Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:36, контрольная работа
Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Введение
1. Исторические этапы зарождения управленческой мысли
1.1 Древние Века
1.2 Средние века
1.3 Новое время
2. Развитие управленческой мысли с позиции научных школ
2.1 Школа научного управления
2.2 Административная (классическая) школа.
2.3 Школы человеческих отношений и поведенческих наук
2.4 Школа науки управления (количественная школа)
3. Основные подходы в теории и практике управления
3.1 Процессный подход к управлению
3.2 Системный подход к управлению
3.3 Ситуационный подход к управлению
4. Развитие управленческой мысли в России
Заключение
Список литературы.
Содержание
Введение
1. Исторические этапы
зарождения управленческой
1.1 Древние Века
1.2 Средние века
1.3 Новое время
2. Развитие управленческой мысли с позиции научных школ
2.1 Школа научного управления
2.2 Административная (классическая) школа.
2.3 Школы человеческих отношений и поведенческих наук
2.4 Школа науки управления (количественная школа)
3. Основные подходы в теории и практике управления
3.1 Процессный подход к управлению
3.2 Системный подход к управлению
3.3 Ситуационный подход к управлению
4. Развитие управленческой мысли в России
Заключение
Список литературы.
Введение
Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Любая наука базируется на
использовании исторического
Наука управления в этом
отношении мало отличается от других
наук. Как и любая наука, она
интересуется прошлым, настоящим и
будущим. Анализ прошлого позволяет
лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать
будущее развитие. Знание и осмысление
прошлого способствует лучшему пониманию
современного состояния науки, а
также появлению и формированию
новых идей. Развитие науки управления
свидетельствует, что нежизненные
концепции гибли, а оставались только
самые ценные, проверенные практикой
и временем. В реферате я ставлю
цель рассмотреть историю развития
управленческой мысли, которая способствовала
формированию специальной области
знания - науки управления в контексте
её исторических этапов развития с
позиций исторически
История развития управления имеет свой предмет исследования, им является управленческая мысль.
Между историей развития управления
и процессом развития системы
управления нельзя ставить знака
равенства. Как правило, история
развития управленческой мысли опережает
процесс совершенствования
1. Исторические этапы
зарождения управленческой
1.1 Древние Века
В развитии теории и практики управления выделяют несколько исторических периодов зарождения и развития исторической мысли:
- первые, самые простые,
зачаточные формы упорядочения
и организации совместного
- переход к производящей
экономике стал точкой отсчета
в зарождении управления, вехой
в накоплении людьми
- египетское искусство
по возведению пирамид и
- кодекс вавилонского
царя Хаммурапи установил
География зарождения управленческой
мысли в Древние века не ограничивалась
одним каким-то регионом. Идеи эффективного
управления государством, строительством,
сельским хозяйством и т.д. высказывались
мыслителями не только Древнего Вавилона,
но и Египта (Птаххотеп), Китая (Конфуций,
Лао-Цзы), Греции (Сократ, Платон, Аристотель,
Демокрит, Лукреций, Кар), Индии (Артхашастра),
Древнего Рима (Теренций Варрон, Катон,
Калумелла, Диоклетиан) и других государств.
Наиболее зрелыми с точки зрения
научной обоснованности высказываемых
управленческих идей явились работы
древнегреческих философов. Сократ
считал, что правители, способные
мудро и справедливо управлять
государством, - это не те, кто выбран
или получил власть путем обмана,
а те, кто умеет это делать.
Другой греческий философ Платон,
может быть, один из первых среди
ученых, исследовавших вопросы
1.2 Средние века
В средние века (V-ХVI вв.), включающие
в себя более чем тысячелетнюю
эпоху наиболее значимыми фигурами
в плане исследуемой темы, оставившими
после себя заметный след в области
социального управления, являются флорентийский
государственный деятель и
Н. Макиавелли - основоположник новой науки - науки государственного управления. С его именем связывают введение самого термина «государство», который он трактовал как “аппарат власти во главе с государем-правителем”. В своих основных трудах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции» он попытался прежде всего доказать, что возникновение государства - это не результат божественного предопределения, а объективная историческая необходимость - фортуна. Именно фортуну он считал 1-й движущей силой, с которой могла сопрягаться 2-я движущая сила - личная энергия. Во второй половине XX века политологи, историки, специалисты по менеджменту проявили к Н.Макиавелли повышенное внимание. В его произведениях -- политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах -- обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.-- 5-е изд. -- М.: Академический Проект: Трикста, 2005. Конец Средневековья охарактеризовался рождением новых социально-политических взглядов на личность, общество, собственников. Заметное место среди них в умственной жизни европейского общества занимали идеи социалистов-утопистов: Т. Мора и Т. Кампанеллы, которые в своих трудах «Утопия» и «Город Солнца» попытались доказать, что успешное ведение государственных дел возможно только там, где уничтожена частная собственность.
1.3 Новое время
Период с ХVII в. по ХIХ в. явился последней и самой крупной вехой в развитии донаучной управленческой мысли. Наиболее весомый вклад в становление теории управления внесли преимущественно английские философы, экономисты и практики. Томас Гоббс в своей работе «Левиафан…» утверждал, что естественное состояние человека было основано на правиле «Человек человеку - волк», отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1998. Однако присущий человеку инстинкт самосохранения и способность здраво рассуждать позволили людям определить условия, при которых можно было избежать неприятностей естественного состояния. Эти условия - естественные законы: стремление к миру, отказ от чести своих прав ради мира и безопасности, соблюдение заключенных договоров и др. Однако естественные законы должны быть подкреплены властью государства, что обеспечит их выполнение. Государство обязано обеспечить безопасность граждан, поощрять торговлю, гарантировать свободу, которая есть право делать все, что не запрещено законом, бороться с идеологией, ведущей к распаду государства. Джон Локк также посвятил свои работы проблемам государственного устройства и управления. Соглашаясь с Т. Гоббсом в том, что люди по общему согласию создают государство, далее, в отличие от него, утверждал, что они же определяют и границы полномочий государства, которые должны быть достаточными для реализации гражданских интересов индивидов - главной цели всякого политического сообщества. Средствами для этого должны послужить законность, разделение властей, оптимальная форма правления и даже право народа на восстание при злоупотреблении властью. Государственное управление должно строиться на провозглашенных народом и известных ему законах. Идею разделения властей в дальнейшем развил французский мыслитель Ш.Л. Монтескье. Его учение оказало существенное влияние на развитие теории и практики правовой государственности. Мощным толчком к развитию управленческой мысли стала промышленная революция, начавшаяся в середине ХVIII в. в Англии. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Здесь необходимо назвать имена англичан-предпринимателей, инженеров, ученых, которые обратили внимание не только на инженерно-технические аспекты производства, но и социально-психологические: М. Болтона, Д. Уатта, Р. Аркрайта, Э. Юра, Ч. Бэббиджа. Одним из первых примеров комплексного научного подхода к управлению производством имел место в компании М. Болтона и Д. Уатта, где рабочий процесс стал осуществляться по заранее составленному проекту. Были изучены скорости каждой машины, с тем, чтобы узнать их производительность. После этого трудовые операции расчленили на более мелкие элементы, проанализировав которые, отбросили лишнее и составили новые, но уже более рациональные. По сути дела, был применен хронометраж, который позднее получил завершение у Тейлора. Кроме этого были осуществлены и другие инновации: стандартизированы и разбиты по группам производственные задачи, благодаря чему удалось осуществить тарификацию оплаты труда в зависимости от его содержания; введено дополнительное вознаграждение рабочих за превышение выработки; организован экономический учет. Большое внимание было уделено поддержанию высокой трудовой морали и удовлетворенности не только работой, но и всей производственной сферой: на выгодных для рабочих условиях строили жилые дома, практиковался так называемый заботливый стиль управления. Ряд идей научного подхода к управлению производством были высказаны также Р. Аркрайтом, Ч. Бэббиджем и Э. Юром. Англичанин Р. Аркрайт, официально считавшийся изобретателем прядильной машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы прядильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, рационального размещения оборудования, координации работы машин и работников, обеспечения дисциплины труда ему удалось добиться непрерывности технологических процессов, что, в свою очередь, позволило существенно снизить издержки производства и добиться значительных успехов в борьбе с конкурентами. В сущности, Р. Аркрайт заложил основы того, что в современном менеджменте называется организацией производства. Ч. Бэббидж в своей книге «Экономика машин и промышленных предприятий», явившейся фактически первой в мире публикацией в области управления, обосновал необходимость разделения труда и специализации. Надо отметить, что Ч. Бэббидж в этом отношении не был пионером. Более чем за полвека до него А. Смит в своем труде “Богатство народа” достаточно убедительно доказал преимущества разделения физического труда. Ч. Бэббидж развил эту идею дальше, применив ее к сфере умственного труда. Его соотечественник Э. Юр в книге “Философия производства” изложил общие принципы, на основе которых должно быть организовано материальное производство с помощью самостоятельно функционирующих машин. Таким образом, соглашаясь с необходимостью специализации, обоснованной А. Смитом и Ч. Бэббиджем, Э. Юр пошел дальше, обосновывая необходимость замены ручного труда специалистов машинами. Особо следует сказать о Р. Оуэне, который больше известен как представитель последней волны социалистов-утопистов, хотя с точки зрения его вклада в теорию и практику социального управления - это выдающаяся фигура. Он стал первым реформатором во взглядах на управление организацией. Среди тех благ, которыми обеспечивались его рабочие, были приличное жильё, бесплатное образование для детей и сельский магазин, где продукты отпускались по их себестоимости, запретил труд детей не достигших 10 лет, сократил продолжительность рабочего дня с 14 до 12 часов, развивал материальную заинтересованность с помощью дополнительных выплат за хорошую работу. Гончарова Н. Е. Теория управления: Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2006. В период бурного развития в ХХ в. капиталистического строя динамично рождались и развивались параллельно общественно-политические идеи в социальной сфере и организационные - в экономической.
2. Развитие управленческой мысли с позиции научных школ
2.1 Школа научного управления
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910г. Л. Брайдейсом.
Научное управление наиболее
тесно связано с работами Ф.У.
Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет
и Генри Гантта. Эти представители
научного подхода к управлению полагали,
что, используя наблюдения, замеры,
логику и анализ можно усовершенствовать
многие операции ручного труда, добиваясь
их более эффективного выполнения.
Первой фазой методологии научного
управления был анализ содержания работы
и определение ее основных компонентов.
Метод исследования Тейлора заключался
в расчленении процесса физического
труда и его организации на
составные части (труд исполнительский
и труд распорядительский) и последующем
анализе этих частей. Целью Тейлора
было создание системы научной организации
труда, базирующейся на основе экспериментальных
данных и анализе процессов
Философскую основу системы
Тейлора составила концепция
так называемого экономического
человека, получившая в тот период
широкое распространение. В основе
этой концепции лежало утверждение
о том, что единственным движущим
стимулом людей являются их потребности.
Тейлор считал, что с помощью соответствующей
системы оплаты труда можно добиться
максимальной его производительности.
Другой принцип системы Тейлора
заключался в провозглашении единства
экономических интересов
Появление концепции научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.
2.2 Административная (классическая) школа
Авторы, которые писали о
научном управлении, в основном посвящали
свои исследования тому, что называется
управлением производством. Они
занимались повышением эффективности
на уровне ниже управленческого. В отличии
от них, авторы, которые считаются
создателями школы
Информация о работе Контрольная работа по "Истории управления мысли"