Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:13, контрольная работа
Сущность и понятие концентрации производства, специализации и кооперирования; монополизация рынка; антимонопольная политика государства; диверсификация производства.
Техническое нормирование труда: сущность технического нормирования труда, его значение задачи; характеристика и расчет технических норм времени; норм выработки; норм обслуживания; структура технической нормы времени и характеристика ее элементов.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ №6
Концентрация производства — это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в крупных организациях (объединениях).
Концентрация производства реализуется в четырех основных формах:
− концентрация специализированного производства;
− концентрация комбинированных производств;
− кооперирование;
− увеличение мощности универсальных предприятий.
Концентрация производства позволяет
применять высокоэффективные
Концентрация производства развивается под влиянием двух факторов:
− роста потребности в определенных видах продукции;
− научно-технического прогресса в данной отрасли, открывающего возможность повышения качества продукции и снижения ее цены.
Специализация производства — выражается
в том, что каждое производство ограничивается
изготовлением определённого
Углубление специализации
Однородность производственной продукции обеспечивается:
− технологической схожестью продукции, предназначенной к непосредственному использованию потребителем;
− изготовлением отдельных узлов, блоков и деталей сложной продукции;
− выполнением отдельных, обособленных стадий технологического процесса;
− оказанием услуг вспомогательных производств.
Соответственно этому, различают четыре вида специализации предприятий:
− предметную;
− подетальную (иногда называют — узловая);
− технологическую;
− по услугам вспомогательного производства.
Предметная специализация
Подетальная специализация характеризуется сосредоточением производства отдельных деталей, полуфабрикатов, заготовок, узлов или агрегатов.
Технологическая специализация проявляется
в том, что самостоятельные
Специализация вспомогательных производств,
к которой относятся
Специализация упрощает систему управления
и обслуживания производства, сокращает
объём работ по технической подготовке,
оперативному учёту и контролю, способствует
улучшению использования
Преимущества специализации:
− повышает производительность труда;
− сокращает длительность производственного цикла изготовления деталей, их качество;
− ускоряет оборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает себестоимость продукции;
− повышает рентабельность производства.
Принцип специализации эффективен
на предприятиях всех типов (индивидуального,
серийного и массового
Показатели уровня специализации:
Кооперирование производства — представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции.
Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика.
Уровень кооперации производства характеризуют:
− коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов-поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции;
− количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
− число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий;
Кооперация считается
Виды кооперирования производства:
− кооперация «со стороны»;
− кооперация «на сторону».
− внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе);
−межрайонная.
− кооперирование на базе специализации;
− кооперирование на базе свободных производственных мощностей.
Для оценки уровня кооперирования используют следующие показатели:
− удельный вес кооперированных поставок в себестоимости готовых изделий;
− количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
− удельный вес, в общем объёме кооперации, поставок по внутрирайонному и межрайонному кооперированию.
Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счёт прекращения производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия [1].
Монополизация рынка − ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».
Действие рыночной конкуренции, свободного
рынка неизбежно порождает
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Существуют два вида антимонопольной
политики: антимонопольная политика
в отношении естественных монополий
и антимонопольная политика в
отношении искусственных
Существует большое количество определений монополии, ведь это - многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
Рассматривая каждый из этих аспектов
в отдельности следует
Монополия - это когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
Давая же определение монополии
с точки зрения рыночного поведения,
теория монополии изучает
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
− монопольно высокими ценами
− ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Признаки монополии:
1.Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
2.Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
3.Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
4.Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
5.Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
6.Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
7.При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
8.Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
9.Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия - это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
Естественная монополия
Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но такое деление не означает,
что все предприятия-
Фактически все монополии