Корпоративная форма собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 17:09, реферат

Описание

Цель данной работы состоит в системном изучении корпоративной собственности как конкретно-исторической формы собственности, ее особенностей формирования в современной России и рассмотрение тенденций дальнейшего развития.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- проанализировать природу корпоративной собственности, закономерности ее становления и роль в социально-экономическом развитии;

- выявить основные тенденции трансформации корпоративной собственности на современном этапе;

- раскрыть особенности корпоративной собственности в России;
- проанализировать перспективы дальнейшего развития корпоративной собственности в России.

Содержание

Введение 1

Глава I. Собственность. Экономический и правовой аспект 3

2.1. Сущность понятия «корпоративная форма собственности» 8

2. 2. Типы корпоративных объединений 12

2. 3. История появления и развития корпоративной собственности 14

Глава III.Современные корпорации и их роль в отечественной экономике. 20

3. 1. Основные направления трансформации компаний 23

3. 2. Крупный бизнес в процессах экономического развития 27

Заключение 30

Список литературы: 31

Работа состоит из  1 файл

Корпоративная форма собственности.docx

— 68.91 Кб (Скачать документ)

     На  современном этапе становление корпоративной формы собственности в российской экономике проходит по нескольким направлениям. К первому относится использование государственных предприятий. Они стали акционерными обществами с контрольным или просто крупным пакетом акций, специально закрепленным в государственной собственности.

     Второе  направление представлено холдинговыми компаниями, получившими в последние  годы широкую известность благодаря  своей значимости для российской экономики и их влиянию на хозяйственно-политические процессы. Первыми из них осенью 1992 г. были учреждены по указанию "сверху" - это акционерные общества энергетики и электрификации (РАО "ЕЭС России") и Газпром (РАО "Газпром").

     В тот же период, на базе бывших производственных объединений нефтяного комплекса, возникли многочисленные акционерные  общества. В их уставный капитал включались контрольные пакеты акций предприятий, ранее входивших в эти объединения, а также пакеты акций предприятий нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения. Особое место среди них заняли новые крупные нефтяные и компании по транспортировке нефти и нефтепродуктов.

     Третье  направление представляет собой  смешанную форму собственности  в российской экономике. Это направление  представлено государственными предприятиями (компаниями), созданными для коммерческого управления закрепленными в федеральной собственности пакетами акций объединений и предприятий нефтяной и угольной промышленности, а также смежных с ними отраслей. Эти государственные компании, не являясь формальными собственниками капитала, осуществляли от имени государства функции холдинговых компаний по отношению к бывшим государственным предприятиям и объединениям, параллельно занимаясь осуществлением государственной поддержки предприятий и промышленной политики.

     Смешанная форма собственности включает в  себя не только акционерные общества, возникшие на базе бывших госпредприятий, но и вновь создаваемые компании, в которые государство сделало  свой материально-вещественный или  денежный вклад. Обычно данный способ взаимодействия между государством и частным сектором применяется  при реализации инвестиционных проектов, эксплуатации недвижимости и оборудования, осуществления отдельных видов  коммерческой деятельности.

     Таким образом, практика вносит коррективы в  отношения собственности, "возвращая" роль государства, отнятую было безоглядной  приватизацией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III.Современные корпорации и их роль в отечественной экономике.

 

     В 2000-2005 годах сложились принципиально  новые отношения между крупным  бизнесом и государством. В наиболее общем виде можно сказать, что  модель партнерства была вытеснена  моделью доминирования. Исполнительная власть, установив контроль над законодательной и судебной системами, получила возможность выстраивать свои отношения с бизнесом исключительно с позиции силы, без использования реальных переговорных механизмов.

     С 2000 года власть начала ограничивать чрезмерное, по ее мнению, влияние крупного частного бизнеса. Этот процесс проходил под  лозунгами "равноудаления" от власти и выстраивания прозрачных и единых для всех правил игры. Прежде всего, крупный бизнес был жестко отодвинут от процессов принятия политических решений, от федеральных электронных СМИ, а также от естественных монополий.

     К настоящему времени государство, во-первых, полностью взяло на себя разработку экономической стратегии страны, а частному бизнесу дозволило  выступать лишь в роли челобитчика. Во-вторых, оно имеет, или по крайней мере, формирует представление о "командных высотах" в экономике, то есть о наборе активов, которые должны находиться в государственной собственности.

     За  последние 10 лет произошло многократное увеличение числа субъектов крупного бизнеса и кардинальное изменение  их распределения по отраслям.

     К началу 2000 года в России существовало около двадцати пяти крупных компаний. Среди них двенадцать были из нефтегазового  сектора и четыре - из металлургии. Еще две компании представляли собой  естественные монополии (РАО "ЕЭС  России" и РАО "Российские железные дороги"). Особняком стояли "АвтоВАЗ" и "ГАЗ", при всех своих масштабах  находившиеся, по общему мнению, в стадии глубокого и труднопреодолимого кризиса.

     Механизмы, радикально изменившие эту картину  за последние шесть лет, стандартны: рост производства на отдельных предприятиях и рост компаний за счет приобретения отдельных предприятий. А запущены они были благодаря, во-первых, сверхблагоприятной конъюнктуре на мировых рынках практически для всего российского сырьевого экспорта и, во-вторых, экономическому росту в стране, создавшему значительный внутренний спрос, прежде всего - на потребительском рынке.

     Крупные компании появились практически  во всех отраслях промышленности, даже такой современной и интеллектуальноемкой, как информационные технологии (концерн "Ситроникс", "Национальная компьютерная корпорация", IBS). Не охваченными остались, вероятно, лишь легкая и парфюмерно-косметическая промышленности. Из сферы услуг наибольшее число крупных компаний сконцентрировано в торговле. Кроме того, крупный бизнес начинает уверено входить в такие важные отрасли, как жилищно-коммунальное и гостиничное хозяйство.

     За  период с 2000 по 2005 гг. сменилось главное  действующее лицо российского крупного бизнеса: эта роль перешла от финансово-промышленных групп к отдельным компаниям. Переход этот является настолько  существенным, что его можно назвать  фундаментальным сдвигом.

     Как ни странно, можно достаточно точно  указать начальную и конечную точки данного перехода и события, их маркирующие. Начало - это весна 2000 года, когда был создан "Русский  алюминий" - первая отечественная  компания мирового уровня, возникшая  не по прямой воле государства. Завершением можно считать весну 2005 года, когда произошло IPO (Initial Public Offering), т.е. было сделано публичное предложение инвесторам стать акционерами компании "Северсталь-Авто", показавшее, что инвесторы (в том числе и иностранные) с энтузиазмом относятся к правильно выстроенным компаниям, даже в тех отраслях экономики, которые никогда не считались сколько-нибудь успешными в России.

     Финансово-промышленная группа как форма существования  российского крупного бизнеса отнюдь не ушла в историю. Более того, большинство  ведущих групп, переживших кризис 1998 года, существует и по сей день. Регулярно появляются и новые. Однако существенно изменились роль, функции и содержание их деятельности. В российской экономике возникла некая двухуровневая система. Ее нижний уровень представлен компаниями, занявшими "пространство" реального бизнеса. А верхний – финансово-промышленными группами, сконцентрировавшимися на управлении капиталом.

3. 1. Основные направления  трансформации компаний

 

     Как известно, не всякая компания может  рассчитывать на ресурсы мирового рынка. Чтобы соответствовать новым  требованиям, большинство отечественных  компаний-лидеров провело активное самореформирование. В нем можно выделить пять основных направлений.

     1. Совершенствование корпоративного построения (внедрение норм "Good corporate governance" – принципов добросовестного корпоративного управления). Сюда входит внесение в уставы особых пунктов, защищающих права миноритариев - акционеров, владеющих неконтролирующим пакетом акций; принятие кодексов корпоративного поведения; включение независимых директоров, в том числе иностранных, в состав советов директоров и так далее;

     2. Дивидендная политикаЭто, прежде всего, регулярная выплата значительных дивидендов, которые в последние годы достигают сотен миллионов, а в ряде случаев - и миллиардов долларов в год. А также закрепление способов их расчета в уставных документах (чаще всего в долях от чистой прибыли);

     3. Изменения в корпоративном управлении. В основном, это переход на международные стандарты отчетности. А также интернационализация исполнительного менеджмента, то есть назначение на первые или вторые управленческие должности иностранцев, имеющих соответствующий опыт работы в крупных западных структурах (а иногда - и звезд мирового уровня, например приглашение в "СУАЛ" Брайана Гилбертсона, в прошлом создателя и генерального директора крупнейшей в мире горнорудной компании "BHP Billiton"). Наличие таких менеджеров - уже норма для многих ведущих нефтяных, металлургических и телекоммуникационных компаний, а также банков. Цель их приглашения - не только использовать западный опыт, но и продемонстрировать иностранным инвесторам отсутствие "российской специфики". Кроме того, интернациональная управленческая команда обеспечивает существенное преимущество в тех случаях, когда приходится интегрировать зарубежные активы.

     4. Формирование "правильной" производственной структуры и продажа непрофильных активов. Это самое дорогое и спорное направление, поскольку "непрофильность" определяется зачастую не критерием производственно-хозяйственной эффективности в конкретных условиях России, а доминирующим представлением инвесторов о том, что должно и не должно входить в состав "хорошей" компании. Приведем два характерных примера. Нефтяным компаниям не принято самим заниматься буровыми работами. И в 2004 году "ЛУКойл" продает свою дочернюю компанию "ЛУКойл-бурение". Рынок соответствующих услуг в России развит явно недостаточно, поэтому не исключено, что напрямую продажа привела к потерям. Но они были компенсированы ростом капитализации.

     И еще более экзотическая ситуация: ГМК "Норильский никель" продал авиакомпанию "Таймыр", при том, что был не только контролирующим акционером, но и фактически единственным потребителем ее услуг (и никаких других значимых потребителей в регионе нет и в обозримой перспективе не предвидится). Но иностранный портфельный инвестор - инвестор, заинтересованный в максимизации прибыли непосредственно от ценных бумаг, а не в контроле над предприятием - сильно бы удивился, увидев авиакомпанию на балансе производителя цветных металлов.

     Существует  и иной мотив перевода тех или  иных активов в разряд "непрофильных" и их продажи, не связанный с "подстраиванием" под мировые стандарты. Это появление реальных конкурентных рынков соответствующих услуг, благодаря чему потребность в их внутреннем производстве отпадает. Например, почти одновременно с буровым подразделением "ЛУКойл" продал и флот танкеров "река-море" (причем практически сразу после завершения его формирования). Причина в том, что в Волго-Балтийском и Волго-Каспийском бассейнах, где он работал, уже сформировался нормальный рынок танкерных перевозок нефтепродуктов, на котором конкурируют крупные специализированные игроки, не связанные с нефтяными компаниями ("Волготанкер", "Волга-флот", «Северо-западное пароходство» и другие).

     5. Интернационализация бизнеса. Под этим понимается покупка в крупных масштабах иностранных производственных активов, прежде всего - в дальнем зарубежье.

     Последнее направление представляется особо  важным и актуальным в настоящее  время. Исходные мотивы таких покупок  вполне традиционны: это выход на новые рынки сбыта, в том числе  защищенные таможенными барьерами, достраивание технологических цепочек (в сторону либо сырья, либо конечной продукции).

     Но  наличие у компаний крупных зарубежных активов, если они эффективны и хорошо встроены в ее структуру, дает и два  других важнейших преимущества. Во-первых, это максимально естественная и  безболезненная модернизация за счет трансфера производственных, управленческих и финансовых технологий. Во-вторых, это обретение некоего символического ресурса, который может оказаться одним из лучших средств защиты от политических рисков.

     Процесс интернационализации бизнеса российских компаний начался во второй половине 1990-х годов с покупок активов  в ближнем зарубежье и странах  Восточной Европы нефтяными компаниями - "ЛУКойлом", ТНК и "Татнефтью". За последние годы этот процесс существенно активизировался, и лидерами стали металлурги. Покупки в дальнем зарубежье стоимостью в сотни миллионов или даже в миллиард долларов сделали "Норильский никель", "Евразхолдинг". Весьма крупные зарубежные активы появились и у лидеров сектора мобильной связи - МТС и "Вымпелкома", однако они пока ограничиваются странами СНГ.

     Покупки на порядок меньше позволяют себе и компании обрабатывающей промышленности. В частности, "Объединенные машиностроительные заводы" в 2004 году купили два подразделения  всемирно известной чешской компании "Scoda": металлургическое и по производству оборудования для атомной энергетики. А парфюмерно-косметический концерн "Калина" в декабре 2004 года купил около 30% акций немецкой косметической компании "Dr.Scheller" и в начале 2005-го довел свою долю до 60%.

     Описанный процесс в среднесрочной перспективе, вероятно, приведет к появлению полноценных транснациональных компаний, штаб-квартира и основные акционеры которых будут находиться в России. Наиболее близок к этому сегодня "РУСАЛ", подписавший в октябре 2006 года соглашение о создании компании "Российский алюминий", которая, помимо его активов, объединит предприятия "СУАЛа" и алюминиевые заводы международного трейдера "Glencore". В результате будет образован мировой лидер отрасли с активами в Европе (Италии и Швеции), Африке (Гвинее), Австралии, Азии (Китае), Центральной и Южной Америке (Ямайке и Гайане). А его контрольный пакет будет принадлежать владельцам "РУСАЛа". Второй отечественный претендент на статус транснациональной корпорации - "Северсталь". После приобретения в феврале 2005 года 62% акций итальянской сталелитейной компании "Lucchini", а годом ранее - американской "Rouge Industries" (ныне - "Severstal North America") более трети ее мощностей и производства уже расположено за рубежом.

Информация о работе Корпоративная форма собственности