Конъюнктурный обзор рынка кондитерских изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:06, контрольная работа

Описание

В структуре производства кондитерских изделий доли сахаристых и мучных кондитерских изделий практически одинаковы. На долю сахаристых изделий в январе-сентябре пришлось 50,1 %. Лидерами в производстве сахаристых изделий являются ОАО «Спартак», ОАО «Коммунарка» и ОАО «Красный пищевик». Основными производителями в сегменте мучных кондитерских изделий являются ОАО «Спартак» и ОАО «Слодыч».

Важной тенденцией рынка в настоящий момент является усложнение продукции. Однако в связи с недостаточными ресурсами у белорусских производителей на указанную тенденцию значительно увеличился импорт кондитерских изделий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Оценка состояния рынка кондитерских изделий Беларуси………….………4

2 Оценка неудовлетворенного спроса на рынке кондитерских изделий ……..8

3 Прогнозирование конъюнктуры рынка кондитерских изделий ………….…9

Заключение ……………………………………………………………………... 10

Список использованных источников …………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

Кондитерские изделия.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  …………………………………………………………………………..3

1 Оценка состояния рынка кондитерских изделий Беларуси………….………4

2 Оценка неудовлетворенного спроса на рынке кондитерских изделий ……..8

3 Прогнозирование конъюнктуры рынка кондитерских изделий ………….…9

Заключение ……………………………………………………………………... 10

Список  использованных источников …………………………………………..11 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Кондитерские  изделия — высококалорийные и  легкоусвояемые пищевые продукты с большим содержанием сахара, отличающиеся приятным вкусом и ароматом.

            Основными производителями кондитерской продукции в РБ являются СП ОАО “Спартак”, ОАО “Коммунарка”, ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч”, ОАО “Красный мозырянин”, ОАО “Красный пищевик”, ОАО “Конфа”, СП ОАО “Ивкон”, УПП “Витьба”, ИП “Сладушка”, СП “Михаэлла”, ООО “Белорусская кофейная компания”, ИП “Викос – продукты питания”, ООО “Нарта”, ИП “Алвеста-М”, ИП “Вителла”. Кроме специализированных предприятий, выпуск мучных изделий осуществляют производители хлебобулочной промышленности. Объем производства кондитерских изделий в январе-августе 2010 года составил 80 тыс. тонн (тот же период 2009 года – 79,1 тыс. тонн).

      Производство  кондитерских изделий носит сезонный характер. Наибольший объем производства приходится на октябрь-март.

      В республике производятся все виды кондитерской продукции – технологический потенциал представлен более 14 типов производств (карамели, халвы, драже, зефира, пряников, печенья, тортов, пирожных, вафель, мармеладных и шоколадных изделий и др.).

      В структуре производства кондитерских изделий доли сахаристых и мучных кондитерских изделий практически одинаковы. На долю сахаристых изделий в январе-сентябре пришлось 50,1 %. Лидерами в производстве сахаристых изделий являются ОАО «Спартак», ОАО «Коммунарка» и ОАО «Красный пищевик». Основными производителями в сегменте мучных кондитерских изделий являются ОАО «Спартак» и ОАО «Слодыч».

      Важной  тенденцией рынка в настоящий  момент является усложнение продукции. Однако в связи с недостаточными ресурсами у белорусских производителей на указанную тенденцию значительно увеличился импорт кондитерских изделий.

      В структуре и динамике потребления  кондитерских изделий  в Беларуси можно выявить следующие тенденции:

- увеличение  потребления более дорогих групп  сладостей – шоколадных изделий,  комбинированного и глазурированного печенья и снижение спроса на традиционные сладости;

- отмечается  рост доли фасованных изделий  и увеличение продаж «брендированной»  продукции;

- увеличение  зависимости уровня продаж от  объема маркетинговой и рекламной  поддержки.

 

  1. ОЦЕНКА  СОСТОЯНИЯ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ БЕЛАРУСИ
 

   Белорусская кондитерская промышленность представлена 8 предприятиями, входящими в концерн “Белгоспищепром”, а также предприятиями и цехами коммунальной собственности и частными и иностранными собственниками.

   Основной объем производства кондитерских изделий, более 70%, обеспечили предприятия концерна «Белгоспищепром». Структура производства кондитерских изделий по производителям в Беларуси представлена на Рис. 1. 

 

Рис. 1 Структура  производства кондитерских изделий в Республике Беларусь по производителям 

     Основные  производители кондитерской продукции  в РБ и ассортимент их продукции представлены в табл. 1.1. 

     Таблица 1.1 Основные производители кондитерской продукции в РБ и ассортимент их продукции

Наименование  предприятия Месторас-положение Выпускаемая продукция
1 2 3
СП  ОАО “Спартак” г. Гомель Шоколад, конфеты, карамель, сахарное и затяжное печенье, вафли
ОАО “Коммунарка” г. Минск Шоколад, шоколадные конфеты, карамель, ирис, пирожные, вафли
ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч” г. Минск Сахарное, сдобное, затяжное, диабетическое печенье, крекер, вафельный лист, кексы
ОАО “Красный мозырянин” г. Наровля Глазированные и неглазированные конфеты, зефир, драже, мармелад
ОАО “Красный пищевик” г. Бобруйск Драже, зефир, ирис, халва, мармелад
ОАО “Конфа” г. Молодечно Пряники, сдобное и овсяное печенье, драже
СП  ОАО “Ивкон” г. Ивенец Карамель, ирис, молочные и помадные конфеты
УПП “Витьба” г. Витебск Сухие завтраки, печенье, вафельная продукция
ИП  “Сладушка” г. Столбцы Шоколад, кондитерская плитка в ассортименте
СП  “Михаэлла” г. Минск Экзотические  фрукты в шоколаде, зефир
ООО “Белорусская кофейная компания” г. Брест Шоколад, торты, конфеты
ИП  “Викос – продукты питания” г. Витебск Пасты шоколадно-ореховые, глазури для кондитерских изделий, наполнители
ООО “Нарта” г. Минск Сдобное печенье
ИП  “Алвеста-М” г. Минск Сдобное печенье
ИП  “Вителла” г. Витебск Шоколадная  глазурь

     В последние годы для белорусского кондитерского рынка характерно нарастание конкуренции, в первую очередь, со стороны ее ближайшего соседа и союзника – России. Особенностью конкурентной политики в кондитерской отрасли России является определяющая роль крупных бизнес-структур в процессе концентрации производства. Политика крупных “игроков” на рынке строится на поглощении столичных и региональных кондитерских фабрик и их коренной модернизации после включения в свой состав.

     Кондитерский  рынок делится на две части:

  • сахаристую (шоколад, конфеты, карамель, зефир, мармелад, пастила);
  • мучную (печенье, вафли, вафельные торты (обычные торты, пряники и всякие восточные сладости относят к хлебобулочным изделиям).

     Сахаристых  кондитерских изделий по итогам января-сентября 2010 года в Беларуси было произведено 46,3 тыс. т (на 1,6% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года), в том числе мягких конфет, глазированных шоколадом – 8,3 тыс. т (на 13,5% меньше), шоколада и изделий из шоколада – 5,9 тыс. т (на 13% больше).  Мучных кондитерских изделий за январь-сентябрь 2010 года в стране выпущено 46,1 тыс. т, что на 4,3% больше, чем январе-сентябре 2009 года.

      Анализ состояния потребительского рынка кондитерских изделий начнём с рассмотрения тенденции производства. 

Таблица 1.2  Производство кондитерских изделий в Республике Беларусь 

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Производство кондитерских изделий, тыс. тонн 130,5 129,1 127,4 137,9 139,2
В % к  предыдущему году 99,2 98,9 98,7 108,2 100,9
 

      Таким образом, в динамике производства кондитерских изделий необходимо отметить стадию снижения производства в 2005-2007 году с последующим резким скачком с 127,4 тыс. тонн в 2007 году до 137,9 тыс. тонн в 2008 году. Производство кондитерских изделий в январе-августе 2010 года составило 80 тыс. тонн (тот же период 2009 года – 79,1 тыс. тонн).

      Рассмотрим  динамику продаж кондитерских изделий населению Республики Беларусь в 2005-2010 гг. (таблица 1.3) 

Таблица 1.3 Продажа кондитерских изделий  

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Продажа кондитерских изделий, тыс. тонн 118 128 139 146 164
В % к  предыдущему году 105,4 108,5 108,6 105 112,3
Изменение реальных доходов населения, в % к  предыдущему году 118,4 117,8 113,2 111,8 102,9
 

      Данные  таблицы 1.3 показывают тенденцию снижения продаж в 2007 – 2008 году с  последующим  резким скачком в 2008-2009 годах. В январе – августе 2010 года было реализовано 114,7 тыс. тонн кондитерских изделий, что на 10,4 % больше, чем в аналогичном периоде 2009 года. При этом необходимо отметить, что изменение продаж кондитерских изделий слабо зависит от изменения доходов населения. 

      Проанализируем  данные потребления кондитерских изделий на душу населения (таблица 1.4). 

Таблица 1.4 Динамика потребления кондитерских изделий на душу населения 

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Продажа кондитерских изделий, тыс. тонн 118 128 139 146 164
Население Республики,  тыс. чел. (на конец года) 9751 9714 9690 9493 9480
Объём потребления на душу населения (кг/чел) 12,1 13,2 14,3 15,4 17,3
 

      Данные  таблицы 1.4 показывают рост объема потребления  кондитерских изделий в Республики Беларусь на душу населения. В январе-августе  объем потребления кондитерских изделий на душу населения составил 12,1 кг/чел. Таким образом, можно отметь, что темпы изменения потребления кондитерских изделий слабо зависят от изменения доходов населения. 
 

        Проанализируем эластичность спроса  по доходу на кондитерские изделия (таблица 1.5).

Таблица 1.5 Расчет эластичности спроса на кондитерское изделие по доходу 

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Изменение спроса на кондитерские изделия 5,6 8,5 8,6 5 12,3
Изменение доходов населения 18,4 17,8 13,2 11,8 2,9
Эластичность  спроса по доходу 0,3 0,45 0,65 0,42 4,2
 

      Данные  таблицы подтверждают слабую зависимость  спроса  на кондитерские изделия  от доходов потребителей. Однако за 2009 год спрос эластичен, что главным  образом связано с незначительным увеличением доходов населения вследствие экономического кризиса. 

     Запасы  на складах

     Запасы  кондитерских изделий на складах  предприятий на 1 октября составили 7,5 тыс. т, или 73,6% к среднемесячному  объему производства, в том числе  сахаристых изделий 88,7%, мучных – 58,6%.

     Экспорт

     На  внутренний рынок за первое полугодие  было поставлено 34,8 тыс. т кондитерской продукции (на 1,1% меньше уровня того же периода 2009 года), на экспорт - 7,2 тыс. т (на 4,2% больше). Поставка кондитерских изделий осуществляется в 28 стран СНГ и дальнего зарубежья: Россию, США, Чехию, Прибалтику, Германию, Израиль, Азербайджан, Казахстан и другие страны.

Информация о работе Конъюнктурный обзор рынка кондитерских изделий