Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 23:08, курсовая работа
Важная задача предприятия – всемерное удовлетворение общественных потребностей народного хозяйства и трудящихся в продукции ( работах, услугах ) с высокими потребительскими свойствами и качествами, при минимальных трудовых и материальных затратах, увеличение вклада в развитие экономики страны и обеспечение на этой основе роста благосостояния своего коллектива и его членов.
Введение
Различные по формам собственности предприятия являются основным звеном единого народнохозяйственного комплекса. Им принадлежит главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства – наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей.
Важная
задача предприятия – всемерное
удовлетворение общественных потребностей
народного хозяйства и
Под коммерческой деятельностью предприятия понимаются все торговые операции по приобретению необходимых материально – технических ресурсов и реализации производимой продукции.
Выполняя функции снабжения и сбыта, предприятия вступает в сложные хозяйственные взаимоотношения с многочисленными предприятиями и внешними организациями, требующие финансового обеспечения и правового обеспечения. Поэтому коммерческая деятельность не ограничивается чисто снабженческо-сбытовыми функциями. Немалое место в ней занимают финансовая и юридическая работа, а также транспортное обслуживание процессов материально – техническое обеспечения и сбыта.
Коммерческая деятельность тесно связана с производством, так как материально – техническое обеспечение, производство и сбыт являются стадиями единого кругооборота производственных фондов и могут функционировать лишь в неразрывной связи друг с другом.
Коммерческая деятельность предусматривает взаимодействие предприятии как товаропроизводителей с органами управления народным хозяйством.
В основу взаимоотношений предприятий со своими министерствами должны быть положены экономические методы управления, предусматривающие хозяйственную самостоятельность и инициативу подведомственных предприятий, взаимную материальную ответственность, право в юридическом порядке оспаривать правомерность действия вышестоящего органа в тех случаях, когда они выходят за рамки их компетенции. Применительно к материально – техническому обеспечению и сбыту, это означает, что деятельность министерств должна выражаться в содействии развитию оптовой и фирменной торговли, прямыми связями производителей и потребителей, сервисному обслуживанию, организации работы по обеспечению всемерной экономии материальных ресурсов, материальной заинтересованности трудовых коллективов в рациональном расходовании сырья и материалов.
Коммерческая деятельность оказывает непосредственное воздействие на эффективность производства и практически влияет на все показатели работы предприятия. Конечные результаты работы предприятия во многом зависит от квалификации, умения, компетентности и инициативы работников коммерческих служб.
Если предприятие не получает своевременно материалы и комплектующие изделия и детали, то нарушается ритм работы, ставиться под угрозу выполнения договорных обязательств.
От результатов коммерческой деятельности в значительной мере зависит качество выпускаемой продукции.
Качество продукции в определенной мере зависит от четкой организации сбытовой работы на предприятии.
На уровень производительности труда коммерческая деятельность предприятия влияет прямо и косвенно. Прямое воздействие выражается в том, что материально – техническое обеспечение и сбыт связанны со значительными затратами труда на транспортировку, погрузку, разгрузку и складирование материалов и готовой продукции и т.д.
Косвенное воздействие проявляется в том, что своевременная, полная и комплексная поставка производству экономичных материалов способствуют снижению трудоемкости изготовления продукции, улучшению использования производственных мощностей.
Приведенные
в действие выше рассмотренных факторов
эффективности производства в конечном
счете оказывает сильное влияние на финансовое
положение предприятия: увеличивает прибыль
от реализации продукции, повышает рентабельность,
ускоряет оборачиваемость оборотных средств.
1 Коммерческая деятельность в организации
по
закупке материальных
ресурсов
1.1
Органы, занимающиеся
обеспечением
производства материальными
ресурсами. Структура,
задачи и функции отдела
материально-технического
снабжения
Основной задачей службы снабжения предприятия является своевременное и комплектное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующего качества. Успешное ее решение зависит от четкого взаимодействия потребителей с территориальными снабженческо-сбытовыми организациями, предприятиями-изготовителями, вышестоящими и планирующими органами.
Актуальной является задача первоочередного обеспечения материальными ресурсами работ по ускорению научно-технического прогресса: научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных. Служба снабжения должна закупать прогрессивные виды машин, оборудования и материалов, что позволяет повысить эффективность производства.
Важное значение имеет коммерческий подход работников службы снабжения при решении всех вопросов обеспечения производства материальными ресурсами.
Основными
функциями служб снабжения
-
прогнозирование и определение
-
контроль и согласование
- в обеспечении цехов и участков материалами, полуфабрикатами, деталями и изделиями - планирование потребности и установление лимита на отпуск материалов цехам; организация доставки их в цехи и на рабочие места.
-
в организации складского
-
в финансово-хозяйственной
Выполнением отдельных функций занимаются и некоммерческие подразделения, отделы инструментального хозяйства, главного механика, транспортный цех и др.
Организационная структура службы снабжения должна учитывать конкретные условия деятельности каждого предприятия. Достижению рациональности построения служб снабжения способствует применение в практике их формирования рекомендованных НИИ труда принципов построения организационных структур управления: комплексности, системности, регламентации и инициативы, стабильности и "гибкости, экономичности, специализации и универсализации.
В структуре служб снабжения предприятий, как и в системе органов снабжения всего народного хозяйства преобладают товарные (материальные) отделы, группы, бюро, специализирующиеся на снабжении производства отдельными видами сырья, материалов, оборудования, изделии.
Особенно это характерно для средних и крупных предприятии и производственных объединений, которые потребляют различные материальные ресурсы в большом количестве. Наиболее характерным является организационное построение отдела снабжения по товарному признаку. Товарные группы (бюро) обычно выполняют весь комплекс работ по планированию, учету, завозу, хранению и отпуску закрепленных за ними видов материалов.
Наряду с товарными в составе отдела снабжения имеются функциональные подразделения, такие, например, как плановая и диспетчерская группы (бюро) определяет хозрасчетные показатели снабженческой деятельности, анализирует результаты выполнения планов снабжения и собственной финансово-хозяйственной деятельности, составляет статистические отчеты и др. Диспетчерская группа (бюро) заказывает транспортные средства, контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие, а также доставку их на рабочие места.
Структура службы снабжения, количество и специализация внутренних подразделений, численность работников определяются на основе анализа всех факторов, влияющих на организацию материально-технического обеспечения.
Такими
факторами являются: объем, тип и
характер деятельности; степень специализации
и кооперирования производства; номенклатура
потребляемых материалов и порядок их
распределения; структура органов управления;
месторасположение предприятия; состояние
транспортной системы; уровень развития
прогрессивных форм материально-технического
обеспечения и услуг, оказываемых потребителям
посредническими организациями.
1.2
Организация
хозяйственных
связей
и выбор
поставщиков
Хозяйственные связи по закупкам материальных ресурсов являются составным элементом закупочной логистики, цель которой – удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели, однако, зависит от решения целого ряда задач. В обобщенном виде эти задачи можно сформировать следующим образом:
— Выдерживание обоснованных сроков закупки материальных ресурсов;
—
Обеспечение точного
— Соблюдение требований производства по качеству сырья и материалов.
Успешное решение поставленных задач во многом зависит от правильной организации хозяйственных связей в системе МТО. Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями материальных ресурсов достаточно широкое понятие. Хозяйственные связи – это совокупность организационных, экономических, административно-правовых, финансовых и других взаимоотношений, возникающих между покупателями и продавцами материальных ресурсов.
В широком смысле, система хозяйственных связей – важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая «собой совокупность форм, рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции».
Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики, сбалансированности спроса и предложения; способствуют планомерному развитию экономики, своевременной поставке необходимых материальных ресурсов.
Система хозяйственных связей выполняет, в частности, следующие элементы: участие предприятий в разработке своих партнеров планов производства, посредством представленных заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применения экономических санкций; проведении экспертизы поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых возможностей; применение административно-правовых норм и другие взаимоотношения. Хозяйственные связи юридически установлены, когда между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) заключены хозяйственные договоры, что является важнейшим фактором установления хозяйственных связей по поставкам продукции.
Положение о поставках, а также особые условия поставок существенно ограничивали инициативу предприятий, лицами из возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением договоров поставки. Положения значительно ограничивали выбор партнера, возможности сторон определять в договорах условия, соответствующие конкретной поставке материальных ресурсов. Особые условия поставки также сдерживали множество норм, обязательных при заключении и исполнении договоров. Ярмарочный комитет на оптовой ярмарке предлагал единый для всех ее участников текст договора. В результате сторонам оставалось мало возможности самим формировать условия договора. В связи с этим, договор утрачивал отведенную ему роль основного документа, определяющего права и обязанности сторон с учетом конкретных особенностей каждой поставки.