Конкурентоспособность национальной экономики как фактор устойчивого развития современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание

Целью работы является национальная конкурентоспособность как фактор устойчивого развития общества.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач: рассмотреть понятие национальной конкурентоспособности; изучить подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран; проанализировать состояние конкурентоспособности России; вывести пути регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ........................................................................4
1.1. Понятие национальной конкурентоспособности.......................................4
1.2. Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран...........10

ГЛАВА 2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА........................................................................14
2.1. Состояние конкурентоспособности России...............................................14
2.2. Методы регулирования национальной экономики, способствующие устойчивому развитию общества.......................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая охотников.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

К сожалению, в российском обществе, особенно в его элите, пока не сформировалось должное отношение к вопросу конкурентоспособности, который можно назвать ключевым вопросом устойчивого развития. Приходится констатировать, что Россия еще не приступила к реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. В отличие от развитых стран, задачи повышения конкурентоспособности государства в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в среде политического руководства и российского общества, чему свидетельством продолжающиеся процессы «утечки» умов и капитала, снижения инновационного потенциала, доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции, старение основных фондов и человеческого потенциала, хронической нерешенности вопросов профессионализации управления, «ком» социально-демографических проблем.

Согласно данным С.В. Степашина, несмотря на определенные экономические успехи последних лет, «среднедушевой объем  и структура нашего ВВП заметно  отличаются от тех же показателей  развитых стран. Структура экспорта за несколько десятилетий практически не изменилась. 57% в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32% – сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке, прежде всего, как поставщики даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта вполне адекватно отражает структуру российской экономики и может служить показателем реальной конкурентоспособности».

Справедливости ради следует отметить усилия российского политического руководства, пытающегося направить созидательную энергию государственных, общественных и бизнес-структур в соответствующем направлении. В Послании  Президента РФ Д. Медведева Федеральному Собранию РФ, сделанному 5 ноября 2008 г. в условиях начавшегося глобального финансового кризиса, подчеркивается, что «именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши. Создавать новые эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход – это и есть одно из лучших антикризисных «лекарств» и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологии современного развития России» .

Серьезные надежды эксперты связывают со Стратегией-2020, принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. В Стратегии-2020 предусматривается пятикратный рост зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и разработки, а также рост численности населения России до 145 млн. человек и увеличение продолжительности жизни до 70 лет. Стратегия предполагает увеличение расходов на образование с 4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение – с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной продукции к 2020 году планируется нарастить в 5-6 раз2.

Вместе с тем, в сложившейся  ситуации представляется целесообразным фокусирование разрозненных усилий в формате конкурентной стратегии  российского государства. Совершенно очевидно, что в российском обществе, если оно хочет выжить в жесткой глобальной конкурентной среде, назрела необходимость формирования конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, определяющей стратегические векторы и приоритеты развития частным политическим стратегиям – экономической, инновационной, социальной, демографической, информационной, военной, культурной и др.

Таким образом, в современных  условиях, чтобы выдерживать конкуренцию  в условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению своей конкурентоспособности, России также необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности, создание необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия как неотъемлемая часть государственной стратегии позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и конкурентные ресурсы.

Несомненно, российское государство наряду с существенными  конкурентными недостатками обладает значительным ресурсом для повышения своей конкурентоспособности и пока неиспользованными серьезными преимуществами в плане конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам можно отнести: уникальное евразийское геополитическое положение российского государства; сохранение статуса великой державы по некоторым признакам; богатейшие природные ресурсы (при условии существенного повышения эффективности их использования); историко-культурные традиции, единую полиэтническую и многоконфессиональную цивилизационную общность, закаленную в историческом процессе.

В качестве конкурентных ресурсов мы вправе рассматривать: сохранившийся  достаточно высокий образовательный  и научный уровень; наметившийся после периода экономического кризиса 1990-х некоторый экономический  рост (в настоящий момент «приторможенный» мировым кризисом); ряд уникальных производств, прежде всего, в оборонной отрасли; потенциал повышения эффективности государственного управления; потенциал региональной интеграции. К этому можно добавить потенциал повышения конкурентоспособности российской геополитики, потенциал решения проблемы российской идентичности, потенциал создания информационной инфраструктуры и информационного общества, потенциал укрепления российского имиджа.

И, конечно, ключевым механизмом повышения уровня конкурентоспособности России видится конкурентная стратегия и конкурентная политика государства, которая посредством стратегически верного определения векторов и приоритетов реформирования, ориентированных на жизнеустойчивость, позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Тогда задачи восстановления статуса державы в экономико-технологическом плане,  перехода российского государства с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности»,  возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере не будут восприниматься экспертами как несбыточные мечты.

  Современный этап развития мировой экономики характеризуется дальнейшим углублением и расширением межгосударственных связей, самостоятельным выходом на мировые рынки хозяйствующих субъектов. В условиях глобализации объективные процессы активного включения Российской Федерации в мировые экономические отношения делают одной из ключевых проблем дальнейшего развития экономики России выбор приоритетных направлений обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны, инструментов ее формирования при открытости внутреннего рынка.

Динамика тенденций  изменений экономической ситуации (и мировой и российской) подтверждает необходимость дальнейшего осуществления  институциональных преобразований в стране, формирования новой системы социально-экономических взаимоотношений, развития рыночных механизмов, обеспечивающих углубление взаимовыгодного сотрудничества России с иностранными государствами.

Проблемы формирования концепции обеспечения конкурентоспособности  страны обусловлены новизной условий и проблем включения России в систему современных мировых экономических отношений. Задачи успешного экономического прорыва, повышения качества жизни населения страны требуют разработки национальной стратегии управления конкурентоспособностью российской экономики, которая во многом определяется инновационными факторами развития, возможностями организации новых производств, отвечающих современным и перспективным потребностям рынка. Актуальность решения данной проблемы обусловлена современными вызовами мирового развития, связанными с острой необходимостью перехода промышленных отраслей отечественной экономики на конкурентоспособные инновационные траектории развития. В свою очередь это тесно связано с необходимостью реформирования промышленности, ее обновлением и модернизацией на новой технологической и управленческой основе с учетом общемировых тенденций экономического развития и особенностей развития мировых рынков в условиях глобализации. 

В «Докладе о конкурентоспособности  России 2011г.: «Закладывая фундамент устойчивого процветания»3 выделены 12 слагаемых конкурентоспособности.

Первое слагаемое: институты.

Институциональная среда  определяется правовой и административной системами, в рамках которых частные  лица, фирмы и органы власти взаимодействуют с целью создания дохода и повышения экономического благосостояния.

Качество общественных институтов оказывает значительное воздействие на конкурентоспособность  и рост. Оно влияет на решения  об инвестициях и на организацию  производств, а также играет важнейшую роль при распределении в обществе экономического эффекта и бремени затрат, связанных с проведением политики и формированием стратегий

Второе слагаемое: инфраструктура

Эффективное функционирование экономики невозможно без разветвлённой  и эффективной инфраструктуры. Это важный фактор при выборе места размещения экономической деятельности, а также отдельных видов или направлений деятельности, которые могут развиваться в конкретных странах.

Высокоразвитая инфраструктура снижает эффект удалённости регионов: объединяет национальный рынок и связывает его с рынками других стран и регионов, при этом снижая стоимость таких перемещений. Кроме того, разветвлённость и качество инфраструктуры стимулируют экономический рост и сокращают неравномерность распределения доходов и бедность.

Эффективность транспортной сферы, включая качественные автотрассы, железные дороги, порты и воздушный  транспорт, позволяет предпринимателям своевременно и с гарантией безопасности представлять свои товары и услуги на рынке, кроме того, обеспечивается перемещение трудовых ресурсов к месту наиболее подходящей работы. Также для экономики важно бесперебойное и достаточное энергоснабжение, которое создаёт условия для беспрепятственной работы предприятий. Наконец, надёжная и разветвлённая телекоммуникационная сеть обеспечивает быстрый и неограниченный поток информации и повышает эффективность экономики в целом, поскольку есть гарантия, что решения, принимаемые субъектами экономической деятельности, учитывают всю необходимую информацию.

Третье слагаемое: макроэкономическая среда.

Постоянный дефицит  бюджета ограничивает способность  правительства в будущем реагировать  на экономические циклы. Фирмы не могут работать эффективно в условиях, когда рост инфляции выходит из-под  контроля. Иными словами, экономика не будет развиваться устойчиво до тех пор, пока не будет обеспечена стабильная макроэкономическая среда.

Четвёртое слагаемое: здоровье и начальное образование.

Здоровые трудовые ресурсы  жизненно важны для национальной конкурентоспособности и производительности. Работники, страдающие заболеваниями, не могут реализовать свой потенциал, их производительность низка. Слабое здоровье ведёт к значительным затратам бизнеса, поскольку больные работники часто отсутствуют или трудятся с низкой эффективностью. Таким образом, инвестиции в здравоохранение важны как с точки зрения морали, так и с точки зрения экономики.

Помимо здоровья в  рамках этого слагаемого рассматриваются  также объём и качество базового образования населения, поскольку  образование становится всё более важным для современной экономики. Базовое образование увеличивает эффективность труда каждого отдельно взятого работника.

Более того, люди с низким уровнем образования могут выполнять  только несложную физическую работу, и они с большим трудом приспосабливаются к современным производственным процессам и технологиям. Таким образом, нехватка базового образования может стать препятствием для развития бизнеса, и предприятиям будет сложно двигаться по цепочке создания стоимости в направлении производства более технологически ёмкой продукции.

Пятое слагаемое: высшее образование и профессиональная подготовка.

Пятое слагаемое измеряет охват населения средним и  высшим образованием, а также качество образования в соответствии с  тем, как его оценивает бизнес-сообщество. Повышение квалификации также принимается во внимание, поскольку программы профессиональной подготовки «с отрывом от производства» и продолжительное обучение сотрудников «без отрыва от производства», игнорируемые во многих странах, имеют большое значение для постоянного улучшения навыков персонала.

Шестое слагаемое: эффективность  рынка товаров и услуг.

Здоровая рыночная конкуренция, как на внутреннем рынке, так и  на внешнем, важна для стимулирования рыночной эффективности, а значит, и для производительности. Такая конкуренция является залогом того, что развиваться будут наиболее эффективные компании, выпускающие продукцию, востребованную рынком. Создание наиболее благоприятных условий товарооборота возможно лишь при минимальном вмешательстве государства в коммерческую деятельность. Так, обременительное налогообложение, ограничительное или дискриминационное регулирование, касающееся ПИИ, негативно влияют на конкурентоспособность и на международную торговлю. Эффективность рынка также зависит от условий, связанных со спросом, таких как ориентированность компаний на потребителя и искушённость покупателей. Искушённость покупателей способна создавать важное конкурентное преимущество: компании вынуждены стремиться к инновациям и максимально ориентироваться на потребителей, что, в свою очередь, также повышает эффективность бизнеса и производительность экономики.

Седьмое слагаемое: эффективность  рынка труда.

Рынки труда должны обладать достаточной гибкостью для того, чтобы обеспечить быстрый переход работников из одной сферы экономики в другую с наименьшими затратами, а также гарантировать отсутствие значительных колебаний в размере заработной платы. Кроме того, эффективные рынки труда должны обеспечивать четкую зависимость между вознаграждением работников и их достижениями, а также соблюдение равноправия женщин и мужчин.

Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики как фактор устойчивого развития современного общества