Конкуренция и конкурентные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Задачами данной курсовой – раскрыть
Виды конкуренции
Конкурентные рынки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ..2
I. 1. Понятие конкуренции и её роль в экономике……………………… …4
1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….. 7
II. Конкурентные рынки………………………………………………………..9
2.1 Механизм рынка совершенной конкуренции………………………..12
2.2 Механизм рынка несовершенной конкуренции……………………..17
2.3 Виды монополий и их характеристики……………………………….19
2.4 Чистая монополия……………………………………………………...23
2.5 Олигополия……………………………………………………………..26
2.6 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта….28
2.7 Монопсония…………………………………………………………….30
2.8 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики…32
III. Заключение…………………………………………………………………36
IV. Список используемой литературы………………………………………...38
V. Приложение…………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, экономика.docx

— 217.08 Кб (Скачать документ)

     Предельный доход, цена и монопольный  выпуск. Для монополиста, в отличие  от фирм в условиях чистой  конкуренции, кривая среднего  дохода и цены совпадает с  кривой рыночного спроса, а кривая  предельного дохода лежит ниже  ее.

     Такое расположение кривых объясняется  тем, что если монополист снижает  цену для увеличения продаж, то  он вынужден снижать ее на  все единицы продаваемых товаров,  а не только на последующую.  Предельный доход во всех случаях,  кроме выпуска 1 единицы продукции,  меньше цены. (рис.6)                

     Монополист, принимая решение об  объеме выпуска продукции и  стремясь к максимизации прибыли,  будет искать такой вариант,  когда предельный доход фирмы   в наибольшей степени приближен  к предельным издержкам. Графически  это выглядит так: (рис.7)

     При объеме выпуска Q монополист получит максимальную прибыль. При этом цена будет равна Р (в отличие от чистой конкуренции, где объем был бы равен Q1, а цена составила бы Р1) При наращивание производства предельные издержки начнут превышать предельный доход и прибыль уменьшится.

     Любая фирма, спрос на продукцию  которой не является абсолютно  эластичным, будет сталкиваться  с ситуацией, когда предельный  доход меньше цены. Поэтому цена, приносящая ей максимальную прибыль,  будет выше, а объем производства  ниже, чем в условиях совершенной  конкуренции.

     Естественные монополии. Большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями. Это те отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. Производство товаров и оказание услуг сосредотачивается в одном предприятии в силу объективных причин и это выгодно обществу.

     Естественные монополии можно  поделить на две группы:

  • природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возложенных самой природой (уникальные полезные ископаемые);
  • технико-экономические монополии.

     Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Примером таких отраслей может послужить электроэнергетика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Олигополия.

     Олигополистические отрасли характеризуются  наличием нескольких фирм, каждая  из которых обладает значительной  долей рынка. Фирмы, находящиеся  в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение одной из них оказывает  непосредственное воздействие и  само испытывает на себе влияние  со стороны конкурентов. Продукты  могут быть фактически одинаковыми  или значительно дифференцированными.  Причинами, лежащими в основе  развития олигополии, являются:

1. Эффект  масштаба, позволяющий сократить  издержки на единицу продукции.

2. Барьеры  для вступления: необходимость владения  патентами и стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу.

3. Преимущества  слияния: объединение двух или  более конкурировавших фирм может  существенно увеличить их рыночную  долю и дать возможность новой  и более крупной производственной  единице добиться большего эффекта  масштаба.

     Поведение в отношении цены  и выпуска. Особенностью олигополии является взаимосвязь решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.

     Действия фирм-конкурентов - это  дополнительное ограничение, которое  фирмы должны учитывать при  определении оптимальных цены  и объема производства. Не только  издержки и спрос, но и ответная  реакция конкурентов обусловливают  принятие решений.

     Не существует единой теории  олигополии. Ни одна из созданных  моделей не позволяет ответить  на все вопросы, связанные с  поведением фирм на подобных рынках. Тем не менее они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности в условиях олигополии.

     Модель Курно основана на двух допущениях:

  • на рынке присутствуют только две фирмы (X,Y);
  • каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

     Изменение цены и объема выпуска  продукции фирмой Х при расширении  производства фирмой Y можно рассмотреть на графике: (рис.8)

     Поскольку рыночный спрос есть  величина заданная, расширение производства  фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На графике показано, как сместится кривая спроса на продукцию фирмы Х (от D0 к D1,D2). Цена и объем производства, исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от Р0 до Р12 и от Q0 до Q1, Q2.

     Подобный график можно составить  и для фирмы Y, отражая на нем изменения цены и объема выпуска в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.

     В модели Курно не отражено  одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты  отреагируют на изменение фирмой  цены определенным образом - снизят  цены и объем производства. Однако  конкурент может занять и активную  позицию, т.е. снизить цену еще  сильнее и таким образом не  допустить соперника на рынок. 
 
 

Монополистическая конкуренция с  дифференциацией  продукта. 

     Это еще один тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции, основными чертами которого являются:

  • присутствие на рынке относительно большого числа мелких фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой и минимизирует взаимную зависимость;
  • эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
  • экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию (качество продукта, условия продажи, реклама);
  • вступление в отрасль является относительно легким, так как не требует значительных начальных капиталовложений, а эффект масштаба незначителен;
  • спрос на продукцию не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока.

     Цена и объем производства  в краткосрочном периоде. Исходя  из уже известного нам равенства  предельного дохода и предельных  издержек в краткосрочном периоде,  фирмы будут выбирать цену  и объем выпуска максимизирующие  прибыль или минимизирующие затраты.  Разница этих двух подходов  видна на графиках:  (рис. 9)

     Ситуация во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1.

    Долгосрочный период. На рынках  монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки  не могут существовать долго,  т.к. убыточные фирмы уйдут  из отрасли, а высокие прибыли  привлекут в отрасль множество новых предпринимателей, что приведет к снижению спроса на товары уже существовавших предприятий. Долгосрочной целью фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, можно считать безубыточность.

     На графике показана ситуация долгосрочного равновесия. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период.             

     Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым фирмы могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукции и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки.

     Дифференциация продукции представляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе. ( рис.10) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Монопсония.

     Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда рабочие руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома. Термин "монопсония" взят из древнегреческого языка и означает "один покупатель", так же как "монополия" означает "один продавец". Термин "монопсония" принято применять ко всем рынкам, где покупатели устанавливают цену.

     Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.

      Власть монопсонии - это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой.

     Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль посредством покупки ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса:  MIC = MRP.

     На (рис.11) это точка С. Мы видим, что фирма-монопсонист нанимает меньшее количество работников (Lc) в сравнении с точкой равновесия и на совершенно конкурентном рынке ресурсов (LA) выплачивает им более низкую заработную плату (w2 < < W1). На рынке ресурсов производства с совершенной конкуренцией точка равновесия устанавливается там, где доход от предельного продукта ресурса сравнивается с его ценой.

     Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы, и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники находятся в наихудшем положении. (рис.12)

    На (рис. 12) показано, что монопсония достигает равновесия в точке Е, где MRPL = MICL. Чтобы нанять QL работников в день, фирма выплачивает дневную заработную плату в сумме w* денежных единиц в день. При этой зарплате фирма добавляет к своей прибыли сумму, равную площади VRST, которая может быть разделена на две части. Первую часть составляет площадь GEST, которая является приростом прибыли вследствие того, что в точке Е MRPL* > w*. Вторая часть - площадь GERV - прирост прибыли, ибо в точке Е VMPL* > MRPL*. Вся заштрихованная площадь VRST является добавкой к прибыли фирмы, так как она обладает властью и монопсонии, и монополии.

     Таким образом, фирма, обладающая силой как монопсонии, так и монополии, нанимает меньше работников и платит меньшую заработную плату, чем фирма, которая является только монопсонистом. 
 
 
 

Антимонопольное законодательство и  регулирование экономики.

     Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Клиента фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Информация о работе Конкуренция и конкурентные рынки