Контрольная работа По дисциплине : Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:52, контрольная работа

Описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Развитие интеграционных процессов между Россией и странами СНГ………………………………………………………………………….……..5
1.1 Основные направления внешнеэкономической деятельности России на пространстве СНГ………………………………………………………...……5
1.2. Развитие интеграционных процессов в СНГ………………………...7
1.3.Общая характеристика экономических взаимоотношений в СНГ на современном этапе……………………………………………………………....12
1.4. Россия: ее безопасность и экономические связи в СНГ…………...19
Глава 2.Оценка внешнеэкономических связей России и стран СНГ на современном этапе………………………………………………………………22
2.1.Торгово-экономические связи России со странами СНГ………….22
2.2.Инвестиционные связи между Россией и странами СНГ……….....30
2.3. Научно-техническое сотрудничество между РФ и странами СНГ………………………………………………………………………….……33
Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ………………………………………………………..…………..35
3.1. Перспективы межрегионального сотрудничества России и стран СНГ………………………………………………………………….……………35
3.2. Состояние и тенденции развития внешнеэкономических связей регионов России со странами СНГ………………………………………….….37
Заключение…………………………………………………………………….…42
Список использованной литературы………………………………………..….45

Работа состоит из  1 файл

Мировая экономика.docx

— 93.83 Кб (Скачать документ)

Это тем более важно, что  в последние годы прослеживается определенная тенденция на переориентацию отдельных стран Содружества  на решение своих экономических  задач вне рамок СНГ, с расчетом на возможность значительного расширения отношений со странами дальнего зарубежья.

Так, удельный вес их экспорта в страны дальнего зарубежья по сравнению  с общим объемом экспорта составил в 2003 году у Азербайджана93% против 58% в 1994 году, Армении соответственно - 70% и 27%, Грузии - 57% и 25% и Украины - 71% и 45 процентов. Соответствующим образом происходит и рост их импорта из стран дальнего зарубежья.6

Актуальным для России остается развитие сотрудничества со странами СНГ в оборонных отраслях промышленности, более 80% продукции которых производится в рамках кооперационных связей. Для создания самостоятельного производства этой продукции потребовались бы затраты в объеме 5 млрд. долларов.

Развитию экономики России способствует создание межгосударственных и транснациональных  финансово-промышленных групп и  объединений за счет концентрации ими  финансовых, материально-технических  и интеллектуальных ресурсов на наращивании  производства и реализации конкурентоспособной  на мировых рынках продукции.

К настоящему времени в  Российской Федерации зарегистрированы лишь 11 межгосударственных (МФПГ) и 5 транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ) с участием предприятий и организаций стран СНГ. Рассматривается возможность создания еще более десятка подобных структур, в том числе в области систем и средств противовоздушной обороны, телекоммуникаций и связи и др.

С целью придания еще большего импульса этой работе необходимо обеспечить гармонизацию национальных законодательств  в области создания таких структур, и прежде всего, с нашими крупнейшими  торговыми партнерами среди стран  СНГ - Казахстаном и Украиной, которые еще не создали необходимые условия по их формированию. На развитие экономических отношений со странами СНГ продолжает оказывать влияние проблема погашения ими задолженности за предоставленные им ранее Россией государственные кредиты и поставленную российскими

__________

6Исингарин Н.К. 10 лет СНГ: Проблемы, поиски, решения. - СПб: «Паллада-медиа», «СЗРЦ «Русич». -2001. - 400 с.

хозяйствующими субъектами продукцию.

Из указанной задолженности  значительную часть занимают долги  за предоставленные государственные  кредиты (свыше 5 млрд. долларов), которые в основном урегулируются путем переноса сроков их погашения на более поздний период, передачи России в полную или частичную собственность объектов недвижимости на территории стран СНГ, а также зачета платежей России за аренду отдельных объектов на их территории (Казахстан и Украина).

В общем объеме долгов за поставленную российскими хозяйствующими субъектами продукцию основная часть  задолженности стран СНГ приходится на топливно-энергетические ресурсы, которая  составляет по расчетам примерно 3, 8 млрд. долларов. В основном должниками России являются предприятия Украины, Молдавии и Казахстана.

Учитывая неспособность  предприятий большинства стран  СНГ погасить свои долги перед  российскими хозяйствующими субъектами в денежной форме, представляется целесообразным шире практиковать возможность их погашения  в имущественной форме теми объектами  на их территории, которые представляют интерес для России.

При этом потребуется задействовать  потенциал не только двусторонних межправительственных комиссий по сотрудничеству, на которых  рассматривать возникающие у  России во взаимоотношениях со странами СНГ проблемы, но и встречи на высшем уровне с привлечением к участию  в них российских деловых и  предпринимательских кругов.

 

1.4.Россия: ее безопасность и экономические связи в СНГ

 

Начало реформ в России совпало  с распадом единого экономического пространства, упразднением союзного командно-административного механизма  управления внешнеэкономической деятельностью  и ликвидацией СЭВ. Кардинальное изменение геополитических и  геоэкономических реалий в мире повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию. В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной из главных причин их свертывания.

Другими основными обстоятельствами, повлекшими снижение товарооборота  России с бывшими партнерами по Союзу (исключая Украину и Белоруссию), следует считать существенные различия в уровне экономического развития РФ в сравнении с другими республиками. Отсутствие в большинстве постсоветских  стран институциональной инфраструктуры рыночного механизма - основной серьезный  тормоз на пути налаживания многостороннего  сотрудничества в рамках Содружества.

Чтобы преодолеть негативное воздействие  отмеченных обстоятельств, все без  исключения постсоветские государства  стали широко использовать подход национально-хозяйственного прагматизма в выборе своих внешнеторговых партнеров. В новых условиях они  взяли также курс на снижение степени  зависимости от России, постепенную  переориентацию хозяйственных связей на Запад.

Россия же этим принципом по существу не руководствуется до сегодняшнего дня. Это достаточно подробно иллюстрировалось выше на примере энергетической проблемы. Наряду с этим, экономические отношения  со странами СНГ развиваются медленнее, чем со странами дальнего зарубежья.

Россия сохранила торгово-экономические  отношения с Белоруссией, которая  всегда рассматривалась Москвой  в качестве ключевого звена, по сути, единого машиностроительного комплекса  двух стран. В первой половине 90-х  годов Белоруссия последовала примеру  других постсоветских стран в  поиске выгодных внешних партнеров. Однако ориентация преобладающей части  готовой продукции отечественной  промышленности на рынки России и  других стран СНГ не позволила  республике в одночасье изменить радикальным образом географическую структуру своей внешней торговли. Республика вынуждена по-прежнему сохранять  привязанность к рынкам постсоветских  стран. В 1999 г. объем ее внешней торговли с государствами СНГ составлял 62,9% в общем товарообороте. В то же время удельный вес стран Содружества во внешнеторговом обороте России в течение 90-х годов значительно понизился, остановившись в последние годы на уровне 21-22%.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________

7Москвин Л. СНГ: 1991-2002 некоторые итоги // Проблемы современной экономики. №11, 2002.

 

Глава 2. Оценка внешнеэкономических связей России и стран СНГ на современном этапе 
 
2.1. Торгово-экономические связи России со странами СНГ

 

Для российских товаропроизводителей внутренние рынки стран СНГ представляют собой довольно емкий, хорошо освоенный  рынок сбыта товаров, многие из которых  пока неконкурентоспособны в странах дальнего зарубежья.

Значительную часть в  структуре экспорта России в страны СНГ составляют топливно-энергетические ресурсы - нефть, нефтепродукты, газ, уголь, мазут, дизельное топливо. В среднем  доля минеральных продуктов составляет половину стоимости экспортных поставок.

Крупными статьями российского  экспорта в страны Содружества являются машины и оборудование (более 18% стоимости  экспорта), продукция химической промышленности (более 10%), металлы и драгоценные  камни (10%). В государства СНГ вывозится  подавляющая часть российского  экспорта продукции сельскохозяйственного  машиностроения, двигателей внутреннего  сгорания, электрических аккумуляторов, железнодорожных и трамвайных вагонов и других товаров.

На государства СНГ  приходится практически весь объем  российского экспорта продукции  сельскохозяйственного машиностроения, двигателей внутреннего сгорания, электрических  аккумуляторов, железнодорожных и  трамвайных вагонов, других товаров. Из стран СНГ поставляются необходимые  для жизнедеятельности экономики  России марганцевые, хромовые, титановые  и циркониевые руды, хлопковое волокно и другая продукция.

В связи с этим потребуется  согласовать со странами СНГ ограничения  на ввоз из третьих стран тех видов  продукции, объемы производства которых в рамках СНГ позволяют удовлетворить в ней собственную потребность.

Сдерживающим фактором в  развитии межрегиональной торговли, кроме причин общеэкономического характера (неплатежеспособность предприятий  и организаций, несовершенство платежно-расчетных  отношений, высокий уровень долгов этих стран и др.), являются и сугубо специфические причины. Это: несогласованность  проводимой ими таможенной и налоговой политики, высокий уровень бартерных операций, тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, неконвертируемость национальных валют, высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги и т.д.

Например, высокие тарифы на перевозку грузов и транспортные услуги приводят к вытеснению третьими странами российских товаров с внутренних рынков стран СНГ, поскольку в  настоящее время доля транспортных расходов в цене российской продукции составляет 40-60%.

Это явилось одной из причин сокращения внешнеторговых операций между  отдельными регионами Дальнего Востока  и удаленными территориями Сибири со странами СНГ, в том числе Магаданской  области - почти в 6 раз, Сахалинской  области – более чем в 2 раза, Республики Тыва – в 1,8 раза.8

Тарифы, взимаемые в Казахстане за железнодорожный транзит грузов, во многом делают нерентабельной значительную часть товаров, экспортируемых Россией в Узбекистан и Киргизию.

Существует ряд проблемных вопросов в осуществлении внешнеторговой деятельности субъектов РФ с Республикой  Беларусь. Так, белорусская сторона устанавливает ограничения в отношении российских товаров, ввозимых в Белоруссию (табачные изделия, пиво, химические средства защиты растений, ковры и текстильные напольные покрытия, мыло, маргарин, мука, крупа, хлебобулочные изделия, дрожжи, смеси и продукты для кормления животных, океаническая рыба и морепродукты, жиры и масла

___________

8Россия в цифрах: Кратк. стат. сб./ Госкомстат России. - М., 2001. – 397 с.

 

животного и растительного  происхождения, сахар белый, ячмень пивоваренный), что противоречит двусторонним соглашениям.

Анализ динамики и структуры  торгово-экономических отношений.В новых условиях хозяйствования за период с 1992 по 2004 г. в динамике отмечались подъемы и снижения объемов внешнеторгового оборота (рис.1). Рост объемов внешней торговли России со странами СНГ с 1992 по 1997 гг. был обусловлен переходом на тарифные методы регулирования, постепенным снижением роли количественных ограничений и выходом на внешний рынок большого количества хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Рост валютной стоимости экспорта и импорта в страны СНГ в 1992-1997 гг. происходил не в материально-вещественном, а в финансовом аспекте. Невысокие значения стоимости внешней торговли со странами СНГ не связаны с физическими объемами товарообмена и представляли собой следствие пересчета в доллары США с помощью валютного курса, который в то время был сильно завышен.

 

Рис.1 Динамика внешней торговли России со странами СНГ

Вследствие девальвации  российского рубля в 1998 - 1999 гг. наблюдалось  значительное понижение объемов  внешней торговли России со странами Содружества.

Резкое падение курса  рубля обусловило сокращение объема импорта, а банкротство ряда ведущих  российских коммерческих банков привело  к параличу платежной системы, что  в свою очередь негативно сказалось  на исполнении экспортных обязательств.

Финансовый кризис, разразившийся  в России в августе 1998 г., в значительной степени повлиял на экономику  всех стран Содружества, ухудшив торгово-экономическое и финансовое положение России и СНГ в мировой хозяйственной системе, качественно и количественно изменив экономические позиции России и отдельных стран внутри Содружества. После значительного падения курса российского рубля девальвировались практически все национальные валюты стран Содружества, прежде всего это ощутили валютные рынки Украины и Беларуси. Разрушенные кризисом финансовые рынки практически парализовали в конце 1998 г. работу банковской системы и сделали невозможным проведение эффективной денежно-кредитной политики.

В результате кризиса августа 1998 г. в России многие страны СНГ  утратили возможность платить по своим внешним долгам, увеличились  задолженность хозяйствующих субъектов, а также долги по государственным  кредитам, прежде всего перед Россией. Инвестиционные риски оставались достаточно высокими. Если в 1992 г. бюджетный дефицит  имели пять стран СНГ, то в 1998-1999 гг. бюджеты всех стран стали дефицитными. Такое положение с национальными  бюджетами было обусловлено трудностями  с развитием реального сектора.9

Негативные последствия  отражаются на экономике стран Содружества до сих пор.

Кроме того, к 1998 г. страны СНГ  практически исчерпали возможности  экстенсивного наращивания физических объемов экспортных поставок.

____________

9Россия в цифрах: Кратк. стат. сб./ Госкомстат России. - М., 2001. – 397 с.

Дальнейшее повышение  объемов экспорта влечет за собой  дефицит на внутреннем рынке ряда жизненно важных товаров: энергоносителей, минеральных удобрений и др.

1998 г. характеризовался  также существенным ухудшением  международной хозяйственной конъюнктуры,  обвальным падением мировых цен  на большинство видов сырья  и материалов. Расчеты показывают, что российские экспортеры минерального  топлива из-за снижения мировых  цен понесли убытки на сумму около 11 млрд. долл., а по всему экспорту валютные потери оцениваются на уровне 15 млрд. долл.

Информация о работе Контрольная работа По дисциплине : Рынок ценных бумаг