Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:57, курсовая работа
Целью работы является национальная конкурентоспособность как фактор устойчивого развития общества.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач: рассмотреть понятие национальной конкурентоспособности; изучить подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран; проанализировать состояние конкурентоспособности России; вывести пути регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ........................................................................4
1.1. Понятие национальной конкурентоспособности.......................................4
1.2. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран...........10
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА........................................................................14
2.1. Состояние конкурентоспособности России...............................................14
2.2. Методы регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества.......................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................34
Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировой арене в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли.
В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения.
Среди основных отраслей промышленности Японии наиболее конкурентоспособны на мировом рынке - электронная и электротехническая, автомобильная, судостроение, станкостроение (включая роботостроение) и др.
Новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд) создали конкурентоспособные отрасли по производству товаров массового потребления (одежда, обувь, бытовая электроника и др.), а также наукоемких изделий (электронные компоненты, персональные компьютеры, микроЭВМ, периферийное оборудование и др.) и все успешнее конкурируют с аналогичной продукцией Японии и стран Западной Европы.
В свою очередь новым индустриальным странам Азии все большую конкуренцию на мировых рынках оказывает продукция аналогичных отраслей Китая, которая имеет сильные ценовые конкурентные преимущества.
Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель конкурентоспособности стран.
В самом общем виде
страновую
Возникает естественный вопрос: почему в соперничестве стран одни побеждают а другие терпят поражение, то есть почему одни страны оказываются более конкурентоспособными, чем другие? Этот вопрос уже несколько столетий волнует ведущих экономистов, политиков и просто образованных людей. Классическое объяснение данного явления принадлежит Дэвиду Рикардо. Он развил идею Адама Смита об абсолютном преимуществе (согласно которой страна экспортирует товар, если издержки производства для данного товара в ней ниже ниже, чем в других странах) и создал концепцию сравнительного преимущества. Суть этой концепции состоит в том, что успех страны в конкретных областях промышленности объясняется максимально эффективным использованием факторов производства (рабочая сила, земля, капитал и природные ресурсы), причем рыночные силы сами направляют ресурсы страны туда, где они могут быть применены с максимальной эффективностью. Соответственно, страна получает сравнительное преимущество в тех отраслях, где интенсивно используются факторы, имеющиеся в изобилии. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов. Однако в последнее время с развитием процессов глобализации и интеграции концепция сравнительных преимуществ на основе факторов производства уже далеко не всегда способна объяснить структуру экспорта и импорта стран. Возникла потребность в новой парадигме. Такая парадигма была создана Майклом Портером.
1.2. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Национальная
Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
- факторные условия,
то есть те конкретные факторы
(например, квалифицированная рабочая
сила или инфраструктура), которые
нужны для успешной
- условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью;
- родственные и
поддерживающие отрасли, т. е.
наличие или отсутствие в
- стратегия фирмы,
ее структура и конкуренты, то
есть каковы в стране условия,
определяющие процесс создания
управления фирм, и каков характер
конкуренции на внутреннем
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
- случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать;
- государственная политика.
По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.
В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:
1) Воздействие правительства на факторные условия:
- акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);
- грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).
2) Воздействие правительства на условия спроса:
- государственные закупки
(стимулирование спроса на
- регламентация
изделий и процессов (создание
четкой системы технических и
технологических стандартов
- воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);
- стимулирование раннего
или усложненного спроса (использование
лизинговых механизмов и
- предоставление
полной и качественной
- введение технических
стандартов (для обеспечения
- зарубежная помощь
и политические связи (
3) Воздействие правительства
на родственные и поддерживающи
- политика правительства в отношении СМИ;
- образование кластеров
(в трактовке Портера - создание
вертикально-интегрированных
- региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).
4) Воздействие правительства
на стратегию, структуру и
- интернационализация
(поощрение международной
- воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм;
- регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.);
- образование новых фирм;
- торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом);
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Россия продолжает оставаться
аутсайдером во всех международных
рейтингах конкурентоспособност
Проблема
В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию конкуренции, т.к. за благовидной витриной глобализации с ее красивыми лозунгами о кооперации усилий и взаимовыгодном сотрудничестве стоит жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности государства приобретает в наши дни – в условиях глобального финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного шара, и «проверяющего» на прочность общественно-государственные конструкции многих стран.
Сегодня наша страна занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2011 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 49-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2011 г., включающем 131 страну, Россия заняла 67-е место1.
Если брать отдельные
Столь низкие места России объясняются
как объективными российскими трудностями
в данной области, так и определенной
условностью и
О недостаточной корректности, к
примеру, свидетельствует тот факт,
что в рейтингах не учитывается
геополитический фактор, имеющий
немаловажное значение для реальной
конкурентоспособности
Например, в первую десятку могут не попасть такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, но может попасть Исландия или Эстония. Даже если брать во внимание только экономический аспект, то непопадание Китая даже в число 20 первых стран рейтинга вовсе не говорит о том, что его товары, все больше заполняющие полки американских и европейских супермаркетов, не конкурентоспособны. Тогда возникает вопрос, почему США вводят неэкономические методы запрета на китайские товары? Два пути к мировой конкурентоспособности. Здесь уместно отметить, что, согласно существующей международной классификации, включающей два пути к мировой конкурентоспособности стран, – «верхний» и «нижний» – Россия, к сожалению, идет по «нижнему пути к конкурентоспособности», ведущему к экономическому тупику, дальнейшему разрушению имеющегося инновационного потенциала. Главная причина этого заключается не в отсутствии интеллектуального капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на трезвой оценке исторической роли страны, ее интеллектуального потенциала и учета современных тенденций глобального мира.