Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе мероприятий по его совершенствованию.
При написании данной работы использовались учебные пособия и материалы по вопросам ценообразования, законодательные акты и постановления органов государственного управления, регламентирующие порядок ценообразования.

Содержание

Введение
1.Теоретическая часть
1.1 Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции
1.2 Понятие конкурентоспособности продукции
1.3 Факторы конкурентоспособности продукции
1.4 Методы оценки конкурентоспособности товара
1.5 Направления повышения конкурентоспособности продукции
1.6 Повышение качества выпускаемой продукции
1.7 Организация управления конкурентоспособностью на принципах системного подхода
1.8 Пути повышения конкурентоспособности ПРЕДПРИЯТИЯ
2. Практическая часть
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 36.39 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.Теоретическая часть

1.1 Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции

1.2 Понятие конкурентоспособности продукции

1.3 Факторы конкурентоспособности продукции

1.4 Методы оценки конкурентоспособности товара

1.5 Направления повышения конкурентоспособности продукции

1.6 Повышение качества выпускаемой продукции

1.7 Организация управления конкурентоспособностью на принципах системного подхода

1.8 Пути повышения конкурентоспособности предприятия

2. Практическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

По мере перехода к рынку  предприятие, получая экономическую  самостоятельность в ведении  производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких  условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и  услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Конкурентоспособность в  рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности  выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями.

Конкурентоспособный товар  обладает какими-либо конкурентными  преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более  низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность  фирмы разрабатывать, выпускать  и продавать сравнимый товар  с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность  обеспечить покупателя уникальной и  большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских  свойств или послепродажного  обслуживания. Вполне обоснованно определяя  решающий вклад в конкурентоспособность  товара именно указанными двумя составляющими  конкурентного преимущества, он, все  же не раскрывает влияние характеристик  потребителей товара на оценку его  конкурентоспособности.

Отсутствие необходимых  теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения  конкурентоспособности товаров  и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Вместе с тем, политика многих предприятий в области  обеспечения конкурентоспособности  нередко оказывается недостаточно квалифицированной.

Разработка новых перспективных  стратегий обеспечения конкурентоспособности становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли.

Рассматриваемая тема является на сегодняшний день недостаточно разработанной  в силу того, что обеспечение конкурентоспособности  довольно сложно поддается комплексному анализу, также сложно получить информацию о рынке вообще и о том, какой  стратегии придерживается та или  иная фирма, и с какими результатами.

Цена была и остается важнейшим  критерием принятия потребительских  решений. Для государств с невысоким  уровнем жизни, для бедных слоев  населения, а также применительно  к товарам массового спроса это  характерно. Но за последнее время  получили широкое развитие иные, неценовые  факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как  традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое  влияние на рыночное положение и  прибыль предприятия.

Следует отметить, что в  подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного  товара и свойства конкурирующих  товаров.

Для успешной деятельности на рынке предприятие должно осуществлять гибкую ценовую политику. Ценовая  политика как составляющая системы  обеспечения конкурентоспособности  теснейшим образом взаимосвязана  со многими аспектами деятельности предприятия: модернизацией производства, инвестиционной деятельностью предприятия, маркетингом, инновациями и многими  другими.

В данной работе рассмотрены  понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных факторов, необходимых для производства на конкурентоспособность продукции в условиях переходной к рыночной экономики.

Целью данной работы является изучение механизма обеспечения  конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики  и разработка на этой основе мероприятий  по его совершенствованию.

При написании данной работы использовались учебные пособия  и материалы по вопросам ценообразования, законодательные акты и постановления  органов государственного управления, регламентирующие порядок ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции.

1.2 Понятие конкурентоспособности продукции.

 

Товар — сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет .

Общепринятое определение  товара — «продукт труда, произведенный  для продажи» — остается, несомненно, справедливым и в маркетинге. Однако все руководства по маркетингу подчеркивают не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможность его  использовать, потреблять: «товар —  это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность» или «товар — это  комплекс полезных свойств вещи. Поэтому  он автоматически включает все составные  элементы, необходимые для материального  удовлетворения нужд потребителя».

Как потребительские товары, так и товары производственно-технического назначения по степени их вещественности или материальности могут быть разделены  на две группы:

1. Материальные товары (блага), например, стиральная машина или легковой автомобиль, как потребительские товары; средства производства, сырье и материалы - как товары промышленного (производственно-технического) назначения.

2. Нематериальные товары (блага) промышленного назначения, например, услуги промышленного характера, а также услуги, имеющие потребительский характер: стирка, уборка, посещение парикмахерских и т.п.

В зависимости от долговечности  или материальной осязаемости потребительские  товары (личного пользования) можно  разделить на следующие три группы:

- товары длительного пользования  - холодильники, автомобили, мебель, одежда  и др.;

- товары краткосрочного  пользования - продукты питания,  моющие средства и др., т.е. такие,  которые потребляются либо сразу,  либо ограниченное число раз.

Конкурентоспособность выступает  как комплексная оценка способности  конкретной продукции (товара) отвечать требованиям данного внешнего рынка  в определенный период времени, определяемая совокупностью свойств продукции, а также условиями ее продажи  и потребляемая в данном регионе (стране) .

Иногда под конкурентоспособностью товара понимается лишь комплекс его  потребительских свойств в отрыве от стоимости, т.е. данный термин отождествляется с понятием качества этого товара .

Конкурентоспособность продукции  есть ее способность удовлетворять  требованиям конкретного потребителя  в определенный период времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции .

Существуют подходы к  определению конкурентоспособности  как характеристики товара, содержащей комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических  свойств (параметров) относительно выявленных требований рынка или свойств, другого  товара, а также меры его «соответствия  условиям рынка по своим техническим  и иным характеристикам» .

А также, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных характеристик  товаров, определяющих их предпочтительность для потребителя (внутреннего и внешнего рынка) по сравнению с аналогичными изделиями других отечественных и зарубежных предприятий.

Вопрос о конкурентоспособности  товара связан с решением покупателя, который определяет соответствие предлагаемого  ему товара своей конкретной потребности. При этом покупатель оценивает, с  одной стороны, полезный эффект от использования  данного изделия, а с другой - свои затраты на него. В этом плане  спрос потребителя является основным индикатором правильности выбора характеристики изделия.

Конкурентоспособность товара - не постоянная величина. С углублением  научно-технического прогресса, изменением структуры и уровня развития рынка  появляются однотипные изделия, имеющие  различную эффективность и (или) стоимость. Конкурентоспособность  исходного изделия в таком  случае снижается, а следовательно, сокращается спрос на него в абсолютном и относительном выражении. Это вынуждает производителя постоянно контролировать положение своих товаров на рынке, обеспечивая им различными способами необходимый уровень конкурентоспособности .

Конкурентоспособность товара иногда предлагается оценивать на основе нескольких образцов, образующих достаточно представительную группу, которая в  совокупности более полно отражает запросы потребителя, чем один, пусть  даже очень, совершенный образец.

Анализ конкурентоспособности  товара должен строиться в расчете  на его экономический ресурс, необходимый  потребителю. Поэтому весовая база индекса конкурентоспособности  рассматриваемого товара с учетом его  экономических параметров определяется исходя из цены потребления образца, отнесенной к его экономическому ресурсу. В число экономических включаются также чисто стоимостные показатели, в частности, покупная цена данного товара.

На рынках различных стран  ряд параметров продукции регламентируется законодательными нормами, стандартами, специальными условиями и т. п. Товар, не соответствующий установленным  требованиям, не допускается на рынок  независимо от его прочих свойств, т.е. конкурентоспособность такого товара равна нулю.

 

 

1.3 Факторы конкурентоспособности продукции

Внешние факторы:

Уровень конкурентоспособности  страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные  показатели конкурентоспособности  товара);

Уровень конкурентоспособности  отрасли (с увеличением этого  показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности  товара);

Уровень конкурентоспособности  региона (с увеличением этого  показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности  товара);

Уровень конкурентоспособности  организации, выпускающей товар (с  увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);

Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность  товара);

Сила конкуренции на входе  системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий  и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);

Сила конкуренции среди  товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);

Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность  выпускаемого товара);

Уровень организации производства, труда и управления у посредников  и потребителей товаров, выпускаемых  системой (рост уровня организации  повышает конкурентоспособность товара);

Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.): с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность  товара повышается.

Внутренние факторы:

Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);

Рациональность организационных  и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам  рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности  товара);

Конкурентоспособность персонала  системы (рост конкурентоспособности  персонала повышает конкурентоспособность  товара);

Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного  веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);

Прогрессивность технологических  процессов и оборудования (с увеличением  удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность  товара);

Научный уровень системы  управления (менеджмента): с увеличением  количества применяемых научных  подходов, принципов и современных  методов повышается конкурентоспособность  товара;

Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована  на достижение конкурентоспособности  системы и ее товаров).

Необходимо отметить, что  во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции  можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние.

 

1.4 Методы оценки конкурентоспособности товара

 

Исследования показали, что  существует семь основных причин неудач новых товаров:

1) недостаточные отличительные  характеристики, которые заставили  бы потребителей перейти на  новый товар;

2) недостаточно четкое  определение рынка или товара  до начала его разработки;

3) переоценка степени привлекательности  рынка;

4) неэффективное продвижение  товара на рынок;

5) низкое качество товара  по ключевым параметрам;

6) неудачный выбор времени  вывода товара на рынок;

7) отсутствие эффективной  выкладки товара в магазине (хорошего  доступа к потребителю).

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия