Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 21:22, реферат
В статье рассматриваются история возникновения, эволюция контроллин-
га, подходы к его определению, сформулирована авторская точка зрения
о сущности контроллинга, рассмотрены основные элементы системы кон-
троллинга.
структура, технологии, люди или система «7 S»). Определим за основу даль-
нейшего исследования контроллинг как систему, состоящую из следующих
элементов: цели, задачи, функции, принципы, методы и инструменты, ин-
формационное обеспечение, система документооборота, структура службы
контроллинга и
ее место в организационной
Рис. 3. Элементы системы контроллинга
В управленческой литературе нет единого мнения о целях, задачах, функ-
циях, принципах, методах и инструментах контроллинга, о построении струк-
туры службы контроллинга на предприятии. Определим основным элементы
системы контроллинга.
1. Цели
Систематизировав имеющиеся в литературе точки зрения на определение
целей контроллинга,
можно сделать следующие
• Цель контроллинга – обеспечение долгосрочного функционирования
предприятия в динамичной внешней среде.
• Различают цели стратегического и оперативного контроллинга.
• Цель стратегического контроллинга – обеспечение создания и поддер-
жания устойчивого конкурентного преимущества, развитие ключевых ком-
петенций для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия в
динамичной, быстроразвивающейся внешней среде.
• Цель оперативного контроллинга – обеспечение выполнения текущих
целей предприятия, эти цели касаются различных функциональных областей
предприятия, различны
для каждого конкретного
ры формулируют цель оперативного контроллинга как обеспечение ликвид-
ности, прибыльности.
То, какой будет система контроллинга на каждом конкретном предприятии,
зависит, в первую очередь, от поставленных целей (на которые оказывают
влияние позиции менеджмента и собственников компании).
2. Задачи и функции81
После определения целей контроллинга перейдем к определению задач и
функций, выполняемых контроллингом, которые способствуют достижению
целей.
Некоторые авторы [9] называют задачами контроллинга управленческие
функции, другие — функцией связующие процессы в организации. В связи с
этим необходимо определить, что такое задача и что такое функция.
Задача – «это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая
должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее огово-
ренные сроки» [8, с. 92]. Иными словами, задачи способствуют достижению
целей, это подцели, более детализированные и определенные цели. Задачи
контроллинга в каждом конкретном случае будут определены поставленными
целями. Поскольку различают стратегический и оперативный контроллинг
(прежде всего по временному фактору), то и цели, и задачи подразделяются
на стратегические и оперативные.
Определим, что такое управленческая функция. 1920-1950-е гг. – это время
развития классической, или административной, школы в управлении, время воз-
никновения процессного подхода к управлению, в котором функции управления,
описанные приверженцами административной школы как функции менеджера,
не зависящие друг
от друга, рассматриваются как
«Управление рассматривается как процесс, потому что работа по дости-
жению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие,
а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из
которых само по себе является процессом, очень важны для успеха органи-
зации. Их называют управленческими функциями» [8, с. 71]. Функция (лат.
functio) – обязанность, круг деятельности, назначение, роль.
Анри Файоль, считающийся основоположником процессного подхода, вы-
делил следующие управленческие функции: планирование, организацию,
распорядительство, координацию и контроль.
У разных авторов свои перечни управленческих функций. Так, например,
выделяют следующие функции: планирование, организация, распорядитель-
ство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль,
коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала,
представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
По мнению «классиков» менеджмента М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури
[8, с. 72], процесс управления
состоит из функций
ции, мотивации и контроля. Эти четыре первичных функции управления объ-
единены связующими процессами коммуникации и принятия решения.
Проанализировав имеющиеся
определения функций
вая предложенное выше определение контроллинга, я выделила следующие
его функции:
— планирование
«классические»
функции управления
— организация
— мотивация
— контроль
— информационное обеспечение процесса принятия управ-
ленческих решений
специфические функ-
ции контроллинга
— координация
— интеграция
— аналитически-методологическая 82
3. Принципы контроллинга
Ряд авторов [9, 10] выделяют следующие принципы контроллинга:
• Принцип движения и торможения. Этот принцип «создает объективные
условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и
эффективного в практику конкретного предприятия с учетом его специфики
и возможностей» [10, с. 20].
• Принцип своевременности. Здесь, на мой взгляд, имеется в виду так на-
зываемое проактивное планирование.
• Принцип стратегического сознания. «Принцип стратегического сознания
реализуется только тогда, когда любое решение и действие оценивается в
первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам»
[10, с. 21]. Данный принцип, по моему мнению, говорит о «дереве целей»
организации, когда цели более низкого уровня управления обеспечивают
выполнение целей вышестоящего уровня, о методе управления по целям
(management by objectives).
• Принцип документирования. «Целью этого принципа является создание
условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи стратегического кон-
троллинга в действительности. В стратегическом контроллинге информация
представляется в виде письменных сообщений с предварительной оценкой
их значимости. Документирование позволяет в любой момент установить по-
сылающего и принимающего информацию, дату передачи и ее содержание»
[10, с. 21-22]. Задача
этого принципа – поиск «
сводят контроллинг именно к контроллингу персонала.
Учитывая определение контроллинга как системы управления, а также про-
анализировав
ные принципы контроллинга:
своевременность и
и своевременное предоставления информации для принятия управленческих
решений); релевантность информации; соответствие стратегическим целям
развития предприятия (предоставление информации, позволяющей прини-
мать управленческие решения, не противоречащие стратегическим (соот-
ветственно, и тактическим) целям предприятия); гибкость.
4. Методы и инструменты,
информационное обеспечение
В публикациях, посвященных контроллингу, описывается множество его
методов и инструментов, которые требуют систематизации и классификации.
Можно выделить общие методы контроллинга, присущие многим наукам:
анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагиро-
вание, конкретизация и т. д. [9, с. 12]. Также методы и инструменты контрол-
линга можно классифицировать по видам контроллинга: стратегические и
оперативные, по функциональным областям деятельности предприятия и по
управленческим функциям.
Классифицируем методы оперативного контроллинга, упоминаемые в
управленческой литературе, в соответствии с функциональными областями
деятельности предприятия.
• Маркетинг: методики ценообразования; анализ областей сбыта; анализ
скидок; анализ объема заказов; бенчмаркинг; анализ отклонений.
• Производство: планирование загрузки мощностей.
• Снабжение: управление
цепочками поставок (SCM – Supply Chain Management)
– система учета и управления
взаимоотношениями с
АВС-анализ; анализ отклонений.83
• Логистика: оптимизация размеров партий готовой продукции; планиро-
вание потребности в материалах; оптимизация объемов заказа при закупе;
анализ отклонений.
• НИОКР, инвестиции: статические и динамические методы инвестицион-
ных расчетов.
• Финансы: финансовый анализ показателей деятельности (анализ финан-
совой устойчивости, платежеспособности, ликвидности); EVA (Economic Value
Added); SVA (Shareholder Value Added); CVP-анализ; бюджетирование; учет
затрат по центрам учета и отчетности, по местам возникновения, по продук-
там/услугам, клиентам; маржинальный анализ (метод учета сумм покрытия,
ступенчатый расчет сумм покрытия); позаказный метод распределения за-
трат, попроцессный метод распределения затрат; «standard-costing»; «targetcosting»; факторный анализ себестоимости; анализ отклонений.
• Персонал: структура численности; движение персонала; эффективность
труда; издержки на персонал; эффективность кадровых мероприятий.
Среди методов и инструментов стратегического контроллинга превалируют
методы стратегического планирования и анализа: STEP-анализ; анализ от-
расли и конкуренции; анализ конкурентных сил Портера; анализ КФУ; анализ
движущих сил в отрасли; SWOT-анализ; построение стратегических карт; ма-
тричный анализ (БКГ, GE, ADL); анализ кривой обучаемости; анализ кривой
опыта; портфельный анализ; BSC; анализ цепочки ценностей; стратегический
анализ жизненного цикла продукта; разработка сценариев развития; описа-
ние и анализ бизнес-процессов; управление по целям; GAP-анализ; анализ
ключевых компетенций; имитационное моделирование; сетевое планирова-
ние.
Несмотря на то, что вышеперечисленные методы и инструменты принад-
лежат и другим наукам, особенность контроллинга в том, что он интегрирует
эти методы в единую систему, обеспечивающую достижение целей органи-