Контрольная работа По дисциплине : Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Развитие интеграционных процессов между Россией и странами СНГ………………………………………………………………………….……..5
1.1 Основные направления внешнеэкономической деятельности России на пространстве СНГ………………………………………………………...……5
1.2. Развитие интеграционных процессов в СНГ………………………...7
1.3.Общая характеристика экономических взаимоотношений в СНГ на современном этапе……………………………………………………………....12
1.4. Россия: ее безопасность и экономические связи в СНГ…………...19
Глава 2.Оценка внешнеэкономических связей России и стран СНГ на современном этапе………………………………………………………………22
2.1.Торгово-экономические связи России со странами СНГ………….22
2.2.Инвестиционные связи между Россией и странами СНГ……….....30
2.3. Научно-техническое сотрудничество между РФ и странами СНГ………………………………………………………………………….……33
Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ………………………………………………………..…………..35
3.1. Перспективы межрегионального сотрудничества России и стран СНГ………………………………………………………………….……………35
3.2. Состояние и тенденции развития внешнеэкономических связей регионов России со странами СНГ………………………………………….….37
Заключение…………………………………………………………………….…42
Список использованной литературы………………………………………..….45

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика.docx

— 93.83 Кб (Скачать документ)

Взаимная торговля в  рамках СНГ в относительном выражении  сокращается. В общем объеме внешнеторгового  оборота России на долю стран СНГ  приходилось в 1995 г. 22,6%, 2000 г. 18,6%, в 2006 г. 14,7%.3

Уровень инвестиционного  сотрудничества России со странами СНГ, призванный обеспечивать устойчивое и  эффективное развитие интеграционного  процесса, также далек от необходимого.

Модель формирования Экономического союза двенадцати стран СНГ копировалась с Европейского Союза. Авторы идеи Экономического союза совершенно проигнорировали  тот факт, что рыночная среда в  странах СНГ только-только начинала складываться; для такого союза явно отсутствовали как тогда, так  и в краткосрочной перспективе  материальные и политические предпосылки. В итоге к настоящему моменту  из 1600 соглашений, принятых в рамках СНГ за его 15-летнюю историю, были реализованы лишь 10%.

_________

3Алчинов В.М. Международная экономическая интеграция и СНГ// СНГ Ежегодник/ ДА МИД России. Институт актуальных международных проблем. – М.: Научная книга, 2004

Страны СНГ не соответствуют  необходимому уровню интеграционной зрелости. Для них характерен значительный разброс по степени развитости рыночных структур, по уровню технико-экономического развития, открытости экономик и демократичности  политической системы. В результате нынешний уровень развития межфирменной (микроэкономической) кооперации производства стран СНГ крайне низок. Опыт западноевропейской интеграции и некоторых других успешно развивающихся объединений (АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР) свидетельствует о том, что основа интеграционных процессов складывается именно на микроуровне, в виде взаимовыгодного сотрудничества отдельных территорий (административно-хозяйственных единиц) стран, конкретных компаний, банков, финансово-промышленных групп, их совместных инвестиционных проектов, создания смешанных предприятий. От этого зависит прочность такой группировки и взаимная заинтересованность ее участников.

Длительное доминирование  ТЭК и первичных стадий обработки  оказывает дезинтеграционный эффект из-за обострения конкуренции однотипной продукции как на внутренних рынках, так и на рынках третьих стран. Слабо диверсифицированная экономика  и неразвитый сектор услуг выступают  серьезным структурным барьером для интеграционных процессов в рамках СНГ.

Диспропорции, порождаемые  неравномерной модернизацией экономики  в странах СНГ, сопровождаются усилением  социального, экономического и регионального  неравенства, что вызывает глубокие общественные противоречия, сказывается  на стабильности и устойчивости этих стран, а также находит преломление  в реализации региональных интеграционных процессах, которые трудно наполнить  адекватным экономическим содержанием. Видимые неудачи в функционировании СНГ во многом способствовали созданию внутри него целого ряда международных  объединений: Союзного государства  с Белоруссией, Таможенного Союза, Зоны Свободной Торговли, ЕврАзЭС и др.

 

1.3. Общая характеристика экономических взаимоотношений в СНГ на современном этапе

 

Общие параметры сотрудничества России со странами СНГ на сегодняшний  день состоят в следующем: «экономическое сотрудничество России со странами СНГ  развивается на приоритетной основе с учетом необходимости обеспечения ведущей экономической роли России в процессе взаимной интеграции с каждым из этих государств, поэтапного формирования с ними единого экономического пространства.

Отношения России со странами СНГ строятся как на многосторонней, так и двусторонней основе путем  заключения с ними договоров, соглашений и других документов, регламентирующих процессы дальнейшего углубления экономической  интеграции с этими государствами».

Экономическое сотрудничество России с отдельными странами СНГ  за десятилетний период существования  Содружества развивалось довольно неравномерно в основном в связи  с имеющимися различиями в содержании и темпах проводимых ими экономических  реформ, неустойчивостью национальных валют, их неконвертируемостью на международном  рынке.

Предпринятые Россией  и странами СНГ в последующие  годы меры по развитию интеграционных процессов были направлены на сближение  экономических преобразований, создание более свободных режимов торговли, упорядочение платежно-расчетных отношений, развитие отдельных производственно-технологических  связей и реализацию других мер, обеспечивающих динамичное взаимодействие их экономик.

Более ускорено и углубленно развивается внешнеэкономическое  сотрудничество России и Белоруссии в рамках создаваемого ими Союзного государства, а также со странами Евразийского экономического сообщества (с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией  и Таджикистаном), экономическая  отдача от углубления интеграции с которыми проявляется в более высоких темпах роста товарооборота, усилении производственно-технологической взаимодополняемости их экономик, развитии межрегионального сотрудничества.

Все это позволило обеспечить в 2000-2001 годах определенный позитивный перелом в экономических отношениях России со странами СНГ.

Товарооборот России со странами СНГ в 2000 году составил 27, 7 млрд. долларов, или вырос по сравнению с 1999 годом на 23, 6%, в том числе с Белоруссией - на 32, 6% и странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - на 42,4 процента.

Сложившиеся в 2000 году тенденции во взаимоотношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ продолжали оказывать влияние на развитии торгово-экономического сотрудничества и к 2003-2004 гг.

Взаимный товарооборот России и стран Содружества составил в 2003 году 28, 4 млрд. долларов, или с ростом к 2002 году на 2, 8%, в том числе экспорт из России в страны СНГ - 15, 3 млрд. долларов (на 7, 5%), импорт в Россию из них - 13, 1 млрд. долларов (снижение на 2, 3%).4

Положительное сальдо торговли России со странами Содружества составило  в прошлом году 2,2 млрд. долларов, или увеличилось по сравнению с 2000 годом в 2,7 раза, а удельный вес товарооборота России с ними в общем объеме российского внешнеторгового оборота - 18,2%, или сохранился примерно на уровне 2000 года.

Рост российского экспорта в страны СНГ в 2001 году обеспечивался за счет увеличения поставок продукции перерабатывающих отраслей промышленности, и в первую очередь, машиностроительной (рост на 32%),

___________

4Барковский А. Десять лет СНГ: накопленный опыт и перспективы. Резервы взаимодействия стран Содружества далеко не исчерпаны // Проблемы современной экономики. №3, 2002.

металлов и изделий  из них (на 31%), продукции химической промышленности (на 17%).

В товарной структуре экспорта России странам СНГ продолжают преобладать  топливно-энергетические ресурсы, доля которых в общем объеме российского  экспорта в эти государства составила  в 2004 году 42,5% против 48, 2% в 2000 году, машины и оборудование - соответственно 23,9% и 20, 3%, металлы и изделия из них - 10% и 7,5%, продукция химической промышленности -10, 5% и 8,8 процента.

В структуре российского  импорта из стран СНГ по-прежнему преобладают продовольственные  товары и сельскохозяйственное сырье  для их производства, доля которых  в общем объеме импорта из этих государств составила 20,4%, металлы и изделия из них - 18,1%, машины и оборудование - 17,8%, продукция химической промышленности - 14,8%, топливно-энергетические ресурсы - 10,4 процента.

К 2003 году возрос объем торговли с Арменией (на 77%), Грузией (на 19%), Казахстаном (на 6%), Молдавией (на 9%), Узбекистаном (на 5%) и Украиной (на 5%) и снизился с Азербайджаном (на 22%), Киргизией (на 25%), Таджикистаном (на 32%) и Туркменистаном (более чем в 3,4 раза).5

Значительное сокращение торговли России с Туркменистаном связано  с сокращением закупок Россией  в этом государстве природного газа.

Товарооборот России со странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в прошлом году сохранился на уровне 14,2 млрд. долларов. Удельный вес торговли с ними в общем товарообороте России с государствами Содружества составил 56 процентов.

Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ остаются Украина, а также входящие в ЕврАзЭС Белоруссия и Казахстан, удельный вес которых в общем объеме взаимной торговли с государствами Содружества составил, примерно, как и в предыдущие годы, 90 процентов.

________

5Барковский А. Десять лет СНГ: накопленный опыт и перспективы. Резервы взаимодействия стран Содружества далеко не исчерпаны // Проблемы современной экономики. №3, 2002.

Дальнейшее углубление экономической  интеграции России и стран СНГ  неразрывно связано с процессами преодоления Россией и странами СНГ последствий экономического кризиса, согласования и координации  действий стран в решении экономических  проблем, совершенствования нормативно-правовой базы их отношений и механизма  ее реализации.

Важное значение для развития интеграционных процессов в рамках СНГ приобретает решение проблем, связанных с формированием зоны свободной торговли, предусматривающей  снятие каких-либо барьеров и ограничений  во взаимной торговле и переход при  этом на общепринятый в мировой практике принцип взимания косвенных налогов  «по стране назначения».

С большинством стран СНГ  достигнуты договоренности по всему  комплексу вопросов по установлению с ними режима свободной торговли.

Вместе с тем, еще требуется  ускорить согласование с Украиной, и Таджикистаном принципов взимания косвенных налогов во взаимной торговле.

При этом с Украиной необходимо преодолеть ее жесткую позицию, выражающуюся в несогласии с сохранением Россией  взимания косвенных налогов «по  стране происхождения» при экспорте в эту страну нефти, стабильного  газового конденсата и природного газа.

С Белоруссией требуется  договориться о сохранении в целом  во взаимной торговле принципа взимания косвенных налогов «по стране происхождения» в рамках создаваемого с ней единого Союзного государства. На расширение сферы экономических  взаимоотношений России сос гранами СНГ направлена разработка и реализация с ними долгосрочных межгосударственных программ экономического сотрудничества, подписанных с Украиной, Узбекистаном, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном и Киргизией и подготавливаемых с другими странами Содружества.

Особое внимание в них  уделяется совместным мероприятиям по созданию благоприятных условий  для деятельности их финансового  капитала в экономике друг друга.

Реализация этих мер позволит активизировать участие российских банковских и предпринимательских  структур в проводимых в странах  СНГ процессах приватизации и  акционирования, сократить количество применяемых этими странами различных барьеров и ограничений в банковской сфере (продажа товаров только за валюту, множественность курсов национальных валют) и др.

При этом особое внимание будет  уделяться развитию сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе, и прежде всего, с обладающими  мощным энергетическим потенциалом  странами (Азербайджаном, Казахстаном  и Туркменией) как в области  совместной разведки, освоении и добычи углеводородного сырья на их территориях, так и в строительстве транспортной инфраструктуры для поставки этого  сырья в Россию, а также в  страны СНГ и дальнего зарубежья  через российскую территорию.

В частности, это относится  к участию в деятельности Каспийского  трубопроводного консорциума (КТК), в финансировании которым начального этапа строительства нефтепровода стоимостью 2,6 млрд. долларов приняли участие компании России, Казахстана, США и Европы.

Важным направлением является и реализация совместных проектов в  области электроэнергетики.

Начата параллельная работа энергосистем России и Казахстана, реализуется подобный проект с Белоруссией, а также проекты транзита российской электроэнергии через Грузию и Азербайджан  в Турцию. Восстановлена параллельная работа энергосистем России и Украины, с которой предстоит решить вопросы  обеспечения поставок российской электроэнергии через ее территорию в третьи страны.

В этой связи потребуется  продолжить работу по дальнейшему сближению  и унификации их национального хозяйственного законодательства с более широким  использованием в качестве рекомендательных действующего российского законодательства.

Во взаимоотношениях России со странами СНГ потребуется также  решение проблемы сохранения внутренних рынков этих государств для сбыта готовой российской продукции.

Для российских товаропроизводителей внутренние рынки стран СНГ представляют собой довольно емкий, хорошо освоенный  рынок сбыта товаров, многие из которых  пока неконкурентоспособны в странах  дальнего зарубежья.

На государства Содружества  приходится практически весь объем  российского экспорта продукции  сельхозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов и других товаров. Из стран Содружества поставляются необходимые для жизнедеятельности экономики России марганцевые, хромовые, титановые и циркониевые руды, хлопковое волокно и другая продукция.

Поэтому, даже временная  утрата Россией своих позиций  на рынках стран СНГ негативно  сказывается на развитии ее экономики.

В связи с этим потребуется  согласовать со странами СНГ ограничения  на ввоз из третьих стран тех видов  продукции, объемы производства которых в рамках Содружества позволяют удовлетворить в ней собственную потребность, например зерноуборочные комбайны в России, трубы большого диаметра на Украине, карьерные самосвалы в Белоруссии и т.д.

Информация о работе Контрольная работа По дисциплине : Рынок ценных бумаг