Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 21:22, реферат
В статье рассматриваются история возникновения, эволюция контроллин-
га, подходы к его определению, сформулирована авторская точка зрения
о сущности контроллинга, рассмотрены основные элементы системы кон-
троллинга.
зации.
Многие авторы отождествляют контроллинг с управленческим учетом.
Рассмотрим, чем отличаются управленческий учет и контроллинг. Основная
задача управленческого
учета – своевременное
ной информации для принятия управленческих решений (информацион-
ное обеспечение процесса принятия управленческих решений). Функции
же контроллинга шире: планирование, организация, мотивация, контроль,
информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений,
координация, интеграция, аналитически-методическая. Управленческий учет
предоставляет комплексную информацию о текущем состоянии дел с элемен-
тами оперативного планирования, одной из функций контроллинга является
стратегическое планирование, разработка долгосрочных прогнозов, возмож-
ных сценариев развития организации. Если основная задача управленческого
учета – предоставление информации, то задача контроллинга еще и выяв-
ление отклонений, анализ причин этих отклонений и формулировка предло-
жений по возможным корректировкам стратегических и тактических планов
предприятия в соответствии
с меняющимися условиями
из функций контроллинга – аналитически-методическая, заключающаяся в
поиске, разработке
и внедрении новых
что не свойственно управленческому учету.
Таким образом, управленческий учет – информационное обеспечение кон-
троллинга. Помимо управленческого учета, контроллинг объединяет и другие 84
виды учета в организации (бухгалтерский финансовый, управленческий, на-
логовый, статистический) в единую учетную систему, являющуюся информа-
ционным обеспечением системы контроллинга.
Остановимся подробнее на следующих инструментах контроллинга: бюд-
жетирование, система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard),
анализ отклонений.
Balanced Scorecard – система
сбалансированных показателей,
щая выразить стратегию организации в конкретных показателях, оценить ее
эффективность с помощью финансовых и нефинансовых показателей (в этом
ценность системы), касающихся следующих перспектив [1]:
— financial perspective,
— customer perspective,
— internal business process perspective,
— learning and growth perspective.
BSC – инструмент стратегического контроллинга. Стратегия организации,
выраженная в перспективах и показателях BSC, должна поддерживаться
бюджетированием. Тем самым осуществляется «связка» стратегического
управления с тактическим (инструментом которого является бюджетирова-
ние), тактические цели должны способствовать достижению целей стратеги-
ческих.
Рис. 4. Варианты организации службы контроллинга на предприятии и
основные факторы, влияющие на выбор варианта
Бюджетирование – инструмент оперативного контроллинга. Бюджетиро-
вание наиболее эффективно при финансовой структуре предприятия, ор-
ганизованной в виде центров финансовой ответственности (ЦФО) (которые 85
выделяются, основываясь
на организационной структуре
правило, выделяют четыре типа ЦФО (в зависимости от того, на какие пока-
затели может влиять непосредственно этот центр ответственности и его ру-
ководитель): центр прибыли, центр выручки, центр затрат, центр инвестиций.
Бюджет – это план деятельности организации, выраженный в количественных
показателях. Формы бюджетов организация разрабатывает сама с учетом
собственной специфики, нормативно они не установлены.
Еще одним инструментом контроллинга является анализ отклонений и их
причин, который позволяет
оценивать эффективность
приятий с точки зрения достижения стратегических целей и своевременно
вносить корректировки в текущие и стратегические планы (проактивное
управление, свойственное контроллингу).
5. Структура службы контроллинга, её место в организационной структуре
предприятия
На рис. 4 представлены факторы и варианты организации службы контрол-
линга, выделенные мной на основании анализа имеющихся в литературе
точек зрения. В России в большинстве случаев служба контроллинга нахо-
дится в составе финансово-экономической службы предприятия, и главный
контроллер подчиняется руководителю финансово-экономической службы
(финансовому директору).
Рассмотрение истории возникновения контроллинга позволило выявить
макроэкономические условия, при которых он возник. Были выявлены раз-
нообразные подходы к определению этого понятия. Причем выделено, что
эволюция контроллинга совпадет с эволюцией подходов к управлению: от
процессного подхода к системному и ситуационному. Сформулирована ав-
торская точка зрения на определение контроллинга: контроллинг как система
управления; рассмотрены два подхода к определению этой системы: через
функциональные области
и через взаимосвязанные
в статье выделены и определены следующие элементы системы контроллинга:
цели, задачи, функции, принципы, методы и инструменты, информационное
обеспечение, система документооборота, структура службы контроллинга и
ее место в организационной структуре предприятия. При построении системы
контроллинга на предприятии недостаточно только системного подхода, необ-
ходимо учитывать, что организация – открытая система, взаимодействующая
с быстроразвивающейся, динамичной внешней средой. Соответственно, на
то, какой будет система контроллинга на каждом конкретном предприятии,
влияет ряд ситуационных факторов (ситуационный подход), которые требуют
дополнительного изучения и анализа.
Список литературы
1. Kaplan Robert S. The strategy-focused organization: how balanced scorecard
companies thrive in the new business environment / Robert S. Kaplan, David P.
Norton. — Harvard Business School Publishing Corporation, 2001.
2. Анискин Ю. П.
Планирование и контроллинг:
неджмент орг.» / Ю. П. Анискин, А. М. Павлова. – 2-е изд. – М.: Омега-Л,
2005 г.
3. Даниэль Г. Контроллинг. Часть II: Сравнение плановых и фактических по-86
казателей / Г. Даниэль. — 25 международная серия. Институт содействия
экономике Федеральной палаты экономики Австрии – Группа техники и
экономики производства. Вена, 1993.
4. Контроллинг в
бизнесе. Методологические и
ения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г.
Примак, С. Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2003.
5. Контроллинг как
инструмент управления
В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н. Г. Данилочкиной. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Майер Э. Контроллинг
как система мышления и
Ю. Г. Жукова и С. Н. Зайцева / Э. Майер; Под ред. С. А. Николаевой. – М.:
Финансы и статистика, 1993.
7. Манн Р. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю. Г. Жукова / Р. Манн,
Э. Майер; Под ред. и с пред. д-ра экон. наук В. Б. Ивашкевича. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1995.
8. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.
– М.: Дело, 1998.
9. Попова Л. В. Контроллинг: Учебное пособие / Л. В. Попова, Р. Е. Исакова,
Т. А. Головина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
10. Уткин Э. А.
Контроллинг: российская
нюк. – Финансы и статистика, 1999.
11. Фольмут Х. Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Х. Й.
Фольмут; Под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича и Е. Н. Тихоненковой. – М.:
Финансы и статистика, 1998.
12. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Д.
Хан; Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича.
– М.: Финансы и статистика, 1997