Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Задачами данной курсовой – раскрыть
Виды конкуренции
Конкурентные рынки.
Введение……………………………………………………………………… ..2
I. 1. Понятие конкуренции и её роль в экономике……………………… …4
1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….. 7
II. Конкурентные рынки………………………………………………………..9
2.1 Механизм рынка совершенной конкуренции………………………..12
2.2 Механизм рынка несовершенной конкуренции……………………..17
2.3 Виды монополий и их характеристики……………………………….19
2.4 Чистая монополия……………………………………………………...23
2.5 Олигополия……………………………………………………………..26
2.6 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта….28
2.7 Монопсония…………………………………………………………….30
2.8 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики…32
III. Заключение…………………………………………………………………36
IV. Список используемой литературы………………………………………...38
V. Приложение…………………………………………………………………39
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. 1. Понятие
конкуренции и её роль в экономике………………………
…4
1.2 Виды конкуренции…………………………………………………
II. Конкурентные
рынки………………………………………………………..9
2.1 Механизм рынка совершенной
конкуренции………………………..12
2.2 Механизм рынка несовершенной конкуренции……………………..17
2.3 Виды монополий и их
2.4 Чистая монополия……………………………………
2.5 Олигополия……………………………………………………
2.6 Монополистическая конкуренция
с дифференциацией продукта….
2.7 Монопсония……………………………………………………
2.8
Антимонопольное
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список используемой
литературы………………………………………...
V. Приложение……………………………………………………
Введение.
В конце XX столетия наша страна
вступила на путь перехода
от плановой системы экономики
к рыночной, неотъемлемой частью
которой является конкуренция
как необходимое условие
некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
Сегодня мы понимаем, что чем
ожесточеннее конкуренция на
внутреннем рынке, тем лучше
национальные фирмы
Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.
Неразрешенной
остается проблема естественных монополий.
В комплексе образуя
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией. Успех
экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,
выверенной
системы регулирования
конкурентных отношений.
Проблемы совершенствования
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Задачами данной курсовой – раскрыть
Понятие конкуренции и её роль в экономике.
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому «concurrentia», означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция – состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя,
его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими
товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает
производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой
конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает
фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить? Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической
власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо
полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям. Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует
деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу
для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной
деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. е. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким
ценам. От этого выигрывает потребитель.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных
формах.
Виды конкуренции.
Рассмотрим таблицу: (рис. №1)
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод