Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:36, контрольная работа
Создание принципиально новой системы управления в России, является неотъемлемой составляющей построения нового общества.
Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Введение
1. Исторические этапы зарождения управленческой мысли
1.1 Древние Века
1.2 Средние века
1.3 Новое время
2. Развитие управленческой мысли с позиции научных школ
2.1 Школа научного управления
2.2 Административная (классическая) школа.
2.3 Школы человеческих отношений и поведенческих наук
2.4 Школа науки управления (количественная школа)
3. Основные подходы в теории и практике управления
3.1 Процессный подход к управлению
3.2 Системный подход к управлению
3.3 Ситуационный подход к управлению
4. Развитие управленческой мысли в России
Заключение
Список литературы.
2.3 Школы человеческих отношений и поведенческих наук
Авторы научного управления
и классического подхода
2.4 Школа науки управления (количественная школа)
Возникновение школы науки
управления (количественная школа) в
менеджменте (1950 - по настоящее время)
связано с возникновением кибернетики
и исследований операций. Она получила
развитие в следствие широкого применения
количественного анализа при
решении военных и логических
проблем. Математика, статистика, инженерные
науки и связанные сними
3. Основные подходы в теории и практике управления
3.1 Процессный подход к управлению
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, которые объединены связующими процессами коммуникации (т.е. обмена информацией) и принятия решения. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время.
Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы по мнению авторов подхода является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация. Коммуникация - т.е. способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация -- это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми -- будь это друзья, члены семьи или коллеги -- в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.
Процессный подход был
впервые предложен
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функции. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции--планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
3.2 Системный подход к управлению
По мере того, как развивалась промышленная революция, рост крупных организационных форм бизнеса стимулировал появление новых идей относительно того, как предприятия функционируют и как нужно ими управлять. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке -- системного подхода.
В начале 20-х годов молодой
биолог Людвиг фон Берталанфи начал
изучать организмы как
Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для руководителя организации, т.к. системный подход стимулирует поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установит причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Таким образом, системный
подход -- это подход к исследованию
объекта (проблемы, явления, процесса)
как к системе, в которой выделены
элементы, внутренние и внешние связи,
наиболее существенным образом влияющие
на исследуемые результаты его функционирования
и в тоже время направление
методологии научного познания и
практической деятельности, в основе
которого лежит исследование любого
объекта как сложной целостной
социально-экономической
3.3 Ситуационный подход к управлению
Впервые «закон ситуации» Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. был сформулирован в начале 1920-х гг. Мэри Паркер Фоллет. Она утверждала, что эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниями; однако разные обстоятельства требуют разных знаний, и, соответственно, наибольших успехов в них достигают разные люди. Лучшие руководители становятся лучшими не потому, что они наделены какими-то особыми лидерскими качествами, а потому, что они соответствуют требованиям момента.
Честер Барнард в книге «Функции руководителя» выдвинул тезис о том, что приятие подчиненными руководства зависит от сочетания четырех условий:
1) понимания подчиненными
поступающих к ним
2) их веры в то, что
руководство действует в
3) их веры в то, что
интересы организации
4) их физической и психической способности подчиняться.
Однако превращение
4. Развитие управленческой мысли в России
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский, В.Н. Татищев и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности -- министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления.
В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.
Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.
Недостатком концепции трудовых установок Гастева стала слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на это, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002..
Проблемы научной организации
труда получили широкое освещение
в трудах П.М. Керженцева, который
распространил понимание
Особого внимания заслуживает
дискуссия, развернувшаяся по проблемам
развития научной организации труда
и управления в СССР в период подготовки
ко II Всесоюзной конференции по НОТ,
За несколько недель до конференции
были опубликованы две платформы
по НОТ. Одна -- от группы «Семнадцати»
во главе с Керженцевым, другая --
от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика
между двумя течениями
Крупный вклад в развитие
теоретических основ
В 30-е гг. была проделана
большая научная и практическая
работа по созданию науки об организации
производства, труда и управления,
результатом которой был выход
в свет первого советского учебника
по организации производства. В эти
же годы было положено начало формированию
системы подготовки кадров с высшим
и средним специальным
Информация о работе Контрольная работа по "Истории управления мысли"