Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе мероприятий по его совершенствованию.
При написании данной работы использовались учебные пособия и материалы по вопросам ценообразования, законодательные акты и постановления органов государственного управления, регламентирующие порядок ценообразования.

Содержание

Введение
1.Теоретическая часть
1.1 Сущность и основные показатели конкурентоспособности продукции
1.2 Понятие конкурентоспособности продукции
1.3 Факторы конкурентоспособности продукции
1.4 Методы оценки конкурентоспособности товара
1.5 Направления повышения конкурентоспособности продукции
1.6 Повышение качества выпускаемой продукции
1.7 Организация управления конкурентоспособностью на принципах системного подхода
1.8 Пути повышения конкурентоспособности ПРЕДПРИЯТИЯ
2. Практическая часть
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 36.39 Кб (Скачать документ)

Анализируя указанные  причины, видно, что в основе их лежит  недостаточно эффективное выполнение всех трех функций маркетинговой  деятельности, а именно: исследование рынка (причины 1, 2, 3), управление разработкой и производством товара (1, 2, 5), управление сбытом и продвижением (причины 4, 6,7).

Оценка конкурентоспособности  товара производится при осуществлении  следующих мероприятий:

- комплексное изучение требований рынка, прежде всего, на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий;

- выработка основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке;

- оценка перспектив продажи конкретных изделий и формирование структуры экспорта;

- установление цен на продукцию, предназначенную для продажи;

- подготовка рекламы.

 

1.5 Направления повышения конкурентоспособности продукции

1.6 Повышение качества выпускаемой продукции

 

Качество продукции —  это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции  и прибыли. Качество продукции —  это основной показатель конкурентоспособности  продукции выпускаемой продукции  и предприятия.

Качество продукции, ее технический  уровень оценивается путем сопоставления  технико-экономических показателей  изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также  с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.

Виды показателей качества продукции предприятия

 

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

 

Обобщающие показатели характеризуют  качество всей произведенной продукции  независимо о ее вида и назначения.

         Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:

новой продукции в  общей сумме ее выпуска;

сертифицированной и  несертифицированной продукции;

продукции, соответствующей  мировым стандартам;

экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:

полезность продукции

надежность

технологичность,

эстетичность изделий.

 

Косвенные показатели, характеризующие  качества продукции, это штрафы за некачественную продукции, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака, удельный вес зарекламированной продукции и др.

Основными задачами анализа  качества продукции являются следующие:

оценка технического уровня продукции;

выявление отклонений этого уровня по отдельным видам  продукции по сравнению с базисным и теоретически возможным уровнями;

изучение структуры  выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления;

выявление факторов, сдерживающих рост технического уровня и качества продукции;

поиск резервов повышения  качества продукции и путей мобилизации  этих резервов.

 

Качество ряда видов продукции  характеризуется сортом или кондицией. Здесь рассчитывается доля (удельный вес) продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства продукции, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена единицы продукции.

 

При оценке выполнения плана  по удельному весу продукции каждого  сорта фактическую долю каждого  сорта в общем выпуске продукции  сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества — с данными  предыдущих периодов.

Если качество данного  вида продукции характеризуется  сортностью, исчисляется коэффициент  сортности.

Коэффициент сортности = цена данного сорта / цена высшего сорта.

Чем ближе к единице  средний коэффициент сортности, тем выше качество продукции. Коэффициент  сортности представляет собой средневзвешенную арифметическую величину.

 

Одним из показателей качества изготовленной продукции является наличие или отсутствие рекламаций покупателей, содержащих претензии к качеству изделий. Следует проанализировать, каковы основные причины предъявления рекламаций и наметить пути устранения этих причин. Необходимо определить, какой процент к общему объему реализованной продукции составляют изделия, по которым получены рекламации, и рассмотреть динамику этого процента в течении ряда периодов времени.

Анализ брака продукции

 

Качество производственного  процесса предприятия характеризуется  наличием или отсутствием брака, его уровнем. Брак подразделяется на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимый брак имеет дефект, который можно и целесообразно устранить. Неисправимый брак имеет дефект, который устранить нельзя или нецелесообразно, т.к. затраты по исправлению превышают стоимость новой детали.

 

Изготовление забракованных  изделий приводит к уменьшению суммы  выпущенной и реализованной продукции, к повышению себестоимости продукции, к снижению прибыли и рентабельности.

 

1.7 Организация управления конкурентоспособностью на принципах системного подхода

 

Таким образом, конкурентоспособность  товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение  цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских  свойств в конкретных условиях. Каждый рынок, имеет свои особенности. Цена должна оправдывать предложение  при реализации товара, а предложение  новой продукции стимулироваться  ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю. Петля изучения "конкурентоспособного качества" начинается с детального изучения перспективного рынка и включает:

выработку требований к новому продукту и его разработку;

выбор поставщиков  качественного сырья и жесткий  входящий контроль;

регламентирование всех стадий производства и промежуточного контроля.

На стадии выхода конечного  продукта он должен соответствовать  всем заложенным характеристикам, т.е. показателям и свойствам, в соответствии с которыми он разрабатывается и на основании которых уточняется его целевой сегмент, определяются ценовая ниша и стартовая цена вывода на рынок.

Неотъемлемой частью конкурентоспособного качества продукта является уровень  его сервисного обслуживания: от разработки информационного сопровождения, консультирования по правильному выбору продукции  до гарантийного и послегарантийного  обслуживания, включая доработку  материала под конкретные требования потребителя.

Последний пункт является достаточно важным для поддержания  продукта на рынке, который должен четко  и быстро реагировать на изменение  рыночной ситуации.

Факторами первого уровня конкурентоспособности, например товара в конкретных рыночных условиях, являются:

 

1) его качество;

2) цена;

3) затраты на потребление  (эксплуатацию);

4) качество сервиса.

 Важность факторов, при  приоритете качества, выражается  примерным соотношением:

4 : 3 : 2 : 1.

 В настоящее время  практически ни одна структура  в России не занимается решением  проблем повышения конкурентоспособности.  Стратегическое планирование развития  страны (образования, научно-технического, экономического, социального и других  направлений) утратило системность,  планомерность, обоснованность и  эффективность. Создается впечатление,  что властные структуры и не  пытаются бороться за возрождение  величия России. Богатый зарубежный  опыт показывает, что переход  на рыночные отношения на начальном  этапе возможен только на основе  титанического труда каждого  сначала для общества (потребителя), а потом для себя, и, прежде  всего, этому принципу должны  следовать работники всех ветвей  власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8 Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Пути повышения конкурентоспособности  предприятия на примере ООО "Группа компаний Белая Долина":

ООО «Группа компаний Белая  Долина» ведет деятельность по следующим  направлениям:

  • производство молочных продуктов и мороженого;
  • производство колбасных изделий и мясных деликатесов;
  • оптовая продажа продуктов питания;
  • фирменная торговля через собственную фирменную сеть «Белая Долина».

    Цель - повышение конкурентоспособности предприятия через достижение технологического лидерства и снижения издержек для захвата целевых сегментов рынка и удовлетворения требований конечного потребителя.

    Для достижения  поставленных целей и реализации  основных направлений работ в  области качества на ООО «Белая  долина» проводится:

  • Техническое перевооружение и реконструкция предприятия, применение новейших технологий изготовления продукции и методов организации производства;
  • Проведение маркетинговых исследований для оптимизации продуктового портфеля и продвижения продукции;
  • Создание и актуализация электронной модели бизнес-процессов предприятия, как основы для автоматизированных систем управления предприятием;
  • Качество сырья, материалов и покупных комплектующих изделий обеспечивается на основе сочетания требовательности и активного сотрудничества с поставщиками по совершенствованию их систем качества и производств;
  • Обучение руководящего персонала современным методам управления;
  • Создание прозрачной и адекватной системы мотивации персонала на осно-ве достижения поставленных плановых показателей.

 

Заключение

 

В экономике Российской Федерации важное значение имеет решение проблемы повышения конкурентоспособности через повышение качества производимой продукции. В настоящее время продукция отечественных товаропроизводителей помимо высокой цены характеризуется невысокими показателями качества по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран. Это обуславливает низкую конкурентоспособность русских промышленных товаров.

Часто имеют место случаи, когда продукция предприятия  не пользуется спросом и длительное время находится на складе предприятия, зачастую теряя при этом свои качественные свойства. В связи с этим проблема повышения конкурентоспособности  является в настоящее время достаточно актуальной.

Таким образом, конкурентоспособность  товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение  цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских  свойств в конкретных условиях.

Цена должна оправдывать  предложение при реализации товара, а предложение новой продукции  стимулироваться ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю.

Кроме этого, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность  обуславливается качественными  и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем  согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в  рамках оценки конкурентоспособности  продукции следует рассмотреть  ценовую политику предприятия и  оценить ее влияние на конкурентоспособность  производимой продукции.

    К факторам, которые позволят повысить конкурентоспособность ООО «Белая долина», можно отнести следующие:

  • Дизайн. Возможность получить грамотный дизайн, который практически сразу может быть воплощён в реальное изделие, не может не привлекать клиентов.

Повышение профессионализма и качества выполняемых работ.

  • Снижение постоянных издержек. С целью снижения постоянных издержек постоянно проводится мониторинг цен поставщиков сырья. Это позволяет иметь некоторую экономию средств и соответственно, снижать цены на продукцию.
  • Снижение переменных издержек. С целью удержания и привлечения высокопрофессиональных кадров необходимо обеспечить для них конкурентоспособный уровень заработной платы.
  • Совершенствование работы с клиентами. Постоянный поиск новых клиентов, ведущийся менеджерами фирмы, привлечение к сотрудничеству рекламных агентств города на выгодных для них условиях.
  • Стремление к завоеванию рынка специализации.
  • Перспективные направления.

Углубление и развитие всех вышеперечисленных направлений  как раз и позволит постоянно ООО «Белая долина» повышать конкурентоспособность организации и занимать стабильную долю рынка, получая при этом доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конкурентоспособность предприятия