Конкурентоспособность национальной экономики как фактор устойчивого развития современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание

Целью работы является национальная конкурентоспособность как фактор устойчивого развития общества.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач: рассмотреть понятие национальной конкурентоспособности; изучить подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран; проанализировать состояние конкурентоспособности России; вывести пути регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ........................................................................4
1.1. Понятие национальной конкурентоспособности.......................................4
1.2. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран...........10

ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА........................................................................14
2.1. Состояние конкурентоспособности России...............................................14
2.2. Методы регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества.......................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая охотников.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)


Московский государственный  университет путей сообщения

(МИИТ)

 

 

 

 

 

  Факультет «Экономический»

  Кафедра «Экономическая  теория»

  Специальность «Национальная  экономика»

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По дисциплине « Стратегическое планирование »

 

На тему « Конкурентоспособность национальной экономики как фактор устойчивого развития современного общества »

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнил студент 5 курса

                                                                                           Дроздова И. С.

                                                                                           Шифр 0812-пНЭ-1114

                                                                                           Принял  Охотников И. В.

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

                                                     2012 год  

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ........................................................................4

1.1. Понятие национальной конкурентоспособности.......................................4

1.2. Подход М. Портера к понятию  конкурентоспособности стран...........10

 

ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА........................................................................14

2.1. Состояние конкурентоспособности  России...............................................14

2.2. Методы регулирования национальной  экономики, способствующие устойчивому  развитию общества.......................................................................26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы бесспорна. Ведь в современных  условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния  и перспектив развития хозяйственной  системы, определяет характер ее участия  в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача полноценного и  эффективного вхождения России в  мировую экономику, повышения уровня конкурентоспособности страны в  целом и хозяйствующих субъектов  в частности, что требует новых исследований по данной проблематике, выявления особенностей конкуренции в условиях становления «новой» экономики, а также анализа предпосылок и ограничений формирования конкурентных преимуществ России.

Объект  исследования курсовой работы -  проблема устойчивого развития общества.

Предмет исследования  -  национальная конкурентоспособность  России.

Целью работы является  национальная  конкурентоспособность  как фактор устойчивого развития общества.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач: рассмотреть понятие национальной конкурентоспособности; изучить подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран; проанализировать состояние конкурентоспособности России; вывести пути регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества.

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 

1.1. Понятие национальной конкурентоспособности

Термин конкурентоспособность  широко используется в экономике  как в отношени итовара, предприятия, так и отрасли. Экономическая концепция конкурентоспособности описывает абсолютную рыночную эффективность. Это мера того, в какой степени на рынке наблюдается «совершенная конкуренция». Конкурентоспособность на уровне предприятия позволяет оценить его производительность по сравнению с конкурентами, и является своего рода игрой с «нулевой суммой», если кто-то успешен, то кто-то другой должен уйти с рынка. В случае конкурентоспособности страны эти подходы не применимы, поэтому существуют сомнения о целесообразности использования данного термина в принципе. Общую идею, которая скрывается под концепцией конкурентоспособности страны, можно понять исходя из тех определений, которые используют различные международные организации.

IMD (Международный институт  развития менеджмента), один из ведущих центров по изучению конкурентоспособности, ориентируется на следующие 2 определения, краткое и академическое:

− конкурентоспособность  анализирует то, как страны и предприятия  используют весь спектр своих компетенций  для увеличения благосостояния населения или ростаприбыли;

− конкурентоспособность  нации – это область экономической  теории, котора яизучает факты и  политику, формирующие способность  нации воспроизводить и сохранять  такую среду,которая способствует более интенсивному созданию ценностей предприятиями и большему благосостоянию народа.

Академическое определение  является более полным иконцентрируется на конкурентоспособности государств. В нем под словом «факты» подразумеваются  все те обстоятельства, которые влияют на конкурентоспособность, но не подвластны контролю (природные ресурсы, войны, катаклизмы и т.п.). Также в данном определении подчеркивается, что государствоможет лишь способствовать созданию добавленной стоимости, так как непосредственно онасоздается только на уровне предприятий. Ктому же акцент делается на долгосрочном периоде: цель государства не просто создать благоприятные условия, но и поддерживать их во времени. Важными являются слова «боле еинтенсивному», которые подразумевают, что конкурентоспособность определяется умением полностью использовать имеющиеся конкурентные преимущества, и не ограничиваться поддержанием достигнутого уровня благосостояния.

Среди других интерпретаций  определения конкурентоспособности  можно выделить следующие варианты:

−  способность страны достигать устойчиво высоких  темпов ростаВВП на душу населения ;

−  конкурентоспособность  страны – это набор факторов, политики институтов, которые определяют уровень производительности в стране;

−  текущая и будущая  способность и возможность предпринимателей создавать товары, чьи ценовые и неценовые характеристики формируют более привлекательный набор, чем у их местных и зарубежных конкурентов;

− конкурентоспособность  подразумевает элементы производительности, эффективности и прибыльности. Но это не самоцель. Это мощное средство достижения роста жизненного уровня и роста социального благополучия, т.е. это  инструмент для достижения целей. целом, увеличивая производительность и прибыльность в контексте между народной специализации, конкурентоспособность предоставляет основу для не инфляционного увеличения доходов населения;

− конкурентоспособность  это степень, в которой страна в рамках свободной торговли и  справедливых рыночных отношений может  производить товары и услуги, которые  проходят тест международных рынков, и одновременно при этом сохранять и увеличивать реальные доходы населения в долгосрочном периоде .

Конкуренция - одна из главных  черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция  обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят  на первый план.

Показателем признания  ведущей роли конкуренции для  успешного функционирования рыночного  хозяйства является тот факт, что  во многих странах мира, включая  страны с переходной экономикой, к  настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.

Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться  на нескольких уровнях:

- конкурентоспособность  товара;

- конкурентоспособность  товаропроизводителя (или фирмы);

- отраслевая конкурентоспособность; 

- конкурентоспособность  стран.

Между всеми этими  уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.

Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.

Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик  товара, определяющих его успех как  на внутреннем, так и на внешнем  рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.

 

Товарная конкурентоспособность  находится в прямой зависимости  от разноплановых факторов. Среди  них первостепенное значение имеют  издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые влияют на цену и качество изделий.

Издержки производства - это выраженные в денежной форме  затраты фирмы, связанные с приобретением  факторов производства и их использованием.

Производительность труда - это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности.

Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу . Индекс интенсивности промышленного производства рассчитывается как средневзвешенная величина путем агрегирования индексов по важнейшим видам продукции.

Важную роль в инновационной  деятельности играют культура предпринимательства, раскрепощенность культуры, частная инициатива и желание рисковать, что с трудом поддаётся количественной оценке.

В последние годы важное значение в обеспечении международной  конкурентоспособности товаров  приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические  стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.

Конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления  с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.

К важным конкурентным преимуществам  следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического  планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка) и др.

Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ  и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки  она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.

В настоящее время  все большее число транснациональных  корпораций и банков, средних и  мелких фирм начинают осознавать, что  наиболее разумный путь обеспечения будущего процветания компаний и повышения их конкурентоспособности на внешнем рынке - это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности.

С точки зрения устойчивого  развития природоохранная работа связана не только с ростом издержек производства, но и в значительной степени с получением преимуществ в конкурентной борьбе. Отдельные компании, взявшие на вооружение эту концепцию, эффективно используют более совершенные производственные процессы, повышают производительность труда, снижают затраты на выполнение экологических требований и наилучшим образом используют возможности рынка.

Такие товаропроизводители  всегда будут обладать преимуществом  перед своими конкурентами, не использующими  новые подходы к предпринимательской деятельности. Корпорации и фирмы, не сумевшие перестроиться на принципы устойчивости, в перспективе не смогут на равных конкурировать на мировой арене с другими корпорациями.

Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики как фактор устойчивого развития современного общества