Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание

Сущность и понятие концентрации производства, специализации и кооперирования; монополизация рынка; антимонопольная политика государства; диверсификация производства.
Техническое нормирование труда: сущность технического нормирования труда, его значение задачи; характеристика и расчет технических норм времени; норм выработки; норм обслуживания; структура технической нормы времени и характеристика ее элементов.

Работа состоит из  1 файл

экономика ОМЕХ6.docx

— 282.70 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ВАРИАНТ №6

 

 

  1. Сущность и понятие концентрации производства, специализации и кооперирования; монополизация рынка; антимонопольная политика государства; диверсификация производства.
  2. Техническое нормирование труда: сущность технического нормирования труда, его значение задачи; характеристика и расчет технических норм времени; норм выработки; норм обслуживания; структура технической нормы времени и характеристика ее элементов.
  3. Задача. Годовые затраты 360 дней на основные материалы-1800 млн. руб.; топливо-360 млн. руб.; вспомогательные материалы - 180 млн. руб.; себестоимость товарной продукции- 2880 млн. руб. Нормативы запаса в днях: основной материал- 90, топливо- 60, вспомогательные материалы – 40, готовая продукция на складе -5. Оборотные средства предприятия,  связанные в незавершенном производстве, составляют 200 млн. руб. Определить  сумму оборотных средств предприятия, коэффициент оборачиваемости и длительность одного оборота.

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КООПЕРИРОВАНИЯ; МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА; АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА; ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

 

Концентрация производства — это  сосредоточение производства одного или  нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных  и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в  крупных организациях (объединениях).

Концентрация производства реализуется  в четырех основных формах:

− концентрация специализированного производства;

− концентрация комбинированных производств;

− кооперирование;

− увеличение мощности универсальных предприятий.

Концентрация производства позволяет  применять высокоэффективные технологии, инструмент и оборудование, специализированные и специальные технологические  машины, современные методы организации  производства, комплексно использовать сырье и материалы, уменьшить  число управленческих работников, а  также реализовывать крупные  проекты по совершенствованию и  модернизации выпускаемой продукции.

Концентрация производства развивается  под влиянием двух факторов:

− роста потребности в определенных видах продукции;

− научно-технического прогресса в данной отрасли, открывающего возможность повышения качества продукции и снижения ее цены.

Специализация производства — выражается в том, что каждое производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции.

Углубление специализации дальнейшим разделением труда.

Однородность производственной продукции  обеспечивается:

− технологической схожестью продукции, предназначенной к непосредственному использованию потребителем;

− изготовлением отдельных узлов, блоков и деталей сложной продукции;

− выполнением отдельных, обособленных стадий технологического процесса;

− оказанием услуг вспомогательных производств.

Соответственно этому, различают  четыре вида специализации предприятий:

− предметную;

− подетальную (иногда называют — узловая);

− технологическую;

− по услугам вспомогательного производства.

Предметная специализация состоит  в том, что каждое предприятие  ограничивается изготовлением конструктивно-технологически однородной, конечной продукции (автомобили, телевизоры, полимерное и химическое оборудование и т.д.).

Подетальная специализация характеризуется сосредоточением производства отдельных деталей, полуфабрикатов, заготовок, узлов или агрегатов.

Технологическая специализация проявляется  в том, что самостоятельные предприятия  ограничиваются выполнением отдельных  стадий технологических процессов (автосборочный, радиосборочный заводы и т.д.).

Специализация вспомогательных производств, к которой относятся инструментальные и ремонтные цеха (завод), цеха по производству тары и упаковки и другие, осуществляется путём концентрации однородного вспомогательного производства на самостоятельных специализированных предприятиях или путём создания базовых специализированных цехов  на действующих предприятиях.

Специализация упрощает систему управления и обслуживания производства, сокращает  объём работ по технической подготовке, оперативному учёту и контролю, способствует улучшению использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех этапах производственного цикла.

Преимущества специализации:

− повышает производительность труда;

− сокращает длительность производственного цикла изготовления деталей, их качество;

− ускоряет оборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает себестоимость продукции;

− повышает рентабельность производства.

Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и массового производства), но находит он наибольшее применение в массовом производстве.

Показатели уровня специализации:

  1. Количество разнородных видов продукций, изготавливаемых на одном предприятии (снижение номенклатурных позиций плана выпуска продукции повышает уровень специализации).
  2. Удельный вес профильной продукции в общем объёме производства. К профильной продукции относится продукция, на изготовлении которой специализировано предприятие, оборудование, технологический процесс и специализация кадров.

Кооперирование производства —  представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции.

Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты  на эксплуатацию продукции поставщика.

Уровень кооперации производства характеризуют:

− коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов-поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции;

− количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

− число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий;

Кооперация считается оправданной, если она подтверждается технологической  и экономической целесообразностью.

Виды кооперирования производства:

  1. По характеру участия в процессе кооперирования:

− кооперация «со стороны»;

− кооперация «на сторону».

  1. По территориальному признаку:

− внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе);

−межрайонная.

  1. По характеру использования производственной базы:

− кооперирование на базе специализации;

− кооперирование на базе свободных производственных мощностей.

Для оценки уровня кооперирования используют следующие показатели:

− удельный вес кооперированных поставок в себестоимости готовых изделий;

− количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;

− удельный вес, в общем объёме кооперации, поставок по внутрирайонному и межрайонному кооперированию.

Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей  работы предприятий за счёт прекращения  производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия [1].

Монополизация рынка − ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.

Объективной  основой  монополизма  является  доминирующее   положение хозяйствующего субъекта на  рынке,  что  позволяет  ему  оказывать  решающее влияние на конкуренцию,  завышать  цену  и  снижать  объем  производства  по сравнению с теоретически  возможным  уровнем,  затруднять  доступ  на  рынок другим хозяйствующим  субъектам.  В  конечном  итоге  это  дает  возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос,  получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные  рынки  в  целом  работают  хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы  могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует  предложение выпуск продукции будет малым, а  цены  –  высокими.  Монополия представляет собой   крайнюю   форму   несовершенной   конкуренции.   Продавец   обладает монопольной властью, если он может повышать цену  на  свою  продукцию  путем ограничения  своего  собственного  объема  выпуска.  На  монопольных  рынках существует барьер вхождения, который  делает  невозможным  проникновение  на рынок  любого  нового  продавца.  Фирма,  обладающая   монопольной   властью проводит политику ценовой дискриминации, то  есть  продает один  и тот же товар разным группам потребителей по  разным  ценам.  Но  для  этого  фирма-монополист должна  уметь  надежно  разделять  свой  рынок,  ориентируясь  на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело  отделять  «дешевый» рынок от «дорогого».

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы  функционирования рыночной системы.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики  государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Существуют два вида антимонопольной  политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий  и антимонопольная политика в  отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой,  необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это - многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой  экономической теории есть даже такое  понятие, как теория монополии. В  рамках этой теории монополия рассматривается  через призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия - это форма рынка, в  условиях которой весь объём предложения  приходится лишь на одного субъекта . Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

Монополия - это когда в отрасли  господствует только одна фирма и  где границы фирмы и отрасли  совпадают.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии  субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

− монопольно высокими ценами

− ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Признаки монополии:

1.Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.

2.Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).

3.Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

4.Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

5.Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

6.Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

7.При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

8.Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

9.Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия - это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия  почтовой службы США на доставку посты  первым классом.

Естественная монополия возникает  в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает  весь рынок целиком. В такой отрасли  минимальный эффективный масштаб  производства близок к количеству или  даже превосходит то, на которое  рынок предъявляет спрос по любой  цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим  количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут  неэффективно малы. С естественными  монополиями, в основе которых лежит  экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии могут  считаться открытыми, так как  легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут  быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут  быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"