Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:46, доклад
По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».
I. Модернизация
1. Понятие модернизации и теория модернизации
2. Модернизация в России
3. Условия модернизации
4. Проблемы модернизации
5. Некоторые задачи
II. Конкурентоспособность
Достижение конкурентоспособности как конечная цель модернизации
2. Основные определения
3. Анализ внешней конкурентоспособности
3.1. Продовольственные и сырьевые товары
3.2. Машины и оборудование
3.3. Коэффициенты сравнительных преимуществ — RCA
3.4. Услуги
4. Внутренняя конкурентоспособность
5. Конкурентоспособность по ресурсам
5.1 Природные ресурсы
5.2.Труд
5.3. Капитал
6. Конкурентоспособность институтов
7. Политика конкурентоспособности
7.1.Условия и ограничения
7.2. Десять тезисов политики конкурентоспособности
III. Заключение Литература
Но в таком положении
есть свои минусы: зависимость от конъюнктуры
неустойчивых мировых рынков и, главное,
ослабление стимулов к развитию инновационной
экономики, к структурным и
5.2.Труд
По трудовым ресурсам и человеческому капиталу считается, что Россия находится в благоприятном положении: высокий уровень образования сочетается с непритязательностью работников в отношении оплаты и условий труда. Но одновременно обычно есть претензии к дисциплине и тщательности в исполнении работы. На деле рабочая сила неоднородна и в разных секторах ее качества различаются весьма существенно.
Рынок труда сегментирован,
прежде всего территориально, мобильность
весьма низкая, что в значительной
степени связано с
Демографический кризис будет со временем
увеличивать дефицит рабочей силы, потребуется
привлекать мигрантов. При этом резервы
рабочей силы на существующих предприятиях
будут использоваться слабо. Есть избыток
рабочих рук на селе, но практически его
перемещение не имеет смысла. Важный вывод
с точки зрения развития страны и повышения
конкурентоспособности: свободной рабочей
силы не будет, конкуренция на рынке труда
должна обостряться. Это значит, что
крупные инвестиционные проекты, ориентированные
на увеличение производства, будут испытывать
затруднения с комплектованием кадров
или создадут их в других секторах. Россия
обречена делать ставку на рост производительности
и эффективности.
Возможно замещение труда капиталом при капиталоемком техническом прогрессе, тогда спрос на рабочую силу будет снижен, но все равно ее прирост при крупных инвестициях необходим. Известны и обратные явления, когда недостаток капитала возмещался высоким качеством относительно дешевой рабочей силы (вновь Юго-Восточная Азия). Для России на предстоящий период эти варианты, очевидно, закрыты.
Но тем более важную роль будут играть вложения в науку и образование, рост квалификации и мотивацию творческого труда и предпринимательства.
5.3. Капитал
В нынешней ситуации можно сказать, что существенных ограничений на привлечение инвестиций нет. В стране имеются свободные средства, ищущие выгодного приложения. Открыты и зарубежные источники, особенно в связи с неблагоприятными тенденциями на мировых финансовых рынках. В России сегодня относительно выше доходность, хотя и риски выше. Вопрос, однако, в областях приложения.
Капиталы охотно идут в
сектора, которые считают
Парадокс состоит в том, что страна нуждается в крупных инвестициях на модернизацию, но сегодня не в состоянии их принять и применить лучшим образом. В отличие от недавнего прошлого, когда имел место дефицит финансовых ресурсов, уже растут риски неэффективных и ненадежных вложений, подталкиваемых напором свободной ликвидности, в том числе от притока нефтедолларов.
Таким образом, государственные
инвестиции, по крайней мере в скромных
масштабах, оказываются необходимы,
во всяком случае для преодоления
провалов рынка. Однако возросшая неопределенность
технико-экономических сдвигов
Общепризнано, что институты
играют важную роль в достижении конкурентоспособности
и в успешности развития страны в
целом. В более широком плане
следует говорить о культуре. Имеется
в виду не самобытность культуры как
совокупности навыков, обычаев, норм поведения,
но ее соответствие современным условиям
развития технологии, экономики и
социальной жизни, ее способность содействовать
или препятствовать позитивным изменениям
в экономике и благосостоянии
населения.
Главная особенность
институтов — медлительность их изменения.
Существует мнение, что они вообще неизменны,
во всяком случае относительно масштабов
человеческой жизни и тем более — сроков
полномочий демократически избранных
лидеров. Поэтому предполагается, что
существующие в данной стране неформальные
институты, ее культура в широком смысле
есть некая данность, которую нужно принимать
в расчет при формировании политики, не
ставя задачи ее изменить. Тем не менее
политики, реформаторы ставят амбициозные
задачи изменения именно институтов, ибо
без этого невозможно достичь желаемых
результатов, например, преодолеть отсталость.
Опыт также
показывает, что различия в уровне благосостояния
между странами, в их конкурентоспособности
во многом объясняются гибкостью и изменчивостью
институтов, характерных для их культуры
и связанной с этим величиной разрыва
между институтами формальными и неформальными,
правовыми нормами и социальными практиками:
чем более гибки и адаптивны институты,
тем меньше разрыв.
Страны-лидеры, добившиеся наиболее высоких показателей душевого ВВП (более 20 тыс. долл. в год) практически все обладают следующими основными институтами:
Конечно, это далеко не полная
картина, притом сильно идеализированная.
Но в итоге эти институты и
практика их функционирования создают
позитивные мотивации для
7. Политика конкурентоспособности
7.1.Условия и ограничения
Итак, можно сделать выводы относительно тех условий и ограничений, которые должна учитывать политика повышения конкурентоспособности в России в предстоящей долгосрочной перспективе. К ним относятся:
1. Ныне благополучие российской
экономики определяется экспортом узкой
группы конкурентоспособных сырьевых
товаров и продуктов первичной переработки
плюс вооружения. На этой основе нельзя
обеспечить устойчивый и долгосрочный
рост экономики.
2. За некоторым
исключением сейчас чем выше уровень обработки,
тем ниже конкурентоспособность продукции.
3. Тем не менее,
имеется множество кластеров, очагов,
направлений, перспективных с точки зрения
повышения конкурентоспособности.
4. Россия богата
природными ресурсами, и они очень долго
будут поддерживать высокую долю сырья
и энергоносителей в ее экспорте. Это наше
конкурентное преимущество. Но на нем
нельзя основывать развитие страны, модернизацию
экономики.
5. В предстоящий
период в России будет ощущаться нехватка
рабочей силы, прирост занятости нельзя
будет использовать как фактор роста.
Упор придется делать на качество и образование.
6. Россия не будет
испытывать недостаток капитала, но внутренние
источники «длинных денег», необходимых
для масштабных проектов модернизации,
только формируются. Потребуется привлечение
крупных средств из зарубежных источников.
Отсюда необходимость в возможно более
конкурентоспособном инвестиционном
климате.
7. Тем более что
желаемых структурных сдвигов в экономике
без минимально необходимых государственных
инвестиций добиться не удастся.
8. Однако неопределенность,
быстрая смена перспективных направлений
развития технологий в глобальной экономике
будет вести к увеличению рисков, особенно
для государственных инвестиций в конкретные
производственные проекты.
9. Институты и
культура будут играть решающую роль.
По сути, повышение конкурентоспособности
до мирового уровня потребует ощутимых
изменений их. Но институты меняются медленно
и чрезмерные усилия и торопливость при
их изменении порой вызывают обратную
реакцию. Поэтому политика конкурентоспособности
должна быть долгосрочной стратегией
и проводиться последовательно, несмотря
на смену лидеров и правительств. Важны
не только экономические институты, но
и политические, особенно демократические
институты разделения властей и общественного
контроля за деятельностью государства.
7.2. Десять
тезисов политики
Тезис 1. Политика конкурентоспособности — это не фрагмент общей экономической политики, как всегда мыслилась промышленная политика; это сама государственная экономическая политика, главная цель которой — повышение конкурентоспособности страны через повышение конкурентоспособности товаров и услуг, ресурсов и институтов.
Тезис 2. переходом к этапу модернизации российской экономики всякий раз встающий выбор между либеральной и дирижистской моделями, между ставкой на частную инициативу и бизнес или же на государство как на движущие силы модернизации и роста экономики, должен быть сделан в основном в пользу либеральной модели, в пользу частной инициативы. Роль государства должна быть выше, чем до сих пор, особенно в поддержке полезных структурных сдвигов и проведении институциональных реформ.
Тезис 3. Опыт российских фирм убедительно доказывает способность российского бизнеса повышать конкурентоспособность и добиваться успеха.
Тезис 4. Преимущественно либеральная модель развития, ставка на частную инициативу предполагает определенную, но обязательно активную роль государства в повышении конкурентоспособности. Прежде всего она состоит в создании наиболее благоприятных условий для бизнеса, в создании атмосферы доверия между бизнесом и властью.
Тезис 5. Учитывая неопределенность перспектив развития технологий и в то же время необходимость поддерживать возникающие и растущие очаги конкурентоспособности, государству следует организовать мониторинг конкурентоспособности и найти формы поддержки возникающих и растущих компаний, особенно инновационных. При этом неважно, к какой отрасли они относятся, какой вид деятельности представляют.
Тезис 6. Государство обязано реально содействовать усилению конкуренции, чтобы активизировать работу компаний по повышению конкурентоспособности и модернизации. Оно также должно выровнять условия конкуренции. Исследования структурных изменений в российской промышленности за 1997—2002 гг., проведенные в ГУ ВШЭ2, показали, что низкие темпы модернизации обусловлены недостатком не столько финансовых ресурсов, сколько стимулов деловой активности.
Тезис 7. Всемерное содействие иностранным инвестициям, сотрудничеству российских компаний с передовыми мировыми корпорациями с целью встраивания в цепочки добавления стоимости, кооперации с носителями наиболее продвинутых технологий, проникновения на рынки все более сложных готовых изделий, нахождения собственных ниш для создания и распространения инновационной продукции. Не столько конкурировать на занятых рынках, но совместно с лучшими фирмами создавать новые.
Тезис 8. Все отрасли должны быть рентабельны и сопоставимы по условиям со своими конкурентами на мировых рынках. Вопрос, который надо ставить, — рост выпуска конкурентоспособных продуктов с более высокой добавленной стоимостью на базе компаний отраслей, производящих только сырье и продукты первичной обработки.
Тезис 9. Абсолютно беспроигрышный приоритет — вложения в науку и образование, разумеется, при эффективной организации и контроле за затратами, в кооперации с частным бизнесом при постепенно возрастающей доле последнего. Особого внимания требует фаза передачи научных разработок в производство, вообще в хозяйственную практику, коммерциализация результатов прикладной науки. Необходим акцент на передаче знаний и технологий. В России федеральный центр традиционно рассматривается исключительно как источник финансовой поддержки. Однако для многих компаний (особенно средних) сегодня проблемой является не только отсутствие финансовых средств, но и недостаток знаний о том, как можно развивать собственный бизнес, как можно выходить на новые рынки. Поэтому элементом политики конкурентоспособности должны быть механизмы передачи и распространения управленческих знаний. В частности, за счет федеральных средств может предоставляться помощь в доработке проектных предложений, представляемых на федеральные конкурсы.
Информация о работе Конкурентоспособность и модернизация российской экономики