в присутствии  обеих сторон, после приемки товара покупателем поставщик не принимает  претензии по количеству и качеству, за исключением скрытых недостатков, и то только в течение трех дней с момента передачи товара. Во-первых, принять товар в момент сдачи  его покупателю по количеству, и  тем более по качеству очень сложно; во-вторых, обнаружить скрытые недостатки в течение трех дней не всегда возможно, т.к. скрытые недостатки чаще всего  обнаруживаются в момент продажи  товаров.

Очень часто в договорах  отсутствует пункт об имущественной  ответственности сторон, либо он направлен  на пользу поставщика, т. к. проект договора составляется им. Обычно в договорах  поставщики предусматривают ответственность  покупателя за просрочку оплаты товара и "забывают" такие пункты как  ответственность поставщика за просрочку  поставки товаров, за недопоставку, за нарушение графика завоза, за поставку некачественных товаров и т.д.

 Отсутствие имущественной  ответственности в договоре поставки  дает возможность нарушать условия  договора, не дисциплинирует стороны  по отношению друг к другу  и не позволяет возместить  убытки, понесенные из-за невыполнения  или ненадлежащего исполнения  условий договора.

В договорах часто можно  встретить следующие условия, например, "передать товар в разумный срок". Что подразумевать под этой фразой? Можно по-разному истолковать  эту формулировку, поэтому при  разрешении споров возникают затруднения. Поэтому целесообразно в договоре предусматривать более точные условия, не имеющие двусмысленной трактовки.

Так же в договорах можно  встретить следующее условие "сторона, не исполняющая надлежащим образом  условия настоящего договора, обязана  возместить другой стороне понесенные ею убытки". В данном условии нет  конкретизации, т. е. какие именно условия, в каком размере должны быть возмещены  убытки, не установлены штрафные санкции, которые должна уплатить виновная сторона.

Если говорить об условиях поставки, то в основном магазин  работает с поставщиками с отсрочкой  платежа за поставленные товары. (рис. 3.) Данные условия оговорены в  договоре поставки.

Рис. 3. Анализ условий оплаты за поставленный товар по договорам.

Рис. 4. Удельный вес различных видов договоров

Анализируя данные диаграммы (рис.3), мы видим, что наибольший процент (72%) составляют договоры поставки. Это  объясняется тем, что эти договоры взаимовыгодны, т. е. поставщику возможность  продавать товар регулярно, а  магазину отсрочить платежи.

Рис.5. Удельный вес договоров по срокам действия

Проанализировав сроки заключения договоров (рис.5.), мы видим, что договоры заключаются в основном на один год. В условиях жесткой конкуренции  многие поставщики не выживают на рынке, и поэтому долгосрочные договоры обычно не заключают. Покупатели и продавцы, заключившие договор, имеют право  после истечения срока его  действия пролонгировать свои договорные отношения при условии повторного согласования всех условий, что является более выгодным для обеих сторон.

В магазине проводится учет исполнения договорных обязательств при  помощи специальных журналов, которые  содержат информацию о поставщике, условиях оплаты по договору, сроке  действия договора, реквизитах поставщика и других важных условиях договора. В данном журнале отражаются все факты исполнения или неисполнения договорных обязательств. В ходе анализа договорной работы за прошедший 2011 год было выявлено несколько не очень существенных нарушений условий договоров ни со стороны поставщиков, ни со стороны магазина.

Правильный выбор формы  договорных отношений, тщательно обдуманное согласование условий договора является основой успешной хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятия.

Несмотря на то, что ООО "Сэллмарк" своевременно и правильно  заключает договора с поставщиками, а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам  товаров, как правило, на один год  и осуществляет постоянный контроль за их исполнением, все же предприятие  стремится к увеличению качества договоров, а также налаживанию  связей с постоянными поставщиками.

Некачественно выполненные  договора приводят к постоянным дискуссиям по поводу условий и сроков выполнения обязательств, незапланированным пеням  и неустойкам, а также к необходимости  привлекать дополнительные финансовые и людские ресурсы для защиты интересов предприятия. При том, что иногда страдает и репутация  предприятия на Новосибирском рынке, конечно же, является невозможным  оценить нанесенный ущерб.

Коммерческим работникам предприятия следовательно занимать активную позицию в обсуждении условий  договора поставки и в установлении хозяйственных связей с поставщиками по закупке товаров.

 

  1. Совершенствование коммерческой деятельности  предприятия

С целью улучшения  договорной работы, прежде всего, необходимо обеспечить учет исполнения договоров  поставки должен осуществляться с помощью  специальных карточек или журналов. Более прогрессивным и оперативным  мог бы стать автоматизированный учет выполнения договоров поставки товаров с помощью компьютерной техники. При этом предоставляется  возможность контролировать выполнение договоров поставки в более детализированном виде, обрабатывать большие объемы коммерческой информации и оперативно использовать ее в коммерческой деятельности.

В современных  условиях такие проблемы можно устранить  за счет использования специальных  компьютерных программ, которые позволяют  автоматизировать процесс делопроизводства и упростить контроль за исполнением  задач.

Применение  системы электронного документооборота полностью исключает возможность  потери документов. Автоматизированный контроль за движением каждого из документов, осуществляемый с момента  его регистрации в системе, гарантирует  целостность и сохранность любого документа в процессе всего жизненного цикла.

Например, руководителю ООО «Сэллмарк»  при необходимости узнать, что в настоящий момент сделано по исполнению его приказа о разработке новой формы договора о закупке сырья, нужно лишь обратиться к системе, и в течение нескольких секунд будет предоставлена полная информация о том, кто из сотрудников в настоящее время работает с данным документом, что уже сделано и когда истекает срок окончательного отчета об исполнении задания. Это существенно усиливает дисциплину на предприятии, обеспечивает надежный контроль за исполнением текущих задач строго в соответствии с утвержденным планом.

Система не позволит ни сотруднику, ни руководителю забыть об исполнении того или иного распоряжения. Автоматическая генерация рассылок с уведомлениями заранее предупредит  всех должностных лиц о приближении  времени исполнения распоряжения, а  когда этот срок настанет - потребует  отчета о проделанной работ.

В настоящее  время предприятие не может полностью  отказаться от бумажного документооборота. Однако внедрение системы электронного документооборота позволит существенно  повысить эффективность работы с  документами, а также оперативность  и качество выполнения заданий.

Завершая  тему, хочется привести ряд статистических данных. Как показывают результаты исследований, внедрение системы  электронного документооборота позволяет  организациям в 3 раза повысить скорость обработки документов, на 75% сократить  расходы на содержание архива и в 0,5-2 раза повысить эффективность работы за счет повышения исполнительской  дисциплины и более оптимального использования внутренних ресурсов. Таким образом, в современных  условиях может рассматриваться  не только, как инструмент улучшения  системы управления, но и механизм снижения внутренних издержек и повышения  конкурентоспособности предприятия.

 

 

Заключение

В настоящее время особое место в организации торгового  обслуживания населения занимает розничная  торговля.

По моему мнению благосостояние населения и регионов оценивается, в первую очередь, по уровню торгового  обслуживания.

Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных  связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В  розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения  в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей.  Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Итак, когда товар превращается в деньги, создаются стартовые возможности для нового цикла производства.  Отсюда следует, что розничную торговлю следует рассматривать в процессе кругооборота всего общественного продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой.

Таким образом, экономическое  значение розничной торговой сети состоит  в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его  количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический  аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

 

 

Список  литературы

    1. Абчук В.А. Коммерция.-СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002
    2. Андреева Л.В. Продажа товаров. Руководство по подготовке и заключению договоров.- М.: НВЦ, 1997
    3. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – К.: Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса, 1997
    4. Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность. – Минск, 1998
    5. Голощапова А. И., Пармененков К. Н., Савкина Р.В. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. М.: Издательство МГУК, 2000
    6. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000
    7. Зубцовская А.А. Аукционная торговля. Новосибирск, 2000
    8. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003
    9. Николаева Т. И. Технология и коммерческая деятельность. Часть 1: розничная торговля.- Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 1996
    10. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002
    11. Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М.: ИНФРА-М, 2001
    12. Зимина Н.В. Совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями. – Маркетинг в России и за рубежом, 2000 №2, с.75

Информация о работе Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия