Контроллинг как система управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 21:22, реферат

Описание

В статье рассматриваются история возникновения, эволюция контроллин-
га, подходы к его определению, сформулирована авторская точка зрения
о сущности контроллинга, рассмотрены основные элементы системы кон-
троллинга.

Работа состоит из  1 файл

Мария Николаевна Фуфыгина.docx

— 28.08 Кб (Скачать документ)
 

Мария Николаевна Фуфыгина

Красноярский государственный  университет

Контроллинг как  система управления

Аннотация

В статье рассматриваются  история возникновения, эволюция контроллин-

га, подходы к его  определению, сформулирована авторская  точка зрения

о сущности контроллинга, рассмотрены основные элементы системы  кон-

троллинга.

Ключевые слова

контроллинг; цели, задачи, функции, принципы, методы и инструменты 

контроллинга.

История возникновения  контроллинга

В последнее время  в российской экономической литературе увеличилось 

количество публикаций, посвященных контроллингу. Это связано  с постоян-

ным поиском новых  более эффективных методов и  инструментов управления

предприятиями в  условиях динамичной, высококонкурентной внешней среды,

а также с попыткой адаптации западных методик к  российским условиям. Не-

смотря на возросшее  число публикаций, единого мнения о сущности контрол-

линга нет. Цель данной статьи — учитывая всё разнообразие точек зрения,

определить, что такое  контроллинг, его функции, задачи, основные элементы.

Для этого необходимо рассмотреть историю возникновения  контроллинга,

подходы к его  определению, эволюцию развития понятия.

Рассмотрим макроэкономические условия, при которых появился контрол-

линг. Для этого  проследим взаимосвязь экономической  истории и истории 

возникновения контроллинга в разных странах (США, Германия, Россия).

1. США. Промышленный  рост в США в конце XIX —  начале XX вв., самые 

высокие темпы экономического роста в мире в это время, активное акциони-

рование производства, появление трестов и холдингов, монополий, соответ-

ственно, рост размеров предприятий, усложнение производств  повлекли за

собой необходимость  улучшения методов управления. Данных бухгалтерского

учета, констатировавших уже свершившиеся факты хозяйственной  деятель-

ности, стало недостаточно для управления огромными трестами, холдингами,

для планирования и  прогнозирования. Появляется производственный учет,

ориентированный на «внутреннего» пользователя, позволяющий  получать

релевантную информацию своевременно для принятия управленческих ре-

шений. Контроль со стороны  государства за монополиями требует  от пред-

приятий совершенствования  методов финансового контроля, бухгалтерского

учета – учета  для «внешних» пользователей.

Годы Великой депрессии (1929-1933), разразившийся мировой экономи-

ческий кризис заставили  обратить более пристальное внимание на методы

и идеи контроллинга. Стал необходимым более детальный  учет затрат на

производство, актуальным — планирование с его ориентацией  на будущее 

предприятия, а не только на свершившиеся факты.

2. Германия. 1970-е гг. — появление ТНК, формирование  центров прибыли 

на предприятиях Германии. Для управления ими ранее  использовавшиеся ин-

струменты (бухгалтерского финансового учета) не годились. В  начале 1980-х 

© М. Н. Фуфыгина, 2006.77

гг. многие предприятия  столкнулись с проблемой неплатежеспособности, воз-

никла необходимость  улучшения инструментов планирования и управления.

3. Россия. В России  понятие «контроллинг» начинает  появляться в 1990-е 

гг. Это связано  с переходом к становлению  рыночных отношений в стране,

с распадом СССР. При  административно-командной экономике  главным по-

требителем информации, касающейся производственно-хозяйственной  дея-

тельности предприятий, являлось государство, осуществлявшее централизо-

ванное планирование деятельности в различных отраслях. Для подготовки

отчетов для «внешнего» пользователя было достаточно данных бухгалтерско-

го учета. Своеобразным зарождением предпосылок управленческого  учета в 

то время на советских  предприятиях можно считать систему  хозяйственного

расчета, хозрасчетные подразделения — прообраз центров  ответственно-

сти. При переходе к рыночным отношениям в России предприятия  стали 

перестраиваться на работу в условиях рынка, конкуренции, при отсутствии

государственных заказов (за исключением ВПК). Данных бухгалтерского

учета, констатировавших уже свершившиеся факты хозяйственной  деятель-

ности с определенным, немалым, опозданием (в связи с  особенностями на-

шего налогового и бухгалтерского законодательства), стало недостаточно

для принятия управленческих решений. В условиях рыночной экономики, в 

динамично развивающейся  внешней среде для российских предприятий ста-

новится актуальным поиск новых методов, инструментов, систем управления.

Эти методы должны обеспечивать получение своевременной релевантной 

информации о реальном положении дел на предприятии  для «внутренних 

Рис. 1. Макроэкономические условия появления контроллинга78

пользователей», для  повышения эффективности принимаемых  управлен-

ческих решений, которые  обеспечивали бы долгосрочное существование 

предприятия, выполнение его как оперативных, так и  стратегических целей.

Контроллинг и обеспечивает выполнение вышеперечисленных целей. «Си-

стема контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления

предприятием делегированы его отделам и службам. Тогда  он поможет им

в достижении максимально  возможного общего результата деятельности. В 

этом смысле контроллинг  как наука об успешном управлении предприятием

является инструментарием  рыночной экономики, при которой  нет необходи-

мости в централизованном администрировании» [7, с. 13].

Таким образом, в  периоды пикового развития экономики (либо в перио-

ды экономического роста, либо в периоды кризисов) перед  предприятиями 

встает вопрос об эффективности применяемых методов  управления, об их

соответствии изменившимся внешним условиям, в которых функционирует 

предприятие. Менеджеры  компании начинают задумываться  о  необходи-

мости разработки и  применения новых (более эффективных, позволяющих 

достигать целей  предприятия в новых условиях) методов и инструментов

управления, таких  как контроллинг. Взаимосвязь макроэкономических усло-

вий и появления  контроллинга представлена на рис. 1.

Подходы к определению  и эволюция контроллинга

В российской и зарубежной литературе нет единого мнения о  том, что 

такое контроллинг,  встречаются следующие подходы  к его определению:

контроллинг как  одна или несколько управленческих функций (планирова-

ние и контроль, например); контроллинг как управленческий учет (и другие

функциональные области); контроллинг как информационное обеспечение 

управления; контроллинг  как инструмент достижения целей  предприятия; кон-

троллинг как система  управления предприятием; контроллинг  как управление

управлением; контроллинг  как управленческая концепция; контроллинг  как 

управленческая философия.

Рис. 2. Эволюция контроллинга79

Проанализировав определения  контроллинга, встречающиеся в отече-

ственной и зарубежной литературе, изучив историю его возникновения  в 

разных странах, можно  проследить эволюцию развития этого  понятия (рис. 2).

Контроллинг рассматривался как бухгалтерский (финансовый) учет, основ-

ная функция которого контроль финансовых ресурсов; потом  добавляется 

учет производственный (управленческий) с оперативным планированием  и 

контролем. Далее  возникает необходимость в стратегическом управлении

(стратегическом  планировании с ориентацией на  будущее). Со временем 

контроллинг становится информационным обеспечением управления и про-

цесса принятия управленческих решений; становится системой управления

предприятием, управлением  управления, управленческой философией и 

концепцией.

Как при возникновении  подходов к управлению, так и при  определении 

контроллинга изначально доминировал процессный подход (контроллинг  как 

одна или несколько  управленческих функций). Далее контроллинг  стал рас-

сматриваться в  рамках системного и ситуационного  подходов: контроллинг 

как система управления, но система, индивидуальная для каждого  предпри-

ятия в зависимости  от ситуации, в которой оно функционирует.

Таким образом, контроллинг  гораздо шире, чем отдельно взятые управлен-

ческие функции (планирование и контроль, например); шире, чем система 

управленческого учета; больше, чем информационное обеспечение  процес-

са принятия управленческих решений. Если рассматривать контроллинг  как 

управление управлением, то возникает ассоциация с базисом  и надстройкой 

(базис – традиционная  система управления, надстройка  – контроллинг). На-

сколько гибкой будет  подобная «конструкция», как быстро и своевременно

она будет реагировать  на изменения внешней среды и  предоставлять реле-

вантную информацию для принятия управленческих решений? Какой должна

быть организационная  структура предприятия, насколько  простой и гибкой

она может быть? На мой взгляд, контроллинг – это  система управления

предприятием, обеспечивающая достижение его как краткосрочных, так и 

долгосрочных целей  в условиях быстроменяющейся, динамичной внешней 

среды, позволяющая  получить релевантную информацию на данный момент

времени и на будущее, касающуюся любой из функциональных областей, не-

обходимую для принятия управленческих решений.

Система контроллинга

Можно выделить два  подхода к определению системы  контроллинга. Пер-

вый основан на выделении  контроллинга направлений деятельности предпри-

ятия (контроллинг  функциональных областей деятельности) [4]:

— контроллинг маркетинга;

— контроллинг обеспечения  ресурсами;

— контроллинг в  области логистики;

— финансовый контроллинг;

— контроллинг инвестиций;

— контроллинг инновационных  процессов.

В данном перечне, на мой взгляд, пропущена такая функциональная об-

ласть, как персонал, и, соответственно, контроллинг персонала.

Второй подход к  определению системы контроллинга — это выделение вза-

имосвязанных элементов, например, по аналогии с определёнными  в общем 80

менеджменте элементами внутренней среды организации (цели, задачи,

Информация о работе Контроллинг как система управления