Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:55, контрольная работа
К совокупности отношений, на основе которых формируются мирохозяйственные связи, относятся помимо мировой торговли движение капиталов, межстрановая кооперация производства, обмен в области науки, международное перемещение трудовых ресурсов, валютно-кредитные отношения, международный туризм и др.
Страны Центральной и Восточной Европы в мирохозяйственной деятельности.
Значение экономики стран БЕНИЛЮКС в мировой экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В борьбе этих двух подходов вырабатывались меры государственной внешнеторговой политики. Что такое протекционизм?
Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. В конечном счете содержание внешнеторговой политики зависело от конкретных социально-экономических и политических условий, в которых находилась страна.
В период XVII-XVIII в.в. преобладал протекционизм. Например, из Англии был запрещен экспорт золота и серебра. Иностранцы, продававшие товары в Англии, были обязаны во-первых, израсходовать выручку на покупку английских товаров. А, во-вторых, обменять национальные деньги на английские. Основная цель внешнеторговой политики этого периода - способствовать созданию национальной промышленности.
В середине
XIX века Англия проводила политику свободной
торговли - "фритредерства". Причина
кроется в том, что Англия в
этот период была полным экономическим
лидером. И любые ограничения
внешней торговли ей были невыгодны,
поскольку ответные меры других стран
препятствовали английскому экспорту.
В других странах в силу их экономического
отставания до конца XIX века преобладал
протекционизм. Это было необходимо
для становления и укрепления
молодой национальной промышленности.
XX век породил новые формы
Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма:
Таможенно-тарифные
методы предполагают установление и
взимание различных таможенных пошлин
с внешнеторговой деятельности. Нетарифные
методы, которых насчитывается до
50, связаны с установлением
Наиболее распространенным и традиционным способом регулирования внешней торговли является таможенная пошлина.
Таможенная пошлина - это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории и который не может изменяться в зависимости от двух факторов:
Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество. Таможенная территория - это территория, на которой контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с границей государства. Например, при таможенных союзах нескольких государств или когда по географическим условиям установление таможенного контроля не представляется возможным или удобным. Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны.
Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во-первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения. А экспортная (хотя и нетипичный вид пошлины) - к товарам отечественного производства. В этой связи важной проблемой в таможенной практике является правильное и точное определение страны происхождения товара. Принципиальная схема таможенного тарифа выглядит следующим образом:
После
второй мировой воины роль нетарифных
методов стала возрастать. Это
объясняется несколькими
Во-вторых,
усиление конкуренции на мировых
рынках вынудило многие страны принять
меры по защите отечественных производителей.
Во-вторых, резкий рост импорта во многих
странах увеличил пассив торгового
баланса, что серьезно ухудшило финансовое
положение этих стран. В-четвертых,
обострение проблемы безработицы также
способствовало усилению нетарифных методов,
позволяющих предотвратить
Меры
нетарифного регулирования
Наиболее
распространенным видом нетарифных
барьеров являются импортные квоты.
Импортная квота - это количество
иностранного товара, которое может
быть ввезено в страну в течение
определенного периода времени.
Например, импортная квота на японские
автомобили в США - 2,3 млн. штук в год.
Кроме того, в США существуют импортные
квоты на мясомолочные продукты, табак.
В чем причины использования
квот? Во-первых, квота позволяет
фиксировать затраты на импорт. Особенно
это важно при жесткой
Влияние квот на конъюнктуру внутреннего рынка зависит от уровня спроса и объема производства отечественных производителей. Если квоты не покрывают общий спрос на внутреннем рынке, то она не только снижает импорт, но и ведет к росту внутренних цен по сравнению с мировыми.
Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно развитых капиталистических стран, в США - 42% импорта.
Особое
место в системе
В отношении
стимулирования экспорта чаше всего
применяется политика субсидирования.
Экспортные субсидии позволяют фирмам
удешевить экспорт и усилить
свои позиции на рынках других стран.
Государство осуществляет также
затраты но стимулированию сбыта
экспортных товаров, организуя рекламу
и предоставляя другие маркетинговые
услуги. Налоговая система также
может предусматривать
Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг - это международная дискриминация в цепах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом (predutory dumping) называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг (persistent dumping) продолжается неограниченное время.
К демпингу часто прибегают во время международных экономических потрясений. В 70-е годы XX века правительство США обвинило ряд иностранных фирм в демпинговой продаже их товаров на американском рынке. Наиболее известен случай с японской фирмой "Сони" в 1970 г. Как показало расследование, "Сони" продавали произведенные в Японии телевизоры па рынке США за 180 долл. А японские потребители платили за ту же модель 333 долл.
Как отмечают некоторые специалисты, главной целью протекционистских мер в современных условиях является компенсация ущерба, нанесенного иностранной конкуренцией национальным отраслям экономики.
Вследствие
усиления иностранной конкуренции
возникают издержки, связанные с
изменением структуры производства.
В некоторых случаях эти
Однако идея помощи конкурирующим с импортом отраслям критикуется защитниками свободного рынка.
Они полагают,
что такая выборочная финансовая
помощь несправедлива. Почему пострадавшие
от импортной конкуренции
Информация о работе Контрольная работа по прдмету "Мировая экономика"