Конкурентоспособность продукции,пути её повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:56, реферат

Описание

Рост конкуренции и падение спроса значительно обостряет борьбу за потребителя. В этой борьбе центральную роль играет значительное повышение конкурентоспособности товаров.
Так что же такое конкурентоспособность товара? Какова ее сущность и пути повышения? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в данной курсовой работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Конкурентоспособность продукции: понятие, сущность, её роль в современной экономике………………………………………………………………………………………...4
2. Направления повышения конкурентоспособности продукции…………………………..12
3. Рекомендации, предложения по теме исследования………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы..……………………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Конкурентосп продукции.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

   Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Конкурентоспособность  продукции: понятие, сущность, её  роль в современной экономике………………………………………………………………………………………...4

2. Направления  повышения конкурентоспособности  продукции…………………………..12

3. Рекомендации, предложения по теме исследования………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………………………...20

Список  литературы..……………………………………………………………………………21

 

Введение 

       Товар - главный объект на рынке. Он имеет  стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике.

       Товар - точный индикатор экономической  силы и активности производителя. Действенность  факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного  соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

       В течение последнего ряда лет наблюдается  значительное снижение покупательской способности большей части населения, что значительно усилило конкурентную борьбу не только в области потребительских товаров, но и в среде товаров для промышленности. В целом ряде отраслей появились новые конкуренты.

       Рост  конкуренции и падение спроса значительно обостряет борьбу за потребителя. В этой борьбе центральную  роль играет значительное повышение  конкурентоспособности товаров.

       Так что же такое конкурентоспособность товара? Какова ее сущность и пути повышения? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в данной курсовой работе. 

 

       1. Конкурентоспособность  продукции: понятие,  сущность, её роль  в современной  экономике 

       Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту.

       Сущность  конкурентоспособности изделий  означает их способность выдержать  конкуренцию, то есть быть выгодно реализованными наряду или вместо других конкурирующих  аналогичных товаров и услуг.

       При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.

       Каждая  потребность обладает свойствами и  характеризующими их параметрами, которые  определяют ее сущность, необходимый  потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.

       Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать  потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара). При этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.

       Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.

       Наибольшее  признание среди товаров, предназначенных  для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который  более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

       Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому  является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности [1, стр.38].

       Конкурентоспособность зависит от многих факторов, в число  которых входят:

       - цена, условия платежа, срок поставки;

       - организация и расходы на рекламу;

       - размер налогов и таможенного  обложения;

       - насыщенность рынка аналогичными  товарами;

       - платежеспособность населения, наличие  на рынке запасных частей и  т.д.

       Основными факторами, определяющими конкурентоспособность продукции, являются качество товара и его цена, причем в последнее время ценовая конкуренция товаров все чаще заменяется конкуренцией их качества, что объясняется действием закона возрастания потребностей.

       Суть  его в том, что по мере развития производительных сил и производственных отношений повышается уровень потребностей общества и одновременно расширяются возможности их удовлетворения. Естественно, с повышением уровня потребностей постоянно возрастает необходимость улучшения качества.

       Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

       Трудно  переоценить значение повышения  качества продукции для отдельного предприятия, предпринимателя. Высокое качество – это не только залог обеспечения прибыли, но и обязательное условие для выживания фирмы или даже целой отрасли промышленности. Повышение качества продукции имеет огромное социально-экономическое значение для общества в целом и предполагает:

  1. Улучшение качества товаров народного потребления, обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения, что означает повышение его жизненного уровня.
  2. Повышение качества продукции является фактором роста эффективности производства, экономии овеществленного живого труда.

       Улучшение качества продукции равносильно  увеличению ее количества без ввода  дополнительных производственных мощностей  и привлечения дополнительных инвестиций. Машины, оборудование, приборы высокого качества более экономичны в эксплуатации. Они дольше служат и, сберегая труд их потребителей, тем самым способствуют росту производительности общественного труда. Как показывают данные, расходы на эксплуатацию ненадежных машин значительно превышают расходы на их создание.

       Использование высококачественного сырья и материалов не только снижает затраты на их сортировку, но и ведет к снижению материалоемкости производства.

  1. Повышение экологических параметров продукции ведет к улучшению экологической обстановки. Вряд ли можно признать качественной продукцию, которая отрицательно влияет на окружающую среду. Сегодня значительные средства тратятся на ликвидацию негативных последствий воздействия производства на окружающую среду – строительство очистных сооружений. Очевидно, что экономически выгоднее создание экологически чистых производств и экологически чистой продукции.
  2. Повышение качества продукции расширяет экспортные возможности страны. В настоящее время в Республики Беларусь экспорт составляет немногим более 7% промышленной продукции. Чтобы быть реализованной на мировом рынке, продукция должна быть конкурентоспособной, обладать потребительскими свойствами, соответствующими или превосходящими мировой уровень, пользоваться в результате этого повышенным спросом.
  3. Под мировым уровнем понимается уровень качества той продукции, которая преобладает на мировом рынке. Снижение качества на 10 % по сравнению с мировым уровнем вынуждает снизить цену на 15-20%, снижение качества на 15-20% ведет к снижению цены на 40-50%. Продукт, качество которого на 40-50% ниже мирового уровня, практически невозможно реализовать. В настоящее время примерно 10% продукции, производимой в республике, соответствует мировому уровню.

       Таким образом, улучшение качества продукции  означает повышение благосостояния народа, рост эффективности производства, защиту окружающей среды, расширение экспортных возможностей, повышение конкурентоспособности продукции.

       Качество  продукции зависит от многих факторов, важное место среди которых занимает научно-технический прогресс, организация  и мотивация производства, труда и управления, профессиональный, квалификационный уровень персонала и др. [9, стр.35].

       Кроме качества на уровень конкурентоспособности  влияет цена. Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

       Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном соперничестве с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки.

       Также напрямую влияет на конкурентоспособность  принимаемые на себя изготовителем  товара гарантии и ответственность  за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.

       Организационные условия приобретения и использования  товара потребителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей  его конкурентоспособности. К ним относятся:

       1. Обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;

       2. Доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономичной доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;

       3. Расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием. В настоящее время покупатель предъявляет продавцу товара обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы: 1) хорошо подготовленная стратегия, определяющая наиболее оптимальный уровень сервиса для каждого сегмента рынка; 2) умелое использование рекламы, доносящей до покупателя все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем; 3) четкая система поставки запчастей; 4) система правил вызова сотрудников сервисной службы к клиенту; 5) обучение персонала, связанное с доведением до каждого исполнителя стандартов обслуживания [7,стр.41].

Информация о работе Конкурентоспособность продукции,пути её повышения