Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:46, доклад
По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».
I. Модернизация
1. Понятие модернизации и теория модернизации
2. Модернизация в России
3. Условия модернизации
4. Проблемы модернизации
5. Некоторые задачи
II. Конкурентоспособность
Достижение конкурентоспособности как конечная цель модернизации
2. Основные определения
3. Анализ внешней конкурентоспособности
3.1. Продовольственные и сырьевые товары
3.2. Машины и оборудование
3.3. Коэффициенты сравнительных преимуществ — RCA
3.4. Услуги
4. Внутренняя конкурентоспособность
5. Конкурентоспособность по ресурсам
5.1 Природные ресурсы
5.2.Труд
5.3. Капитал
6. Конкурентоспособность институтов
7. Политика конкурентоспособности
7.1.Условия и ограничения
7.2. Десять тезисов политики конкурентоспособности
III. Заключение Литература
В этих условиях разумной целью модернизации российской экономики должно стать достижение высокой конкурентоспособности. Это и масштабная национальная задача стратегического характера, решение которой поставило бы нашу страну по уровню благосостояния населения в ряд наиболее развитых стран, и обеспечило бы ей достойные позиции в мире. Это и отвечающая современным условиям структурная политика, которая в соответствии с поставленной целью позволит определять методы и средства ее достижения.
Под конкурентоспособностью товаров и услуг понимается способность продавать их по рыночным ценам с нормальной прибылью. Определение простое, но обладающее достоинством ясности и соответствия интуитивным представлениям. Следует различать:
Продавать на внутреннем рынке
— это может быть предпосылка
внешней конкурентоспособности, но
не гарантия. Это более низкий уровень
конкурентоспособности.
Также существуют:
3. Анализ внешней конкурентоспособности
3.1. Продовольственные и сырьевые товары
Состояние российской экономики с точки зрения внешней конкурентоспособности, если судить по платежному балансу, можно признать благополучным. В 2002 г. внешнеторговый баланс сведен с положительным сальдо 37,2 млрд. долл., счет текущих операций — плюс 32,8 млрд. долл. В 2003 г. ситуация еще лучше— по предварительным данным — 3,9 млрд. долл. (9% ВВП). Но из всей номенклатуры российского экспорта, как известно, конкурентоспособно на внешних рынках небольшое число товаров — энергоносители, сырье, металлы и другие продукты первичной переработки.
Официальные данные о российском экспорте приведены таковы: 73,8% всего экспорта в 2002 г. пришлось на две группы — минеральные продукты и металлы. В 2003 г. в связи с высокими ценами на эти товары их доля оказалась еще больше. Традиционные рынки СНГ, фактически приравниваемые к внутреннему рынку, поглощают около 15% экспорта. Доля готовых изделий здесь выше — 28,5% экспорта на эти рынки составляют машины и оборудование, около 40% — текстиль, одежда, обувь.
Можно выделить следующие основные статьи российского экспорта, оборот которых составил более 1 млрд. долл., (кроме нефти и газа):
Что касается последнего пункта, то этот рынок очень устойчивый и имеет тенденцию роста – продукты лесопереработки (обработанные лесоматериалы, фанера клееная, целлюлоз, газетная бумага) вместе давали экспорта более 1 млрд. долл. и выросли на 21%. В табл. 1 представлены средние цены по этим группам товаров в 2002 г.( долл. США за 1000 м3 на рынках вне СНГ):
Наименование продукции |
долл. США за 1000 м3 |
лесоматериалы необработанные |
45 |
лесоматериалы обработанные |
176,6 |
фанера клееная |
243,8 |
целлюлоза древесная |
293,4 |
бумага газетная (за 1 тыс. т) |
332,4 |
Табл. 1 Средние цены на продукцию рынка лесоматериалов в 2002 г.
Далее целесообразно рассмотреть рынки черной и цветной металлургии.
На рынке черных металлов ситуация схожа с химической промышленностью. В экспорте преобладают полуфабрикаты из углеродистой стали (около 2 млрд. долл.) и листовой прокат (2,8 млрд. долл.). Советские заводы (Магнитка, Череповец, Липецк, Кузбасс) строились в расчете на металлоемкий внутренний рынок (строительство, машиностроение, оборонка), на котором спрос резко сократился и вряд ли восстановится до прежних размеров. Рудная база уступает, например, бразильской или австралийской по содержанию металла — всего 15—30% (Коммерсантъ. 2003. 7 октября). На мировом рынке они держатся за счет благоприятной конъюнктуры, но по уровню рентабельности уступают наиболее перспективным производителям, в том числе за счет транспортного фактора и технологического отставания. Долгосрочные перспективы удержания позиций в мировой торговле достаточно сомнительны, во всяком случае потребуются немалые усилия и вложения.
На рынке цветных металлов положение, пожалуй, более уверенное, особенно по никелю, меди, палладию, платине. Алюминий — крупнейшая статья экспорта в этой отрасли, держится на относительной дешевизне энергии, льготам по транспортным тарифам, оптимизации налогов. Высокая доля экспорта (до 80% и более) почти избавляет отрасль от НДС. Кроме того, до последнего времени активно применялся толлинг. В случае устранения или сокращения этих льготных условий прибыльность производства значительной части алюминия может быть поставлена под вопрос.
3.2. Машины и оборудование
Здесь можно выделить следующие подпункты:
Автомобили — при всех разговорах о неконкурентоспособности
автомобильной промышленности она показывает
высокие темпы роста экспорта (183% за 4 года),
почти на половину за счет рынков СНГ.
Авиационная техника
— также растущий экспорт (в 2 раза за 4
года), причем страны СНГ берут всего 3,2%.
Авиастроение сейчас поддерживается ремонтом
и модернизацией старых самолетов, которые
в большом числе пока эксплуатируются
в странах, ранее закупавших советскую
авиатехнику. В любом случае эту отрасль
не только не следует списывать со счетов,
но она должна быть отнесена к перспективным.
Вооружения —
их экспорт по открытым данным составил
в 2003 г. 5,4 млрд. долл., в том числе почти
70% — боевые самолеты (КоммерсантЪ, 2004,
27 февраля). Главные покупатели — Китай
и Индия. В 1997—2001 гг. на Россию приходилось
17% мировых поставок вооружений, в 2001 г.
наша доля подскочила даже до 30%. Главный
конкурент — США, которые устойчиво занимают
на рынке 50% (Известия. 2003. 12 мая). На рынках
— острейшая конкуренция, до недавней
поры сокращался спрос. Но в последнее
время, кажется, человечество передумало
строить «мир без войны». Многие страны
вновь вооружаются, поэтому победители
в конкурентной борьбе на этом рынке получат
свою долю. Все же рассчитывать на существенное
увеличение экспортных доходов от продажи
оружия вряд ли стоит.
В целом об экспорте машин и оборудования,
которые в нашей стране ассоциируются
с сектором высоких технологий, можно
сказать следующее. В 2002 г. он составил
10,1 млрд. долл. США, в том числе 28,5% — в страны
СНГ. Это третья по доле группа после минеральных
продуктов и металлов — 9,5% российского
экспорта, более благоприятно встречаемая
в СНГ и странах третьего мира. Но в ней
новейшие продукты, например вычислительная
техника, занимают крайне низкую долю.
Статистика их зачастую просто не выделяет,
то ли в силу консерватизма, то ли скорее
из-за малости величины.
3.3. Коэффициенты сравнительных преимуществ — RCA
В качестве характеристики внешней конкурентоспособности в мировой практике применяется коэффициент выявленных сравнительных преимуществ — RCA (Revealed Comparative Advantage). Он рассчитывается как отношение доли данной страны на мировом рынке данного товара к доле данной страны в мировом экспорте.
Из России в основном экспортируются продукты низких и средних технологий. Коэффициенты RCA, как правило, тем больше, чем ниже степень обработки. Исключение составляют энергоблоки, приборы и корабли, последние, впрочем, в 2002 г. утратили конкурентоспособность. Следует отметить это обстоятельство, обычно кажущееся очевидным, но важное для политики конкурентоспособности: в России пока конкурентоспособность готовых изделий ниже. Изменить структуру экономики, диверсифицировать ее сложнее, чем повысить темпы. Нужно больше времени, больше инвестиций и, что особенно важно, возможно изменение институтов и менталитета.
3.4. Услуги
В постиндустриальной экономике
все большую долю занимают услуги.
В нашей стране — более 50% ВВП.
Но в экспорте их доля невелика. В 2002
г. при 106,6 млрд. долл. товарного экспорта
услуг было экспортировано на 13 млрд.
долл., т.е. 10,9% к общему итогу. Из них
42,1% — транспортные услуги, 32,1% —
поездки, т.е. услуги туристических
фирм и т.д. Остальное — по мелочи,
строительные услуги, связь, страхование
и т.п. Большей частью эти услуги
— обязательное платное приложение
к внешнеэкономическим
Страна |
Экспорт услуг(%) |
США |
36% |
Великобритания |
37,6%, |
Франция |
27,5%, |
Нидерланды |
48,7% |
Россия |
12,2% |
Табл. 2 Экспорт услуг
Как видно из таблицы 3, в
США экспорт услуг составлял 36%
экспорта товаров, в Великобритании
— 37,6%, во Франции — 27,5%, а в России
— 12,2%. В Нидерландах экспорт услуг
по объему в 4 раза больше российского.
Для развитых стран характерны крупные
объемы экспорта услуг, в США и
Великобритании в его структуре
велика доля финансовых, страховых, информационных.
Ими пользуются в России, в силу
чего в стране импорт услуг вдвое
больше экспорта.
Таким образом,
внешняя конкурентоспособность России
поддерживается в основном нефтью, газом
и металлами. Большинство готовых изделий,
кроме оружия, неконкурентоспособны на
мировых рынках. С имеющейся продукцией
Россия отчасти удерживает позиции на
рынках СНГ. Экспорт услуг не соответствует
масштабам экономики.
Анализ внутренней конкурентоспособности – дело еще более сложное, чем анализ внешней: здесь еще меньше данных, предлагаемых отечественной статистикой.
В статистике ведутся только
товарные балансы в натуральном
выражении, где в составе ресурсов
выделяются производство и импорт.
Такие балансы строятся только по
потребительским товарам
Имеет место преобладание в 2002 г. отечественных производителей на рынках 12 продовольственных товаров из наблюдаемых 17 (преобладанием считается доля в 2/3). По трем товарам (мясо птицы, масло животное и чай) на импорт приходилось более половины. По непродовольственным товарам народного потребления из 22 товаров-представителей отечественные производители доминировали на рынках только четырех (ткани, в том числе хлопчатобумажные, мыло хозяйственное, папиросы и сигареты). Еще по двум товарам (синтетические моющие средства, холодильники и морозильники) они контролировали более половины рынка. Заметим, что в этом заслуга компаний с иностранным капиталом («Проктер энд Гэмбл» и «Мерлони» — завод, производящий холодильники «Стинол» в Воронеже). Таким образом, на рынках продовольствия преобладают отечественные производители, на рынках непродовольственных товаров — абсолютное превосходство за иностранцами.
Можно сказать: ныне то, что сохранилось в отечественной экономике к настоящему времени, производит продукты, конкурентоспособные на внутреннем рынке. Адаптация к рыночным условиям произошла дорогой ценой. Но в целом перспективы сомнительны, смириться с нынешним состоянием невозможно. Нужны энергичные усилия, с тем чтобы менять положение к лучшему.
5. Конкурентоспособность по
5.1 Природные ресурсы
По природным ресурсам Россия одна из самых богатых стран мира. Благодаря им страна имеет сегодня отличный торговый баланс и можем предложить на мировой рынок конкурентоспособные сырьевые товары и энергоносители. И это на длительную перспективу: высокая доля указанных товаров в экспорте будет характерная для России всегда.
Информация о работе Конкурентоспособность и модернизация российской экономики