Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:33, контрольная работа
Спрос (D) – это обобщающее понятие, которое описывает не только желание, но и реальную возможность потребителя купить определенное количество товара и услуг по определенной цене и в определенный промежуток времени.
Величина спроса (QD) – это то, количество товара, которое потребитель готов заплатить за определенное количество товаров и услуг при прочих равных условиях.
Закон спроса и закон предложения:
Определение закона спроса; 3
Неценовые факторы спроса; 3
Объяснение закона спроса на микроуровне; 4
Определение закона предложения; 5
Неценовые факторы предложения. 6
Практическое применение концепции выигрыша
потребителя и производителя:
Кривая спроса и выигрыш потребителя; 8
Кривая предложения и выигрыш производителя; 9
Закон убывающей производительности
переменного фактора (труда):
Краткосрочный и долгосрочный рыночные периоды; 12
Общий, средний и предельный продукт труда; 12
Закон убывающей производительности труда. 14
Монопольная власть продавцов факторов производства:
Понятие монопольной власти на рынке труда; 16
Негативные последствия деятельности
профсоюзов на рынке труда; 17
Положительное влияние профсоюзного движения
на рынок труда.
5.
Ожидаемое изменение цены
6.
Изменение числа
Изменение
предложения под влиянием неценовых
факторов обуславливает смещение кривой
предложения вправо (при увеличении предложения)
или влево (при уменьшении предложения).
Для построения кривой спроса на оси абсцисс отложим точки, соответствующие количеству покупаемого товара, а на оси ординат – соответствующие им цены. Данная кривая есть график функции спроса от цены (рис. 1).
На рис. 1 видно, что при цене Р1 потребители согласны купить количество товара Q1 , при более низкой цене Р2 – количество Q2. Если все возможные точки, характеризующие соотношение «цена – объем спроса», соединить, то получим кривую D, которая и называется кривой спроса. Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители купят при разных ценах. Обычно предполагается, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. С экономической точки зрения это означает, что объем покупок обратно пропорционален уровню цены.
P
Р1
P2
Q1 Q2 Q
Рисунок 1. Кривая спроса
Кривые спроса могут иметь разные конфигурации. Если кривая спроса выпукла к началу координат, то она иллюстрирует возрастание абсолютных приращений объема спроса на товар по мере снижения цены. Такую кривую называют кривой рыночного спроса, поскольку ее конфигурация показывает, что снижение цены будет привлекать на рынок данного товара все большее количество покупателей, в результате чего даже незначительное снижение цены будет сопровождаться существенным ростом спроса.
Если кривая спроса вогнута к началу координат, то она показывает убывание абсолютных приращений объема спроса. Такая кривая более типична для отдельного покупателя, поскольку по мере снижения цены и увеличения объема покупок происходит насыщение потребности в данном товаре. Поэтому ее называют кривой индивидуального спроса.
Для кривой спроса характерно также то, что с течением времени ее форма и положение в системе координат могут изменится. Для одного периода спрос представлен кривой D, а для другого – кривой D1. Такое изменение положения кривой называется смещением кривой спроса (рис. 2) в отличие от движения вдоль кривой спроса, например от точки А к точке В.
Р
А А1
P0
В D1
D
0 Q1
Рисунок 2. Смещение кривой спроса
Смещение кривой спроса объясняется изменением значений всех других переменных, кроме цены, содержащихся в общей функции спроса. Например, рост дохода потребителя приведет к тому, что при одной и той же цене Р0 он сможет купить больше товара, что приведет к перемещению точки А в точку А1, а значит, увеличению количества покупок с Q1 до Q2. Аналогичным образом кривая спроса сдвинется вправо при увеличении числа покупателей на рынке. То же произойдет при изменении вкусов и предпочтений потребителей (летом количество купленного мороженного при той же цене увеличивается). Очевидно, что в случае изменения значений переменных в противоположном направлении кривая спроса сдвинется влево. Положение кривой спроса относительно осей координат может быть обусловлено колебаниями расходов на рекламу, изменением цен на конкурирующие (взаимозаменяемые) или на взаимодополняемые товары.
Графиком
изображением функции предложения от
цены является кривая предложения S (рис.
3), которая имеет положительный наклон
(восходящий характер).
Р S
Рисунок 3. Кривая предложения
Двигаясь по кривой предложения от точки А к точке В, мы обнаруживаем рост объема (количества) предложения товара от Q1 до Q2 под влиянием роста цен на него; движение вниз по кривой от точки В к точке А отражает снижение объема предложения от Q1 до Q2 под влиянием снижения цен на этот товар.
Смещение кривой предложения произойдет если изменится не цена товара, а значение какой-нибудь другой из переменных общей функции предложения (например, цены ресурсов или уровня технологии), что означает не изменение объема предложения, а изменение самого предложения. Смещение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется какая-либо (кроме цены данного товара) переменная функции предложения. Предоставление субсидий или снижение налогов означает удешевление производства, и, следовательно, производители при той же цене смогут предложить больше данного товара. Напротив, при росте цены на альтернативный товар (субститут) произойдет увеличение объема его предложения, что, вероятно, будет сопровождаться ростом спроса на факторы его производства, а значит, повышением цен. В этом случае издержки производства нашего товара повысятся (так как выросли цены на факторы производства), что снизит наше желание предлагать этот товар при каждой цене.
Кривая рыночного предложения – это фактически кривая цены предложения, поскольку она отражает издержки производства того или иного товара. Чем выше объем выпускаемой продукции, тем при прочих равных условиях выше издержки его производства, поскольку рост спроса на ресурсы повлечет за собой повышение их цены. Именно по этому большее количество товара продавцы готовы предлагать лишь по более высоким ценам.
Фирма
может действовать в
Под краткосрочным периодом понимается такой отрезок времени, в течение которого можно увеличить выпуск продукции при имеющихся производственных мощностях за счет более интенсивного их использования. Рост цены позволяет увеличить заработную плату рабочим, приобрести более дорогое сырье и т.д.
Долгосрочный период – это отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей. В этот период предложение наиболее эластично. Рост цены здесь меньше, чем в предыдущих случаях, а прирост предложения является максимальным. Если в коротком периоде наибольшее воздействие на поведение цены оказывает изменение спроса, то в длительном периоде цена изменяется в основном под воздействием.
Для производителей важно правильно оценить эластичность предложения. Для них наиболее привлекательна ситуация неэластичного предложения. Такая ситуация гарантирует стабильность производства при резком снижении цены. Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько «переводом» эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ – искусственное ограничение объема производства, а, следовательно, и величины предложения.
Но это возможно лишь при двух условиях:
а) монопольное положение данного производителя на рынке, т.е. отсутствие конкурентов;
б) отсутствие товаров-заменителей (субститутов).
Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта.
Совокупный продукт (TP) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора.
Предельный продукт (МР) переменного фактора производства представляет собой прибавку к выпуску, полученную за счет использования дополнительной единицы данного фактора. Предельный продукт характеризует предельную производительность данного фактора производства.
Средний продукт (АР) любого вида затрат – это отношение объема произведенной продукции к использованному объему данного вида затрат. Средний продукт труда часто называют производительностью труда.
Кривая совокупного продукта показывает зависимость между затратами переменного фактора и общим объемом произведенной продукции. Кривая среднего продукта показывает производительность переменного фактора производства при использовании его в различных объемах. Кривая предельного продукта показывает изменение совокупного продукта при изменении количества переменного фактора на бесконечно малую величину. Средний продукт переменного фактора равен предельному в точке своего максимума.
На первой стадии производства увеличение затрат труда способствует более полному использованию капитала: предельный и средний продукт растут. После точки, в которой предельный продукт достигает своего максимума, начинается вторая стадия производства, величина предельного продукта уменьшается и становится равной среднему продукту. Если на первой стадии производства совокупный продукт возрастает медленнее, чем использованное количество переменного фактора, то на второй стадии совокупный продукт растет быстрее, чем использованное количество переменного фактора. Границами первой и второй стадий производства являются точки максимума соответственно предельного и среднего продуктов. На третьей стадии производства, в результате чего совокупный продукт растет медленнее затрат переменного фактора и достигает своего максимума. И, наконец, наступает четвертая стадия, когда предельный продукт 0. На четвертой стадии прирост переменного фактора ведет к уменьшению выпуска совокупной продукции.
Средний и предельный продукт в расчете на единицу переменного фактора иногда называют соответственно производительностью и предельной производительностью переменного фактора.
Закон убывающей производительности “утверждает, что с ростом использования какого-либо фактора производства (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.