Контрольная работа по прдмету "Мировая экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:55, контрольная работа

Описание

К совокупности отношений, на основе которых формируются мирохозяйственные связи, относятся помимо мировой торговли движение капиталов, межстрановая кооперация производства, обмен в области науки, международное перемещение трудовых ресурсов, валютно-кредитные отношения, международный туризм и др.

Содержание

Страны Центральной и Восточной Европы в мирохозяйственной деятельности.
Значение экономики стран БЕНИЛЮКС в мировой экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.docx

— 88.61 Кб (Скачать документ)

Межпарламентский  консультативный совет состоит  из депутатов парламентов: по 21 из Бельгии  и Нидерландов и 7 из Люксембурга. При их назначении учитывается степень  влияния политических течений в  трех странах. Совет принимает рекомендации для правительств стран-участниц. Совет  полномочен решать не только экономические  проблемы, но и вопросы политического  сотрудничества.

Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам состоит из 27 представителей экономических и социальных организаций  трех стран (Бельгия - Центральный экономический  совет и Национальный совет труда; Люксембург - Экономико-социальный совет; Нидерланды - Социально-экономический  совет).

Для решения спорных вопросов, возникающих  между государствами-членами в  связи с выполнением договора или конвенций, образована арбитражная  коллегия.

Судебная  палата создана для содействия единому  толкованию совместно принятых правовых норм. Она наделена тремя видами полномочий: судебными, консультативными и судебными полномочиями по делам  государственных чиновников.

Интеграционные  процессы в странах Бенилюкса  начались еще после первой мировой  войны.

Договор о создании Бельгийско-Люксембургского  экономического союза (БЛЭС) был подписан 25 июля 1921 г. и вступил в силу 1 мая 1922 г. Он предусматривал ликвидацию таможенных пошлин, количественного  контингентирования и других препятствий  в торговле между этими странами, а также установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран и свободную циркуляцию услуг между Бельгией и Люксембургом.

В 1930-1932 гг. предпринимались попытки  экономического сближения БЛЭС и  Нидерландов. В частности, 18 июля 1932 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали Конвенцию, предусматривающую  стабилизацию с последующей ликвидацией  таможенных пошлин во взаимных торговых оборотах. Однако последствия экономического кризиса и давление ряда стран  во главе с Великобританией свели  на нет эти усилия и положения  Конвенции не были реализованы.

21 октября 1943 г. эмиграционные правительства  Бельгии, Нидерландов и Люксембурга,  находящиеся в Лондоне, подписали  валютное соглашение с целью  регулирования взаимных платежей  в послевоенный период и укрепления  экономических отношений между  ними (вступило в силу 24 мая 1946 г.).

5 сентября 1944 г. правительства трех  стран подписали в Лондоне  Таможенную конвенцию, дополненную  и уточненную Протоколом от 14 марта 1947 г., которая вступила  в силу с 1 января 1948 г. С этой  даты торговля между странами  Бенилюкса была освобождена от  всех пошлин, а в отношении  третьих стран был введен единый, самый низкий в Западной Европе  внешний таможенный тариф. 

В соответствии с Конвенцией и Протоколом были созданы Административный таможенный совет, Совет Экономического союза, Совет торговых соглашений, а с  марта 1947 г. в Брюсселе учрежден генеральный  секретариат. Следующим этапом было подписание 15 октября 1949 г. Договора о  предварительном экономическом  союзе, который предусматривал дальнейшую либерализацию торговли между странами-участницами  путем ликвидации количественных и  иных ограничений, координацию торговой и валютной политики.

В 1950-1953 гг. интеграционные процессы в  странах Бенилюкса замедлились  в связи с экономическим кризисом, охватившим эти страны.

24 июля 1953 г. в Гааге три страны  подписали Протокол об ускорении  процесса координации экономической  и социальной политики.

9 декабря 1953 г. они подписали  Протокол о проведении единой  торговой политики в отношении  импорта и экспорта в торговле  с третьими странами. Подписание  этого Протокола имело большое  значение для торговли импортными  товарами внутри стран Бенилюкса.  Впоследствии положения Протокола  о единой торговой политике  полностью вошли в текст договора  об Экономическом союзе Бенилюкс.

8 июля 1954 г. было подписано Соглашение  о свободном движении капитала  между тремя странами, а в мае  1955 г. - Соглашение о постепенном  урегулировании сельскохозяйственной  политики.

5 мая 1955 г. был создан Межпарламентский  консультативный совет Бенилюкса. 

В июне 1956 г. подписан Протокол о свободном  передвижении рабочей силы и единой политике в сфере социального  страхования.

С 1956 г. страны Бенилюкса начали совместно  заключать торговые договоры с третьими странами.

По  мере развития Бенилюкса возникла необходимость  сформулировать в едином документе  методы и формы сотрудничества и  зафиксировать достигнутые результаты. Создание ЕЭС ускорило эту работу. В связи с возникновением новой  международной группировки странам  Бенилюкса было необходимо определить будущее своего собственного Союза, что и привело их к подписанию Договора об Экономическом союзе 3 февраля 1958 г. По мнению секретариата Бенилюкса, сохранение этого Союза, несмотря на создание ЕЭС, куда вошли все три страны Бенилюкса, вызвано следующими соображениями:

? ликвидация Бенилюкса свела бы  на нет результаты долгих лет  сотрудничества;

? существование Бенилюкса является  гарантией стабильного положения  для трех стран; 

? малые страны Бенилюкса добьются  более быстрых и значительных  результатов в рамках трехстороннего  сотрудничества, чем в рамках  ЕЭС; 

? приобретенный опыт в создании  Экономического союза Бенилюкс  имеет большую ценность для  осуществления Договора о ЕЭС; 

? три малые страны должны составлять  прочное единство, чтобы интегрировать  Бенилюкс в ЕЭС на наиболее  выгодных условиях.

В статье 223 Договора о создании ЕЭС  оговорено: "Положения настоящего Договора не являются препятствием для  существования и завершения региональных союзов между Бельгией и Люксембургом, а также между Бельгией, Люксембургом и Нидерландами в той мере, в  какой цели этих региональных союзов не достигнуты за счет применения настоящего Договора".

25 марта 1957 г. Франция, ФРГ, Италия  и страны Бенилюкса подписали  Договор о создании ЕЭС.. В середине  июля 1957 г. началась работа над  проектом договора об экономическом  союзе Бельгии, Нидерландов и  Люксембурга. Договор был подписан 3 февраля 1958 г. в Гааге. Одновременно  с ним было подписано Соглашение  о переходном периоде. 

Парламентские дебаты в процессе ратификации Договора выявили серьезные разногласия  по вопросу о сельскохозяйственном рынке, что задержало его вступление в силу до 1 ноября 1960 г. В процессе ратификации с 1 июля 1960 г. был ликвидирован контроль за передвижением лиц между  странами Бенилюкса. 19 сентября 1960 г. была подписана, а с 1 октября 1963 г. вступила в силу Конвенция, регулирующая права  граждан стран Бенилюкса, пребывающих  на территории других стран-участниц. Эта Конвенция предусматривала  свободу проживания граждан одной  страны на территории другой страны Союза  при подтверждении наличия средств  существования в этой стране.

Деятельность  Экономического союза Бенилюкс была наиболее активна до создания ЕЭС, в  которое с 1 января 1958 г. вошли все  три страны. Впоследствии многие трудноразрешимые в рамках Бенилюкса проблемы решались на уровне ЕЭС,

Все препятствия к свободному передвижению товаров между тремя странами, включая сельскохозяйственную продукцию, были устранены к 1 июля 1968 г. в рамках ЕЭС. Свободное перемещение товаров, капитала и услуг было достигнуто к 1 января 1974 г. Большим достижением  Союза является проведение единой торговой политики в отношении третьих  стран.

Страны  Бенилюкса участвуют в деятельности Европейских сообществ по возможности  единым блоком, где выступают за расширение наднациональных прав Комиссии Европейских сообществ и Европейского парламента, и являются членами ряда других западноевропейских и международных  организаций.

Группы  стран в мировой  экономике. Показатели развития мировой  экономики

Поскольку мировая экономика включает множество  разнообразных стран и регионов, при ее изучении необходимо применять  показатели (экономические и социальные индикаторы), позволяющие объективно оценить состояние и тенденции  развития. В целях исследования в  мировой экономике принято выделять различные группы стран (подсистемы) по определенным критериям.

    I. Стандартная  классификация стран 

  1. Промышленно-развитые (индустриальные) страны
  2. Развивающиеся страны (страны "третьего мира")
  3. Страны переходной экономики.

    II. По  уровню ВВП на душу населения  в год ( на 1995 год).Позволяет выделить  богатые страны, страны со средним  доходом и бедные страны.

  1. Низкий уровень дохода: менее 765 долл.
  2. Доход ниже среднего: 766 - 3035 долл.
  3. Доход выше среднего: 3036 - 9385 долл.
  4. Высокий уровень дохода: более 9386 долл.

    III. Место  страны в мировой экономике  (ее экономическая мощь) может  оценить путем сравнения общего  объема ВВП, произведенного за  год. В 1996 г. ВВП некоторых  стран рассчитанный по паритету  покупательной способности валют  (в трлн. долл.) составил:

  1. США - 6,8
  2. Китай - 3,4
  3. Япония -2,7
  4. Германия - 1,6
  5. Франция - 1,2
  6. Великобритания - 1,07
  7. Италия - 1,07
  8. Бразилия - 0,93
  9. Мексика - 0,608
  10. Канада - 0,607
  11. Россия - 0,585

Показатель  ВВП на душу населения как критерий уровня экономического развития страны не является достаточным критерием  оценки. Он не учитывает продукцию  натурального хозяйства, распределение  доходов, уровень и качество жизни  населения. Поэтому длительное время  предпринимаются попытки выработать более совершенные критерии оценки уровня экономического развития страны. В частности, в 1970 г. в ООН разработан КОМПЛЕКСНЫЙ ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ, рассчитанный на основе 16 показателей. Но оценка УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО развития - не единственный критерий состояния  страны, ее прогресса. Наиболее современная  оценка ставит в центр внимания ЧЕЛОВЕКА. В 1990 г. в специальной Программе  развития ООН разработан ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, который отражает КАЧЕСТВО ЖИЗНИ населения страны и публикуется  в ежегодном отчете "HUMAN DEVELOPMENT REPORT". Индекс развития человека рассчитывается на основе трех базовых показателей: продолжительность жизни, уровень  образования, ВВП на душу населения. В 1999 г. максимальное значение индекса (0,932) было у Канады, сохраняющей первое место по человеческому развитию на протяжении многих лет. Минимальные  показатели (от 0,340 до 0,251) у беднейших  африканских стран (Бурунди, Эфиопия, Сьерра-Леоне) Высокий индекс развития человека характерен для промышленно развитых стран Запада (среднее значение индекса 0,919). Наибольшего прогресса в развитии человека достигли страны Юго-Восточной Азии, где средний ИРЧ сегодня равен 0.849 (в Китае - 0.701).

Для стран  переходной экономики Восточной  Европы и СНГ среднее значение индекса равно 0,754. В странах "третьего мира" среднее значение индекса  равно 0,637. Россия занимает 71 место в  мире по индексу развития человека (0,747), уступая Панаме, Колумбии, Кубе, Фиджи, Таиланду и Барбадосу. При  этом ИРЧ в России сегодня значительно  ниже, чем в СССР в начале 90-х  годов. Наиболее негативным фактором, повлиявшим на снижение ИРЧ в России, стало резкое сокращение ожидаемой  продолжительности жизни.

  Информационная экономика.  Взаимозависимость  и экономическая  безопасность.

Научно-технический  прогресс-главный фактор глобализации, действующий во всех сферах экономики  и общества. Но действует он неравномерно, в разной степени влияя на страны и регионы. В странах третьего мира есть регионы абсолютной экономической  отсталости и нищеты, где жизнь  почти не изменилась за последние  сто лет. В развитых странах сформировалось качественно новое состояние  экономики, которое сегодня называют ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА.

Основу  информационной экономики образует производство информации - научно-технической, экономической, финансовой, бытовой. Информационные услуги обеспечивают сегодня до 50% ВВП  наиболее развитых стран. А в структуре  занятых преобладают информационные работники.

Рост  взаимозависимости стран в результате глобализации означает, что рост ВВП  в одной стране способствует росту  ее импорта, что, в свою очередь, стимулирует  экономический рост в другой стране. Наоборот, снижение производства в  одной стране может весьма неблагоприятно повлиять на динамику экономического роста в других странах. Особенно опасна взаимозависимость может  быть для малых стран с узкой  специализацией экономики, поскольку  колебания мировых цен, валютных курсов могут резко ухудшить условия  внешней торговли, снизить доходы от экспорта. В этой связи возникает  проблема НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ.

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - это  защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый  уровень жизни населения. Вследствие этого возникает угроза политической дестабилизации страны.

Обеспечение национальной экономической безопасности не означает создание автаркической  модели хозяйства. Главное - оптимизация  экономических связей в направлении  взаимовыгодного разнообразия, долговременности и надежности. Для этого используют политический процесс (договоры), создание блоков, союзов.

Информация о работе Контрольная работа по прдмету "Мировая экономика"