Контрольная работа по «Основам экономики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»

Содержание

1 Понятие и назначение государственного бюджета…………………………3

2 Доходная часть бюджета………………………………………………………5

3 Расходная часть бюджет………………………………………………………9

4 Бюджетный дефицит и профицит……………………………………………12

5 Понятие государственного долга……………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА_ГОСБЮДЖЕТ.docx

— 42.75 Кб (Скачать документ)

     Структура бюджетных расходов по данным группам  в течение многих лет была в  нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств  бюджета. Основная масса ресурсов (около  половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку  экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных  средств расходовалось на социально-культурные мероприятия. 

     ВЫВОД:

     Классификация расходов бюджетов состоит из функциональной, ведомственной и экономической  структуры расходов.

     Функциональная  структура расходов бюджетов определяет основные направления государственной  деятельности. Экономическая структура  расходов группирует расходы государственного и местных бюджетов по их экономическому содержанию. Она делится на текущие  расходы и капитальные расходы, а также на предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.  
 

     4 БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ 

      В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. Когда  расходы бюджета превышают его  доходы, образуется отрицательное бюджетное  сальдо, или дефицит бюджета.

      Расходы и доходы государственного бюджета  не всегда совпадают. Чаще всего они  и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная  ситуация, т.е. превышение доходов над  расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Профицит — положительное  сальдо бюджета — представляет собой  обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами.  Принято  различать первичный и общий  дефицит государственного бюджета.

      Основная  причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению  с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

  • кризисные явления в экономике;
  • неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия ):
  • милитаризация экономики в мирное время;
  • осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
  • чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

      Оздоровление  бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

  • за счет увеличения его доходной базы;
  • на базе реструктуризации расходной части бюджета;
  • путем совершенствования бюджетных процедур.

      Первичный дефицит – это общий дефицит  государственного бюджета, уменьшенный  на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный  профицит.

      Принято также различать фактический, структурный  и циклический дефицит государственного бюджета.

      Фактический дефицит – это отрицательная  разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

      Структурный дефицит – это разность между  доходами и расходами государственного бюджета. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость.

      Циклический дефицит – это разница между  фактическим и структурным дефицитом  государственного бюджета. Циклический  дефицит представляет собой следствие  колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения  в налоговых поступлениях и государственных  расходов происходит автоматически.

      При дефиците бюджета должны быть указаны  источники финансирования дефицита.

      Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических  лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства  как заемщика или гаранта погашения  займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

      Увеличение  государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет  свои пределы. Отсюда – хронический  дефицит, который растет не только в  абсолютных размерах, но и относительно. В конце 80-х годов бюджетный  дефицит составил во Франции 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в ФРГ-14, в Японии-15,6, в Бельгии-25,1 и Италии – 25,2%. По сравнению  с 1970 г. этот показатель возрос в отдельных  странах от 4 до 16 раз.

      Не  означает ли это, что государство  с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что  оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К  их числу относятся:

      а) печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;

      б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%);

      в) внешний долг – международный  кредит, получивший в современных  условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 80-е годы США повысили процентные ставки в  банках, чтобы привлечь иностранные  инвестиции и за этот счет финансировать  бюджетный дефицит. В 80-х годах  чистая задолженность (разница между  предоставленными и полученными  иностранными займами) США превысила 500 млрд.долларов (около 11% ВНП), а в  конце 90-х годов может составить 1 трлн.долларов;

      г) внутренний долг – государственные  ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся  государственные облигации. 

      ВЫВОД:

      Повышение расходов государства над его  доходами образует бюджетный дефицит. Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путем заимствования:

      - у Центрального банка;

      - у населения. 
 

5 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 

      Государственный долг как финансовую категорию следует  рассматривать в двух аспектах: активном, когда государство играет роль кредитора, и пассивном, когда оно выступает  заемщиком- По аналогии с банковским кредитом в настоящее время в  финансовой практике государственным  кредитом называется кредит, предоставляемый  государством. Что касается кредита, который государство получает, то он определяется как государственные  займы, которые приводят к образованию  государственного долга.

      Мобилизация огромных финансовых ресурсов имеет  следствием все ускоряющееся увеличение государственной задолженности. Под  государственным долгом (или задолженностью понимается вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных наймов с начисляемыми процентами, которые  должны быть выплачены.

      Историческое  развитие государственного долга в  капиталистических странах показывает, что рост государственного долга  обусловлен главным образом увеличением  военных расходов. В период после  второй мировой войны государственный  долг возник в связи с постоянным ростом расходов по вмешательству в  экономику. Одной из причин этого  является национализация отраслей промышленности н банков в ряде капиталистических  стран, поскольку их владельцы в  качестве компенсации получения  облигаций государственных займов, приносящие фиксированный доход.

      Кредитные отношении существуют не только внутри каждой страны, но я между государствами  как одна из форм вывоза капитала. Отсюда международный кредит-это движение ссудного капитала в сфере международных  экономических отношений. Поэтому  внешний долг как результат международных  кредитных отношений включается в состав долга государств. В капиталистической  финансовой практике применяются несколько  понятий долга: общегосударственный  долг, долг центрального правительства, часто называемый государственным  долгом, долги местных органов  власти и долги государственных  предприятий.

      В общегосударственный долг включается долг центрального правительства(внутренний и внешний), задолженность местных органов власти государственных корпораций, предприятий и прочие долги. Соотношение этих частей долга отражает особенности исторического развития капиталистических стран. Однако тенденция централизации финансовых ресурсов, присущая государственно-монополистическому капитализму, проявляется и в сфере государственного долга.

      Основным  видом общегосударственного долга  является долг центрального правительства

      Управление  государственным долгом является направлением государственного регулирования в  условиях хронических бюджетных  дефицитов огромного роста государственной  задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита  на рынок ссудных капиталов.  Для этого центральный банк использует различные методы обслуживания государственного долга:

    -покупает  или продает государственные  обязательства;

    -изменяет  цену облигаций;

    -варьирует  условия их продажи;

    -различными  способами повышает привлекательность  последних для частных инвесторов.

      Особенно  важную роль играют займы в периоды  войн, экономических кризисов, когда  налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы, подверженности влиянию конъюнктуры теряют свое обычное значение. В эти периоды  удельный вес займов приближаются, а иногда даже перекрывает налоги. В годы второй мировой войны, например, в таких странах, как Великобритания, США, Япония, за счет займов было профинансировано от 30 до 40% всех затрат, проходивших  по государственным бюджетам. Остальная  часть бюджетных расходов была покрыта  налогами и эмиссией бумажных денег.

      Выпуск  займов образует государственный долг. Государственный долг, возникающий  для финансирования расходов государственного бюджета, представляет собой долг центрального правительства. Характерной чертой нынешнего периода эволюции капитализма  является стремительное возрастание  государственного долга. 

      ВЫВОД:

      Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных  дефицитов.

      Различают внешний и внутренний долги:

      Внешний долг - задолженность государства  гражданам и организациям других стран.

      Внутренний  долг - задолженность государства  гражданам и организациям своей  страны.

      Бюджетный дефицит и государственный долг взаимозависимы. 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

      1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. Официальный текст. - 2-е  изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2006.

      2. ФЗ №198 от 24 июля 2007 г. "О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009 и 2010 годов"

      3. Агапова, Т.А. Макроэкономика/ Т.А.  Агапова, С.Ф.Серегина.- Москва: МГУ  им. М.В. Ломоносова, "Дело и  Сервис", 2004.- 416 с.

      4. Бутук, А.И. Макроэкономика/А.И.Бутук.- М.: ДИС, 2004,- 514 с.

      5. Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник / Под ред.  М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.-578 с.

      6. Бюджетный процесс в Российской  Федерации: Учебное пособие /Л.Г.  Баранова, О.В.Врублевская и др. –  М.: «Перспектива»: ИНФРА-М,2005.-362 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по «Основам экономики»