Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 21:22, реферат
В статье рассматриваются история возникновения, эволюция контроллин-
га, подходы к его определению, сформулирована авторская точка зрения
о сущности контроллинга, рассмотрены основные элементы системы кон-
троллинга.
Мария Николаевна Фуфыгина
Красноярский государственный университет
Контроллинг как система управления
Аннотация
В статье рассматриваются история возникновения, эволюция контроллин-
га, подходы к его определению, сформулирована авторская точка зрения
о сущности контроллинга, рассмотрены основные элементы системы кон-
троллинга.
Ключевые слова
контроллинг; цели, задачи, функции, принципы, методы и инструменты
контроллинга.
История возникновения контроллинга
В последнее время в российской экономической литературе увеличилось
количество публикаций, посвященных контроллингу. Это связано с постоян-
ным поиском новых более эффективных методов и инструментов управления
предприятиями в условиях динамичной, высококонкурентной внешней среды,
а также с попыткой адаптации западных методик к российским условиям. Не-
смотря на возросшее число публикаций, единого мнения о сущности контрол-
линга нет. Цель данной статьи — учитывая всё разнообразие точек зрения,
определить, что такое контроллинг, его функции, задачи, основные элементы.
Для этого необходимо
рассмотреть историю
подходы к его определению, эволюцию развития понятия.
Рассмотрим макроэкономические условия, при которых появился контрол-
линг. Для этого
проследим взаимосвязь
возникновения контроллинга в разных странах (США, Германия, Россия).
1. США. Промышленный рост в США в конце XIX — начале XX вв., самые
высокие темпы экономического роста в мире в это время, активное акциони-
рование производства, появление трестов и холдингов, монополий, соответ-
ственно, рост размеров предприятий, усложнение производств повлекли за
собой необходимость улучшения методов управления. Данных бухгалтерского
учета, констатировавших уже свершившиеся факты хозяйственной деятель-
ности, стало недостаточно для управления огромными трестами, холдингами,
для планирования и прогнозирования. Появляется производственный учет,
ориентированный на «внутреннего» пользователя, позволяющий получать
релевантную информацию своевременно для принятия управленческих ре-
шений. Контроль со стороны государства за монополиями требует от пред-
приятий совершенствования методов финансового контроля, бухгалтерского
учета – учета для «внешних» пользователей.
Годы Великой депрессии (1929-1933), разразившийся мировой экономи-
ческий кризис заставили обратить более пристальное внимание на методы
и идеи контроллинга. Стал необходимым более детальный учет затрат на
производство, актуальным — планирование с его ориентацией на будущее
предприятия, а не только на свершившиеся факты.
2. Германия. 1970-е гг. — появление ТНК, формирование центров прибыли
на предприятиях Германии. Для управления ими ранее использовавшиеся ин-
струменты (бухгалтерского финансового учета) не годились. В начале 1980-х
© М. Н. Фуфыгина, 2006.77
гг. многие предприятия
столкнулись с проблемой
никла необходимость улучшения инструментов планирования и управления.
3. Россия. В России
понятие «контроллинг»
гг. Это связано с переходом к становлению рыночных отношений в стране,
с распадом СССР. При
административно-командной
требителем информации, касающейся производственно-хозяйственной дея-
тельности предприятий, являлось государство, осуществлявшее централизо-
ванное планирование деятельности в различных отраслях. Для подготовки
отчетов для «внешнего» пользователя было достаточно данных бухгалтерско-
го учета. Своеобразным
зарождением предпосылок
то время на советских предприятиях можно считать систему хозяйственного
расчета, хозрасчетные подразделения — прообраз центров ответственно-
сти. При переходе к рыночным отношениям в России предприятия стали
перестраиваться на работу в условиях рынка, конкуренции, при отсутствии
государственных заказов (за исключением ВПК). Данных бухгалтерского
учета, констатировавших уже свершившиеся факты хозяйственной деятель-
ности с определенным, немалым, опозданием (в связи с особенностями на-
шего налогового и бухгалтерского законодательства), стало недостаточно
для принятия управленческих решений. В условиях рыночной экономики, в
динамично развивающейся внешней среде для российских предприятий ста-
новится актуальным поиск новых методов, инструментов, систем управления.
Эти методы должны обеспечивать
получение своевременной
информации о реальном положении дел на предприятии для «внутренних
Рис. 1. Макроэкономические
условия появления
пользователей», для
повышения эффективности
ческих решений, которые обеспечивали бы долгосрочное существование
предприятия, выполнение его как оперативных, так и стратегических целей.
Контроллинг и обеспечивает выполнение вышеперечисленных целей. «Си-
стема контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления
предприятием делегированы его отделам и службам. Тогда он поможет им
в достижении максимально возможного общего результата деятельности. В
этом смысле контроллинг как наука об успешном управлении предприятием
является инструментарием рыночной экономики, при которой нет необходи-
мости в централизованном администрировании» [7, с. 13].
Таким образом, в периоды пикового развития экономики (либо в перио-
ды экономического роста, либо в периоды кризисов) перед предприятиями
встает вопрос об
эффективности применяемых
соответствии изменившимся внешним условиям, в которых функционирует
предприятие. Менеджеры компании начинают задумываться о необходи-
мости разработки и применения новых (более эффективных, позволяющих
достигать целей предприятия в новых условиях) методов и инструментов
управления, таких как контроллинг. Взаимосвязь макроэкономических усло-
вий и появления контроллинга представлена на рис. 1.
Подходы к определению и эволюция контроллинга
В российской и зарубежной литературе нет единого мнения о том, что
такое контроллинг, встречаются следующие подходы к его определению:
контроллинг как одна или несколько управленческих функций (планирова-
ние и контроль, например); контроллинг как управленческий учет (и другие
функциональные области); контроллинг как информационное обеспечение
управления; контроллинг как инструмент достижения целей предприятия; кон-
троллинг как система управления предприятием; контроллинг как управление
управлением; контроллинг как управленческая концепция; контроллинг как
управленческая философия.
Рис. 2. Эволюция контроллинга79
Проанализировав определения контроллинга, встречающиеся в отече-
ственной и зарубежной литературе, изучив историю его возникновения в
разных странах, можно проследить эволюцию развития этого понятия (рис. 2).
Контроллинг рассматривался как бухгалтерский (финансовый) учет, основ-
ная функция которого контроль финансовых ресурсов; потом добавляется
учет производственный (управленческий) с оперативным планированием и
контролем. Далее
возникает необходимость в
(стратегическом планировании с ориентацией на будущее). Со временем
контроллинг становится информационным обеспечением управления и про-
цесса принятия управленческих решений; становится системой управления
предприятием, управлением управления, управленческой философией и
концепцией.
Как при возникновении подходов к управлению, так и при определении
контроллинга изначально доминировал процессный подход (контроллинг как
одна или несколько управленческих функций). Далее контроллинг стал рас-
сматриваться в рамках системного и ситуационного подходов: контроллинг
как система управления, но система, индивидуальная для каждого предпри-
ятия в зависимости от ситуации, в которой оно функционирует.
Таким образом, контроллинг гораздо шире, чем отдельно взятые управлен-
ческие функции (планирование и контроль, например); шире, чем система
управленческого учета; больше, чем информационное обеспечение процес-
са принятия управленческих решений. Если рассматривать контроллинг как
управление управлением, то возникает ассоциация с базисом и надстройкой
(базис – традиционная система управления, надстройка – контроллинг). На-
сколько гибкой будет подобная «конструкция», как быстро и своевременно
она будет реагировать на изменения внешней среды и предоставлять реле-
вантную информацию для принятия управленческих решений? Какой должна
быть организационная структура предприятия, насколько простой и гибкой
она может быть? На мой взгляд, контроллинг – это система управления
предприятием, обеспечивающая достижение его как краткосрочных, так и
долгосрочных целей в условиях быстроменяющейся, динамичной внешней
среды, позволяющая получить релевантную информацию на данный момент
времени и на будущее, касающуюся любой из функциональных областей, не-
обходимую для принятия управленческих решений.
Система контроллинга
Можно выделить два подхода к определению системы контроллинга. Пер-
вый основан на выделении контроллинга направлений деятельности предпри-
ятия (контроллинг функциональных областей деятельности) [4]:
— контроллинг маркетинга;
— контроллинг обеспечения ресурсами;
— контроллинг в области логистики;
— финансовый контроллинг;
— контроллинг инвестиций;
— контроллинг инновационных процессов.
В данном перечне, на мой взгляд, пропущена такая функциональная об-
ласть, как персонал, и, соответственно, контроллинг персонала.
Второй подход к
определению системы
имосвязанных элементов, например, по аналогии с определёнными в общем 80
менеджменте элементами внутренней среды организации (цели, задачи,