Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе мероприятий по его совершенствованию.
При написании данной работы использовались учебные пособия и материалы по вопросам ценообразования, законодательные акты и постановления органов государственного управления, регламентирующие порядок ценообразования.
Введение
1.Теоретическая часть
1.1 Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции
1.2 Понятие конкурентоспособности продукции
1.3 Факторы конкурентоспособности продукции
1.4 Методы оценки конкурентоспособности товара
1.5 Направления повышения конкурентоспособности продукции
1.6 Повышение качества выпускаемой продукции
1.7 Организация управления конкурентоспособностью на принципах системного подхода
1.8 Пути повышения конкурентоспособности ПРЕДПРИЯТИЯ
2. Практическая часть
Заключение
Введение
1.Теоретическая часть
1.1 Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции
1.2 Понятие конкурентоспособности продукции
1.3 Факторы конкурентоспособности продукции
1.4 Методы оценки конкурентоспособности товара
1.5 Направления повышения конкурентоспособности продукции
1.6 Повышение качества выпускаемой продукции
1.7 Организация управления конкурентоспособностью на принципах системного подхода
1.8 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
2. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
По мере перехода к рынку
предприятие, получая экономическую
самостоятельность в ведении
производственно-хозяйственной
Конкурентоспособность в
рыночной экономике является основным
фактором коммерческого успеха предприятия.
В свою очередь, зависит от качества
менеджмента и
Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты: Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.
Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика
многих предприятий в области
обеспечения
Разработка новых
Рассматриваемая тема является
на сегодняшний день недостаточно разработанной
в силу того, что обеспечение
Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
Следует отметить, что в
подавляющем большинстве работ,
посвященных конкуренции и
Для успешной деятельности на
рынке предприятие должно осуществлять
гибкую ценовую политику. Ценовая
политика как составляющая системы
обеспечения
В данной работе рассмотрены понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных факторов, необходимых для производства на конкурентоспособность продукции в условиях переходной к рыночной экономики.
Целью данной работы является
изучение механизма обеспечения
конкурентоспособности в
При написании данной работы использовались учебные пособия и материалы по вопросам ценообразования, законодательные акты и постановления органов государственного управления, регламентирующие порядок ценообразования.
1.1Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции.
1.2 Понятие конкурентоспособности продукции.
Товар — сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет .
Общепринятое определение
товара — «продукт труда, произведенный
для продажи» — остается, несомненно,
справедливым и в маркетинге. Однако
все руководства по маркетингу подчеркивают
не столько роль товара в его обмене
на деньги, сколько возможность его
использовать, потреблять: «товар —
это средство, с помощью которого
можно удовлетворить
Как потребительские товары, так и товары производственно-технического назначения по степени их вещественности или материальности могут быть разделены на две группы:
1. Материальные товары (блага), например, стиральная машина или легковой автомобиль, как потребительские товары; средства производства, сырье и материалы - как товары промышленного (производственно-технического) назначения.
2. Нематериальные товары (блага) промышленного назначения, например, услуги промышленного характера, а также услуги, имеющие потребительский характер: стирка, уборка, посещение парикмахерских и т.п.
В зависимости от долговечности или материальной осязаемости потребительские товары (личного пользования) можно разделить на следующие три группы:
- товары длительного
- товары краткосрочного
пользования - продукты питания,
моющие средства и др., т.е. такие,
которые потребляются либо
Конкурентоспособность выступает
как комплексная оценка способности
конкретной продукции (товара) отвечать
требованиям данного внешнего рынка
в определенный период времени, определяемая
совокупностью свойств
Иногда под
Конкурентоспособность продукции
есть ее способность удовлетворять
требованиям конкретного
Существуют подходы к
определению
А также, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товаров, определяющих их предпочтительность для потребителя (внутреннего и внешнего рынка) по сравнению с аналогичными изделиями других отечественных и зарубежных предприятий.
Вопрос о
Конкурентоспособность товара - не постоянная величина. С углублением научно-технического прогресса, изменением структуры и уровня развития рынка появляются однотипные изделия, имеющие различную эффективность и (или) стоимость. Конкурентоспособность исходного изделия в таком случае снижается, а следовательно, сокращается спрос на него в абсолютном и относительном выражении. Это вынуждает производителя постоянно контролировать положение своих товаров на рынке, обеспечивая им различными способами необходимый уровень конкурентоспособности .
Конкурентоспособность товара иногда предлагается оценивать на основе нескольких образцов, образующих достаточно представительную группу, которая в совокупности более полно отражает запросы потребителя, чем один, пусть даже очень, совершенный образец.
Анализ конкурентоспособности товара должен строиться в расчете на его экономический ресурс, необходимый потребителю. Поэтому весовая база индекса конкурентоспособности рассматриваемого товара с учетом его экономических параметров определяется исходя из цены потребления образца, отнесенной к его экономическому ресурсу. В число экономических включаются также чисто стоимостные показатели, в частности, покупная цена данного товара.
На рынках различных стран ряд параметров продукции регламентируется законодательными нормами, стандартами, специальными условиями и т. п. Товар, не соответствующий установленным требованиям, не допускается на рынок независимо от его прочих свойств, т.е. конкурентоспособность такого товара равна нулю.
1.3 Факторы конкурентоспособности продукции
Внешние факторы:
Уровень конкурентоспособности
страны (с увеличением этого
Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
Сила конкуренции на входе
системы среди поставщиков
Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
Появление новых потребностей
(снижает
Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (рост уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
Активность контактных аудиторий
(общественных организаций, общества потребителей,
СМИ и т. д.): с увеличением активности
контактных аудиторий
Внутренние факторы:
Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
Рациональность
Конкурентоспособность персонала системы (рост конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
Научный уровень системы управления (менеджмента): с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара;
Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).
Необходимо отметить, что
во всех приведенных классификациях
факторов конкурентоспособности
1.4 Методы оценки конкурентоспособности товара
Исследования показали, что существует семь основных причин неудач новых товаров:
1) недостаточные отличительные характеристики, которые заставили бы потребителей перейти на новый товар;
2) недостаточно четкое определение рынка или товара до начала его разработки;
3) переоценка степени
4) неэффективное продвижение товара на рынок;
5) низкое качество товара по ключевым параметрам;
6) неудачный выбор времени вывода товара на рынок;
7) отсутствие эффективной выкладки товара в магазине (хорошего доступа к потребителю).