Конкурентоспособность продукции,пути её повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:56, реферат

Описание

Рост конкуренции и падение спроса значительно обостряет борьбу за потребителя. В этой борьбе центральную роль играет значительное повышение конкурентоспособности товаров.
Так что же такое конкурентоспособность товара? Какова ее сущность и пути повышения? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в данной курсовой работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Конкурентоспособность продукции: понятие, сущность, её роль в современной экономике………………………………………………………………………………………...4
2. Направления повышения конкурентоспособности продукции…………………………..12
3. Рекомендации, предложения по теме исследования………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы..……………………………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

Конкурентосп продукции.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

       Обеспечение конкурентоспособности продукции  на требуемом уровне предполагает необходимость  её количественной оценки. Без такой  оценки конкурентоспособности все  предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием.

       Отправной момент оценки конкурентоспособности  любого товара – формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

       После выбора продуктов (товаров, услуг), по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же категории, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

       По  группам параметров (технических  и экономических) проводятся сравнения  для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности.

       В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.

       Параметры назначения характеризуют область применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения разделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия).

       Эргономические  параметры показывают продукцию с точки зрения её соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении.

       Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного использования продукции и стабильность товарного вида. Эти параметры моделируют внешнее восприятие продукции и именно такие его внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными.

       Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать.

       Номенклатура экономических параметров, применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полезных затрат потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, которая определяется её свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке [4, стр.112].

       Выбор базы сравнения производимой и требуемой  рынком продукции включает:

  1. установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор предполагаемых рынков сбыта;
  2. анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности;
  3. выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.

       На  основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, а так же величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.

       В случае невозможности определения базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и на рынке существуют её аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке [5, стр.52].

       Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с  уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

       Единичные показатели отражают процентное отношение  уровня какого-либо технического или  экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента: 

       

, 

       где g – единичный параметрический показатель;

       P – уровень параметра исследуемого изделия;

       Р100 – уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющий потребность на 100%

       Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем: 

       

 

       Интегральный  показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ): 

       

. 

       Если  I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1, то оно превосходит изделие-образец или изделие-конкурента по своим параметрам.

       В данном примере (табл.1) по техническим  параметрам оцениваемый холодильник  уступает базовому образцу, но превосходит  его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным: I = 0,962 / 0,911 = 1,056.

Таблица 1 

Единичные и групповые показатели конкурентоспособности  холодильников 

Показатель Оцениваемый Образец gi ai G
Технические параметры  
Общий объем, дм3 315 325 0,97 0,15 0,1455

        Продолжение таблицы 1

Полезный  объем ХК, дм3 190 202 0,94 0,25 0,235
Полезный объем МК, дм3 70 70 1,0 0,20 0,20
Замораживающая  способность, кг/сут 4,3 4,5 0,95 0,22 0,209
Средний срок службы, лет 16 15 1,06 0,10 0,106
Температура в морозильной камере,°С -15 -18 0,83 0,08 0,0664
  0,962
Экономические параметры  
Цена, у.е. 350 400 0,875 0,6 0,525
Расход  электроэнергии в сутки, кВт 1,40 1,45 0,965 0,4 0,386
  0,911
 

       Таким образом, конкурентоспособность оценивается  путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с  параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам технических и экономических параметров [8, стр. 96]. 
 

 

       2. Направления повышения  конкурентоспособности  продукции 

       В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью наоборот - производство и административно-командный механизм распределения регулировали потребление, формировали потребности и вкусы покупателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

       В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.

       Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

        - добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

        - выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;

        - отыскать новое применение выпускаемым товарам;

        - своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;

        - найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;

        - осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;

        - регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

       Широкое распространение конкуренции под  воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

       В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

       Чем обширнее параметрические ряды и  ассортиментные наборы, тем выше вероятность  того, что покупатель найдет для  себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца [2,стр.63].

       Чтобы оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить широкий  круг вопросов и прежде всего получить объективную информацию о тех  рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключение решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции,пути её повышения