Сибирский государственный
аэрокосмический университет имени
академика М.Ф. Решетнева
Институт
гражданской авиации.
Кафедра технической
эксплуатации летательных аппаратов
и двигателей.
Реферат
Тема: Конструкционное
бюро Туполевых.
Выполнил: Студент
группы С-01
Коков Иван
Проверил: Кацура А.В.
2010
Содержание:
- Биография Туполева А.Н……………………..............................................3
- Туполев А.А……………………………………………………………………………5
- Изобретательская деятельность Туполева А.Н.
- Преемственность и умение подбирать коллектив………………6
- Введение стратегической задачи авиастроения………………….7
- Надежность конструкций и прочность характера………………..9
- От создания ядерного щита к реактивным скоростям……….10
- Основные летательные аппараты КБ Туполева.
- Ту-154……………………………………………………………………………………12
- Ту-144……………………………………………………………………………………20
- Биография Туполева А.Н.
ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич (10.09.1888 - 23.12.1972)
- советский авиаконструктор, академик
АН СССР (1953; член-корр. 1933), генерал-полковник-инженер
(1968), трижды Герой Социалистического
Труда (1945, 1957, 1972), Герой Труда РСФСР
(1926). В 1908 г. поступил в Императорское
техническое училище (позднее МВТУ),
в 1918 г. окончил его с отличием.
С 1909 г. член воздухоплавательного кружка.
Участвовал в постройке планёра,
на котором самостоятельно совершил
первый полет (1910). В 1916-18 годах Туполев
участвовал в работах первого
в России авиационного расчётного бюро;
конструировал первые аэродинамические
трубы в училище. Вместе с Н. Е.
Жуковским был организатором
и одним из руководителей ЦАГИ.
В 1918-36 годах - член коллегии и заместитель
начальника института по опытному цельнометаллическому
самолётостроению. А.Н.Туполев - организатор
производства советского алюминиевого
сплава - кольчугалюминия, полуфабрикатов
из него. С 1922 года Туполев председатель
Комиссии по постройке металлических
самолётов при ЦАГИ. С этого
времени начало действовать в
системе ЦАГИ сформированное и возглавляемое
им опытное КБ по проектированию и
производству цельнометаллических
самолётов различных классов. В 1922-36
годах Туполев один из создателей
научно-технической базы ЦАГИ, разработчик
проектов ряда лабораторий, аэродинамических
труб, опытного гидроканала, первого
в стране опытного завода по строительству
цельнометаллических самолётов.
В
1923 году Туполев создал свой
первый лёгкий самолёт смешанной
конструкции (АНТ-1), в 1924 - первый
советский цельнометаллический
самолёт (АНТ-2), в 1925 - первый боевой
цельнометаллический самолёт (АНТ-З),
строившийся серийно. Впервые
в мировой практике Туполев
не только научно обосновал
рациональность схемы свободнонесущего
цельнометаллического моноплана
с профилем крыла большой «строительной
высоты», с двигателями, расположенными
в его носке, но и создал
такой самолёт, не имевший аналогов
(АНТ-4, 1925). Туполев разработал и
внедрил в практику технологию
крупносерийного производства лёгких
и тяжёлых металлических самолётов.
Под его руководством проектировались
бомбардировщики, разведчики, истребители,
пассажирские, транспортные, морские,
специальные рекордные самолёты,
а также аэросани, торпедные катера,
гондолы1, мотоустановки и оперение
первых сов. дирижаблей. Он ввёл в практику
отечественного самолётостроения организацию
на серийных заводах
Гондолы1-фюзеляжи, не имеющие оперения.
филиалов основного КБ, что значительно
ускорило выпуск машин; создание при
КБ своих лётно-доводочных баз, что
сократило сроки проведения как
заводских, так и государственных испытаний
опытных машин. В 1936 Туполев назначается
первым заместителем начальника и главным
инженером Главного управления авиационной
промышленности Наркомтяжпрома, одновременно
он возглавляет выделенное из системы
ЦАГИ КБ с заводом опытных конструкций
(ЗОК - авиационный завод № 156).
Был
необоснованно репрессирован и
в 1937-41 годах, находясь в заключении,
работал в ЦК.Б-29 НКВД. Здесь им
был создан фронтовой бомбардировщик
«103» (Ту-2). Этапными самолётами
Туполева, в которых воплотились
новейшие достижения науки и
техники и авиационного конструирования
в предвоенный период, стали: бомбардировщики
АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40, АНТ-42, Ту-2; пассажирские
самолёты АНТ-9, АНТ-14, АНТ-20 «Максим
Горький» и рекордный АНТ-25. В
Великой Отечественной войне
участвовали ТВ-1, ТВ-3, СБ, Р-6, ТВ-7, МТБ-2,
Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5.
В
послевоенный период под руководством
Туполева (с 1956 года он генеральный
конструктор) создан ряд военных
и гражданских самолётов. Среди
них стратегический бомбардировщик
Ту-4, первый советский реактивный
бомбардировщик Ту-12, турбовинтовой
стратегический бомбардировщик
Ту-95, бомбардировщик Ту-16, сверхзвуковой
бомбардировщик Ту-22.
В
1956-57 гг. в КБ было создано новое
подразделение, задачей которого
была разработка беспилотных
ЛА. Были разработаны крылатые
ракеты "121", "123", ЗУР "131",
беспилотные разведчики Ту-123 "Ястреб".
Велись работы по планирующему
гиперзвуковому аппарату "130" и
ракетоплану "136" ("Звезда").
С
1955 велись работы по бомбардировщикам
с ядерной силовой установкой
(ЯСУ). После полетов летающей
лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось
создание экспериментального самолета
Ту-119 с ЯСУ и сверзвуковых бомбардировщиков
"120".
На
базе бомбардировщика Ту-16 в 1955
был создан первый советский
реактивный пассажирский самолёт
Ту-104. За ним последовали первый
турбовинтовой межконтинентальный
самолёт Ту-114, ближние и средние
магистральные самолёты Ту-110, Ту-124,
Ту-134, Ту-154, а также сверхзвуковой
пассажирский самолёт Ту-144 (совместно
с А.А.Туполевым).
Под
руководством Туполева спроектировано
свыше 100 типов самолётов, 70 из
которых строились серийно. На
его самолётах установлено 78 мировых
рекордов, выполнено около 30 выдающихся
перелётов. Туполев воспитал плеяду видных
авиационных конструкторов и учёных, возглавивших
самолётные ОКБ. В их числе В.М.Петляков.
П.О.Сухой, В.М.Мясищев, А.И.Путилов. В.А.Чижевскй,
А.А.Архангельский, М.Л.Миль, А.П.Голубков,
И.Ф.Незваль.
А.Н.Туполев
почётный член Королевского авиационного
общества Великобритании (1970) и Американского
института аэронавтики и астронавтики
(1971). Ему присуждены премии Н.Е.
Жуковского (1958), золотая авиационная
медаль ФАИ (1958), премия им. Леонардо
да Винчи (1971), золотая медаль
Общества основоположников авиации
Франции (1971). Был членом ЦИК
СССР, Депутат ВС СССР с 1950.
Лауреат Ленинской премии (1957), Государственных
премий СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972). Награжден
8 орденами Ленина, орденами Октябрьской
Революции, Суворова 2-й степени,
Отечественной войны 1-й степени,
2 орденами Трудового Красного
Знамени, орденами Красной Звезды,
«Знак Почёта», медалями, а также
иностранными орденами. Имя Туполева
носят Авиационный научно-технический
комплекс в Москве, Казанский
авиационный институт, остров в
Обской губе Карского моря. В
г.Кимры Тверской обл. установлен
бюст Туполеву.
Туполев Алексей
Андреевич
ТУПОЛЕВ А.А.
(20.5.1925-13.05.2001) — советский авиаконструктор,
академик АН СССР, Герой Социалистического
Труда. С 1942 г. работал в опытном КБ своего
отца Андрея Туполева - конструктор завода
(1942-1949 гг.); самостоятельную конструкторскую
деятельность начал в 1957 г. После окончания
Московского авиационного института (1949)
он - ведущий конструктор завода (1949-1963
гг.); главный конструктор завода (1963-1973
гг.) и заместитель генерального конструктора.
Принимал активное участие в разработке
конструкций первого реактивного пассажирского
самолета ТУ-104, самолетов ТУ-114, ТУ-124, ТУ-134;
ТУ-154. С 1973 г. является генеральным конструктором
ОКБ. С 1992 г. - генеральный конструктор
корпорации, созданной на базе Авиационного
научно-технического комплекса (АНТК)
им. А.Н. Туполева и завода Самары.
Под
руководством Алексея Туполева
велось создание и доводка
сверхзвукового пассажирского лайнера
Ту-144. В начале 70-х на базе его
развития - Ту-244 проектируется стратегический
бомбардировщик "160", однако под
нажимом ВВС в дальнейшем вместо
него было решено разработать
полностью оригинальный самолет
Ту-160. 19 декабря 1981 сверхзвуковой
стратегический бомбардировщик
Ту-160 совершил первый полет, а
в 1988 он был продемонстрирован
министру обороны США на аэродроме
Кубинка. В 1979 взлетает носитель крылатых
ракет Х-55 Ту-95МС, созданный на базе Ту-142М.
Являлся
генеральным конструктором одноступенчатого
многоразового воздушно-космического
самолета (ВКС), известного как проект
"Буран" (Ту-2000 ).
Массовый
магистральный самолет Аэрофлота
Ту-154 после модернизации и установки
новых двигателей Д-30КУ получил
марку Ту-154М. 15 апреля 1988 совершил
первый полет экспериментальный
самолет Ту-155, для которого ОКБ
Н.Д.Кузнецова разработало водородный
двигатель НК-88. В начале 1989 взлетел
среднемагистральный Ту-204. В марте
1992 на Казанском авиапромышленном
объединении (КАПО) им.Горбунова
началось серийное производство
Ту-204-200.
А.А.Туполев
Доктор технических наук, профессор.
Он Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской премии, лауреат
Государственной премии СССР, награжден
тремя орденами Ленина, орденами
Трудового Красного Знамени, "Знак
Почета".
2. Изобретательская деятельность Туполева
А.Н.
Преемственность
и умение подбирать коллектив
В Императорском
Московском техническом училище (ИМТУ),
куда Туполев поступил в 1908 году, Андрей
Николаевич слушал лекции самого Николая
Егоровича Жуковского. Под руководством
"отца русской авиации" он участвовал
в постройке планера, на котором
вскоре самостоятельно совершил свой
первый полет. Еще будучи студентом,
Туполев спроектировал аэродинамическую
трубу, которая эксплуатировалась
до 1923 года. В 1918-м Андрей Николаевич
получает звание инженера-механика. О
его дипломном проекте Жуковский
скажет: "Гидроплан, представленный
нашим инженером Туполевым (а
он уже работал в должности
заместителя руководителя расчетно-испытательного
бюро. - А.К.), представляет выдающееся исследование".
В 1921 году сотрудники ЦАГИ выбирают Туполева
заместителем Жуковского на должность,
которая официально называлась "товарищ
директора". Как важна преемственность
во всем! Ее нарушение отбрасывает
общество на десятилетия назад. Туполеву
суждено было стать своеобразным
"передаточным звеном", принявшим,
развившим и передавшим далее
самые лучшие традиции своего учителя.
Непосредственная работа с Жуковским
выработала у Туполева стремление к
прочной связи теории и практики,
любовь к глубоко продуманному эксперименту.
Эти качества со временем стали все
глубже и органичнее входить в стиль
его работы. Андрей Николаевич научился
за сложными математическими выкладками
видеть прежде всего физический смысл,
поэтому он мог дать глубокую научную
оценку эксперименту и предложить правильное
решение.
Эстафету, принятую
от Жуковского, Туполев нес достойно,
и вокруг него появлялись люди, имена
которых впоследствии стали известными
стране. Туполева считали своим учителем
многие авиационные конструкторы, и
в их числе Петляков, Сухой, Мясищев,
Путилов, Чижевский, Архангельский, Миль,
Голубков, Незваль и многие, многие
другие.
Лидер по природе,
инженер от бога, вооруженный блестящим
образованием, Туполев умел объединять
вокруг себя талантливых людей. Его
уважали рабочие, так как он сам
легко управлялся с рубанком и
рейсмусом, молотком и надфилем. Он
пользовался авторитетом у инженеров
за способность понять суть разрабатываемой
ими конструкции, помочь в случае
надобности. Ученые разных специальностей
общались с ним с удовольствием
как с инженером широчайшего
кругозора и уважали за то, что
он был прост и не стеснялся
попросить совета, если чего-нибудь
не знал. Тон его разговора был
одинаков как с первым лицом государства,
так и с простым рабочим. Как
многие люди того поколения, он не терпел
некомпетентности, с которой нещадно
боролся. К тому же, как вспоминают
соратники, не боялся признаться в своих
ошибках и исправлял их немедленно.
Видение стратегической
задачи авиастроения
Время требовало
поиска новых конструкторских решений.
Для Туполева раньше, чем для многих
стало очевидно, что только переход
от деревянных конструкций к металлическим
позволит выйти на больший ресурс,
высокий уровень нагрузок, тем
более что постоянно росли
массы летательных аппаратов, их
скорости, требовательность к маневренности.
Созданная во главе с Туполевым
комиссия по металлическому самолетостроению
постепенно переросла в опытное
конструкторское бюро. Выработался
оригинальный подход к решению возникавших
сложных проблем, заключавшийся
в последовательном поиске сначала
менее, а потом более сложных
решений. Например, до постройки в 1925
году первого серийного цельнометаллического
самолета АНТ-3 Андрей Николаевич вначале
сконструировал цельнометаллические
аэросани и глиссер, на которых было
"вживую" испытано поведение нового
металла, затем - опытный самолет смешанной
конструкции (дерево и металл) АНТ-1. Это
позволило окончательно утвердиться во
взгляде: металл - основа будущего авиапрома
страны.
В 1923 году был
построен экспериментальный двухместный
цельнометаллический самолет АНТ-2,
и возглавляемый Туполевым коллектив
уверенно приступил к проектированию
одномоторного самолета-разведчика
АНТ-3 (Р-3). Под названием "Пролетарий"
он завоевал мировую известность, когда
Михаил Громов в 1926 году совершил на нем
полет по столицам Западной Европы.
Но главный итог этой работы измерялся,
конечно, не только высотой и дальностью
полета этих машин. Росла уверенность,
что авиация молодой Страны Советов
находится на правильном пути.А теперь
вдумайтесь: возглавляемый Туполевым
коллектив ежегодно выдавал новый
проект и каждый обязательно содержал
новизну, свое неповторимое "я". Большинство
проектов воплощались в конструкции,
проходили летные испытания и
получали путевку в небо. И это
при скудности площадей, не самой
современной производственной базе
и очень скромном жаловании. Однажды
руководство страны обратилось к
солидной английской фирме с просьбой
спроектировать многомоторный самолет,
иностранные специалисты потребовали
два миллиона и два года срока.
Туполев со своей командой выполнил
этот проект за девять месяцев и, разумеется,
значительно дешевле. Так появился
на свет АНТ-4 (ТБ-1) - первый в мире тяжелый
цельнометаллический бомбардировщик.
Было выпущено более двухсот ТБ-1.
Чтобы построить такое количество
самолетов, уже нельзя было обойтись
только импортными материалами. Требовался
собственный алюминий, и в стране
начались добыча бокситов и производство
высокопрочных сплавов. На авиацию
заработала металлургия страны. Последние
ТБ-1 шли уже и с отечественными
двигателями. То есть во многом благодаря
усилиям Туполева страна обрела практическую
независимость от импорта конструкционных
материалов, двигателей, оборудования
и всего того, что необходимо для
получения сложного технического комплекса,
который называется веским словом "самолет".