Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:57, контрольная работа
Цели и задачи исследования рынка методами маркетинга
Первый шаг менеджера, отвечающего за разработку стратегии маркетинга, – получение информации о рынке – основном инструменте жизни общества, известном человечеству со времен первоначальных прямых обменов.
1.Цели и задачи исследования рынка методами маркетинга
2.Спрос и предложение. Рыночное равновесие
3.Емкость рынка
4.Изучение конкурентов
5.Сегментация рынка и ее основные критерии
6.Целевой и пробный рынки
7.Позиционирование товаров на рынке
8.Дифференциация товаров на рынке
9.Условия формирования и факторы развития экономической конъюнктуры
10.Маркетинговая информационная система
11.Методы изучения рынка
К основным типам позиционирования товара на рынке относятся:
-отличительные качества
-существующая выгода;
-особый способ использования товара;
-категория потребителей;
-отношение товара к товарной марке конкурента.
Позиционирование представляет собой два взаимосвязанных процесса:
Последовательность действий при позиционировании товара представлена в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Этапы позиционирования товара
При построении карты восприятия (карты позиционирования) на практике чаще всего используется двухмерная матрица, в которой представляют товары конкурирующих фирм (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Карта позиционирования «цена – качество»
Позиционирование, осуществляемое по двум показателям – качества и цены, следует проводить в следующей последовательности.
Возможные решения предприятия о собственном позиционировании (при условии знания позиций конкурентов) представлены в табл. 7.2.
Таблица 7.2
Возможные решения предприятия о собственном позиционировании
Приняв решение о
Рис. 7.2. Матрица позиционирования товара на рынке по ценовому критерию
Приняв одно из решений о позиционировании, предприятие обязательно должно решить вопрос и о дифференциации своего предложения за счет качественных особенностей товара и его цены.
Дифференциация товара – производство широкой гаммы товаров, специализированных для удовлетворения потребностей различных групп потребителей.
На практике используются различные виды дифференциации товаров (рис. 8.1).
Предприятие может выпускать
Решение предприятия о позиционировании товара и его дифференциации на рынке позволяет приступить к дальнейшей разработке комплекса маркетинга.
Рис. 8.1. Виды дифференциации товаров
Кроме дифференциации товаров, указанных на рис. 8.1, необходимо учитывать также:
-дифференциацию персонала,
-дифференциацию имиджа, связанную с созданием имиджа, образа предприятия и его товаров.
Таблица 8.1
Сравнение дифференциации и стандартизации товаров
Неотъемлемой составляющей исследования рынка является изучение экономической конъюнктуры.
Экономическая конъюнктура – форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии, в конкретно историческом преломлении, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен.
Классификация конъюнктурообразующих факторов представлена в табл. 9.1
Особенности экономической конъюнктуры:
-ее предмет – рынок;
-основная форма проявления – соотношение спроса, предложения, динамики цен;
-она не только включает в себя сферу обмена, но и обеспечивает эффективность всего процесса воспроизводства;
-динамично развивается во
-связана с конкретными
Экономическая конъюнктура зависит от влияния указанных в табл. 9.21 конъюнктурообразующих факторов (Кэк) и описывается как функция их взаимодействия:
Кэк = Фд x Фц x Фс x Фн,
где Фд – длительные факторы (тренды);
Фц – циклические факторы;
Фс – сезонные факторы;
Фн – нерегулярные (случайные) факторы.
Одним из важнейших условий развития
экономической конъюнктуры
Таблица 9.1
Классификация конъюнктурообразующих факторов
Для изучения экономической конъюнктуры, а значит, и исследования рынка необходима информация. Результатом трудоемкой работы по ее сбору, обработке и анализу является разработка маркетинговой информационной системы, которая на предприятии может быть представлена как:
-простая система учета данных;
-система маркетинговой
Маркетинговая информационная система должна включать в себя:
-информацию о внутренних
-информацию о развитии внешних условий для выработки стратегических и оперативных решений маркетинговой деятельности предприятия на рынке;
-информацию о результатах
-систему обработки
Информация, необходимая для изучения рынка, делится на первичную и вторичную (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Классификация информации для изучения рынка
Характеристика первичной и вторичной информации приведена в табл. 10.1
Таблица 10.1
Характеристика первичной и вторичной информации
вторичные данные можно получить из таких информационных источников, как:
- периодические печатные издания
-электронные средства
-публикации Торгово
-информационно аналитические бюллетени
-публикации международных консалтинговых фирм
-публикации внешнеторговых
-публикации
-публикации различных
-специализированные книги и журналы;
-словари, энциклопедии;
-наружная реклама.
Маркетинговая информационная система предполагает использование:
-жестких данных – информации
из официальных источников, доступной
каждому и не дающей
-мягких данных – информации
из неофициальных источников (внутренней,
получаемой от работников
Особую ценность имеет синдикативная информация– информация, недоступная широкой публике, издаваемая специальными организациями и приобретаемая обычно по платной подписке.
Использование синдикативной информации наиболее ценно при:
-выполнении мониторинга
-сборе данных, облегчающих предприятию
проведение маркетинговых
Характеристика синдикативной информации представлена в табл. 10.2
Таблица 10.2
Характеристика синдикативной информации
В основе методов изучения рынка
лежат различные источники
-кабинетных исследований
-полевых исследований рынка
– дополнения результатов
Способами проведения кабинетных исследований являются:
-контент анализ – анализ
тестового массива, при
-регрессионный и
Методы полевых исследований представлены в табл. 11.1
Таблица 11.1 Характеристика методов полевых исследований
Способами проведения полевых исследований являются:
наблюдение – наиболее простой метод фиксации происходящих процессов, когда наблюдатель не вступает в непосредственный контакт с наблюдаемым объектом. Оно соответствует определенной цели исследования; планомерно и систематично; является основой для обобщения суждений; часто объективнее и точнее, чем опрос, однако достаточно дорого. Кроме того, многие факты не поддаются наблюдению;
опрос – выяснение позиций
эксперименты – осуществление какого либо процесса с замером полученных результатов на основе предварительно созданной ситуации. Используется при изучении причинно следственных связей конкретных случаев разового характера; при этом одни величины варьируются исследователем, другие постоянны. Исследователь может активно вмешиваться в процесс изменения данных. Полученные данные не всегда можно обобщить, требуется постоянный контроль ситуации. Метод затратоемкий;
Информация о работе Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков методами маркетинга