Конкуренция и конкурентные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Задачами данной курсовой – раскрыть
Виды конкуренции
Конкурентные рынки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ..2
I. 1. Понятие конкуренции и её роль в экономике……………………… …4
1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….. 7
II. Конкурентные рынки………………………………………………………..9
2.1 Механизм рынка совершенной конкуренции………………………..12
2.2 Механизм рынка несовершенной конкуренции……………………..17
2.3 Виды монополий и их характеристики……………………………….19
2.4 Чистая монополия……………………………………………………...23
2.5 Олигополия……………………………………………………………..26
2.6 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта….28
2.7 Монопсония…………………………………………………………….30
2.8 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики…32
III. Заключение…………………………………………………………………36
IV. Список используемой литературы………………………………………...38
V. Приложение…………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, экономика.docx

— 217.08 Кб (Скачать документ)

     В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых

рыночных  экономиках встречается достаточно редко. Обычная цель антимонопольной политики — не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

Особенно  остро вопрос стоит относительно естественных монополий. Их высокая экономическая эффективность делает абсолютно недопустимым их дробление. Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи. 

     Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Кроме регулирования цен определенную пользу — особенно в нашей стране — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции.

     В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.

     Установление монополистического типа рынка поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удасться устранить конкурентов. Употребление термина "искусственная монополия" в экономической и юридической

литературе  обладает следующей особенностью: этим понятием объединяют и

достаточно  редко встречающееся на рынке  господство единственного монополиста, и более распространенную ситуацию преобладания на нем нескольких в той или иной мере сотрудничающих фирм, т. е. речь сразу идет о чистой монополии и о двух разновидностях олигополии - картеле и картелеподобной структуре рынка.

     Такое расширенное толкование термина "монополия" оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирующие на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое, т. е. проявляют признаки

монополистического  господства на рынке. В случае искусственного монополизма основным направлением антимонопольной политики  является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр

санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных

фирм), и разнообразные, причем часто очень  крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

     Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием,

присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих  субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства.

     Значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую

справедливость  своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей. В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

      
 

Заключение.

     Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены.

     Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг, т. е. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

     Однако, как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

     Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     Мы выяснила, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него, и независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.

     На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

     Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами.

     Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.

     Итак, в отличие от монополии и олигополии, монополистическая конкуренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отрасль и множественность производителей. Ценообразование в данной  модели рынка больше конкурентное, чем монополистическое. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в излишке потребителя и меньшему «материальному убытку» общества, чем другие типы рынка несовершенной конкуренции. 
 

Список  используемой литературы.

1. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи

совершенствования законодательства. - Российский экономический журнал,

2000.

2.  Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической

теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС", 1997.

3. Кирюшкина А. - Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации - Российский экономический журнал, 1998.    

4. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб, 2000.

5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для

студентов вузов, обучающихся по экономическим  специальностям и направлениям/ Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 1999. 

6. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 

7. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т. I. Теория рыночной

экономики. Часть I. Микроэкономика./В.Ф. Максимова - М.: "Соминтэк", 1992. 
 
 
 
 
 

Приложение.

     Рис. 1

       

Рис. 2

цена 

     P0 D 
 

      Объем спроса. 

Рис.3

цена MC 

P0         E                   MC 

      Q

Максимизация  прибыли в краткосрочном периоде.

      Рис. 4

      P      ATC                        MC D

                                Цена безубыточности   

              AVC                                     Цена прекращения

                                                                      производства    

      Q

                  Объем выпуска 

Рис. 5

 
 
 

Рис. 6 
 
 

Рис. 7 
 
 
 
 
 

Рис. 8

 

Рис. 9

MC - предельные издержки; MR - предельный доход;

D – спрос;  

AVC - средние переменные издержки;

ATC - средние валовые издержки. 
 

Рис. 10 
 

 
 

Рис. 11

 
 
 

     Рис.12

     

Информация о работе Конкуренция и конкурентные рынки