Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 01:28, курсовая работа

Описание

Любая стратегия бизнеса, чтобы быть успешной, должна опираться на достигнутое компанией конкурентное преимущество. Компания обладает конкурентным преимуществом, если ее позиция характеризуется более выгодным положением относительно соперников в конкурентной борьбе и привлечением покупателей. Существует множество различных конкурентных преимуществ: преимущество товаров более высокого качества, предоставление покупателям более широкого круга услуг, сбыт товаров по относительно низким ценам, более выгодное географическое положение, производство товаров, не имеющих равноценных аналогов, производство более надежных и долговечных продуктов, предоставление большего объема услуг в расчете на одну покупку (комбинация высокого качества, хорошего сервиса и умеренной цены).

Содержание

Введение 3
1. Конкурентная стратегия: основные понятия и концепции 5
1.1 Пять сил конкуренции по М. Портеру 6
1.2 Модель М. Портера 12
2. Влияние кризиса на стратегическое управление 17
Заключение 23
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 227.47 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                 3 

  1. Конкурентная  стратегия: основные понятия и концепции          5
 

1.1      Пять сил конкуренции по М. Портеру                                                6 

1.2      Модель М. Портера                                                                                  12                        

  1. Влияние кризиса на стратегическое управление                            17
 

Заключение                                                                                                            23 

Список  используемой литературы                                                                  25 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Сущность  конкурентной стратегии есть

отношение компании к своей внешней среде.

М.Е.Портер

Любая стратегия  бизнеса, чтобы быть успешной, должна опираться на достигнутое компанией  конкурентное преимущество. Компания обладает конкурентным преимуществом, если ее позиция характеризуется  более выгодным положением относительно соперников в конкурентной борьбе и  привлечением покупателей. Существует множество различных конкурентных преимуществ: преимущество товаров  более высокого качества, предоставление покупателям более широкого круга  услуг, сбыт товаров по относительно низким ценам, более выгодное географическое положение, производство товаров, не имеющих  равноценных аналогов, производство более надежных и долговечных  продуктов, предоставление большего объема услуг в расчете на одну покупку (комбинация высокого качества, хорошего сервиса и умеренной цены). Какую  бы стратегию не избрала компания, если она стремится добиться конкурентного  преимущества, то должна привлечь внимание потребителей к своей продукции, предоставляя большую "ценность", чем того ожидает покупатель. Дополнительная "ценность" создается одним  из двух способов: либо предоставлением  покупателям качественно выполненной  продукции по более низким ценам, либо предоставлением продукции "более  качественной", чем следует из оценок покупателей даже с учетом премиальной наценки. Конкурентная стратегия представляет собой набор специфических шагов и подходов, которые фирма предпринимает или собирается предпринять с целью ведения успешной конкурентной борьбы в данной отрасли. Или то же, но более простыми словами, конкурентная стратегия фирмы показывает, каким образом руководство компании пытается смягчить удары конкурентов и тем самым, выстоять против разрушительного действия пяти сил конкуренции. В зависимости от сложившейся ситуации, стратегия может носить преимущественно оборонительный или преимущественно наступательный характер. Конкретное конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой ценности, которую он вряд ли где-либо найдет. Создав преимущество, компания устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль. Конкурентное преимущество может быть экономическим, психологическим или экономико-психологическим. Экономическое преимущество особенно важно для деловых рынков, на которых покупатели движимы стремлением увеличить прибыльность своей собственной компании. Конкурентное преимущество получают не те, кто располагает неограниченными ресурсами, а те, кто конструктивно мыслит. Далеко не всегда условием долгосрочного роста компании является высокая норма возврата инвестиций. Конкурентное преимущество компании заключается в наиболее быстром обеспечении клиентов новыми информационными услугами и товарами, которые будут формировать рынки будущего. Поддержание конкурентных преимуществ определяется концентрацией усилий на основных компетенциях в ограниченной области рынка и технологий. Таким образом, не только прибыль фирмы может быть поставлена под сомнение неверным выбором конкурентной стратегии но само ее существование, следовательно тема является актуальной, особенно в условиях продолжающегося переходного периода к рыночной экономике. 
 
 
 

  1. Конкуренция и стратегия: основные концепции.
 

     Деятельность  любой компании можно охарактеризовать двумя показателями: первый относится  к средней производительности всех конкурентов отрасли, второй – к  тому, является ли компания производителем выше или ниже среднего уровня в  отрасли.

     Конкурентная  стратегия компании состоит из деловых  подходов и инициатив, которые она  использует для привлечения потребителей, сопротивления конкурентному давлению и укреплению своих рыночных позиций. Перед компанией ставиться очень  простая задача – честно и этично победить конкурентов получить конкретное преимущество над конкурентами и  расширить свою клиентуру. Стратегия  компании в конкуренции содержит оборонительные и наступательные действия и делает упор на те которые оправданы  рыночными условиями. Сюда включаются краткосрочные тактические маневры, необходимые для немедленного реагирования на изменение условий, а также  действия, рассчитанные на продолжительное влияние на долгосрочные конкурентные возможности компании и ее рыночные позиции.

     Конкурентная  стратегия относится к управленческому  плану, направленному на обеспечение  успешной конкуренции. Компании во всем мире стремятся использовать все  доступные способы, чтобы привлечь потребителей и вызвать у них  желание сделать следующую покупку  в целях опережения конкурентов  и получения преимущества на рынке. Руководители разрабатывают краткосрочные  тактические и долгосрочные стратегические меры. Существует столько вариантов  конкурентных стратегий сколько  присутствует конкурентов на рынке. 
 
 

    1. Пять  сил конкуренции  по М. Портеру.

     Конкурентные  условия на различных рынках никогда  не бывают одинаковыми, а процессы конкуренции  на них аналогичны. Это продемонстрировал  профессор Майкл Портер из Гарвардской  школы бизнеса: - состояние конкуренции  в отрасли является результатом  действия пяти конкурентных сил.

  1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли.
  2. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
  3. Потенциальное появление новых конкурентов.
  4. Рыночная власть и средства воздействия используемая поставщиками сырья.
  5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.

     Портеровская  модель пяти сил показанная на рисунке 1 представляет мощный инструмент диагностики  конкурентных условий рынка и  оценки насколько важной и эффективной  является каждая из них. Это самый  популярный метод анализа конкуренции, который легко применить на практике.

Рис. 1 Силы управляющие  конкуренцией в отрасли.

     Используя пять составляющих структуры конкуренции  можно описать предпосылки долгосрочной прибыльности отрасли и способы, с помощью которых копании могут держать ее под контролем.

     До  сих пор встречается узкий  и пессимистический взгляд на конкуренцию, хотя руководители некоторых компаний высказывают противоположные утверждения.

1. Новые участники. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:

  • экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;
  • дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);
  • потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте и масштабе создает, в частности, серьезные препятствия для новых инвестиций в российскую автомобильную отрасль;
  • издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;
  • необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из-за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;
  • политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.

2. Продукты-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом. Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.

Препятствиями на пути товаров-заменителей могут  быть:

  • проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;
  • рекламные атаки на потребителей;
  • производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;
  • улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.

3. Внутриотраслевая  конкуренция  и   ее интенсивность.  Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:

  • большое число конкурентов;
  • однородность выпускаемых товаров;
  • наличие барьеров снижения издержек, например, стабильно высокие постоянные затраты;
  • высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти  из отрасли, не понеся при этом значительных убытков);
  • зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).

     Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование  сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.

     Один  из вариантов предложен российским экономистом А. Юдановьм. Он разделил все многообразие конкурентных стратегий фирм, действующих на одном рынке, на четыре типа, различающихся характером своей конкурентной стратегии: коммутантов, патиентов, виолентов, эксплерентов. Каждый из них приведен к определенному типу биологического поведения и имеет соответственную аналогию.

     Коммутанты (серые мыши) - маленькие, гибкие, легко подстраивающиеся к изменению рыночного спроса. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не привязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью. Гибкость и приспособляемость составляют основу конкурентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не называют характер своей деятельности (что, впрочем, встречается все реже), поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.

     Патиенты (хитрые лисы) - узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребностей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных предприятий.

     Виоленты (слоны, львы - в зависимости от мобильности) -гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять контроль над рынком, вернее, над его значительной долей. Конкурентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных конкурентов. Протекционистская политика правительства, защищая отечественные фирмы, одновременно подавляет стимулы для повышения качества, снижения издержек российских товаропроизводителей.

     Эксплеренты (мотыльки - почти эфемерные создания) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом являются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эффективно   действуют   как   венчурные   (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации.

4. Сила воздействия  продавцов. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.

Сильные продавцы могут:

  • повышать цену на свои товары;
  • снижать качество поставляемых продуктов и услуг.

Сила продавцов  определяется:

  • наличием крупных компаний-продавцов;
  • отсутствием заменителей поставляемых товаров;
  • ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из неглавных заказчиков;
  • решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов;
  • способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции.

5. Сила воздействия  потребителя. Конкуренция со стороны потребителей выражается:

  • в давлении на цены в целях их снижения;
  • в требованиях более высокого качества;
  • в требованиях лучшего обслуживания;
  • в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.

Информация о работе Конкуренция