Кредитная система: место и роль в ней ЦБ и коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение кредитной системы, а также места и роли в ней центрального коммерческих банков.
Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие кредитной системы и принципы её построения, а также дать характеристику элементов банковской системы и проанализировать их основные особенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЁ
ПОСТРОЕНИЯ 5
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 16
2.1 Эмиссионные банки 16
2.2 Неэмиссионные банки коммерческие (универсальные) банки 20
2.3 Специализированные банки 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

Кредитная система.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

Кредитная система: место  и роль в ней ЦБ и коммерческих банков

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

ПОНЯТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЁ

ПОСТРОЕНИЯ 5

 

ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭЛЕМЕНТОВ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 16

2.1 Эмиссионные  банки 16

 

2.2 Неэмиссионные  банки коммерческие (универсальные) банки 20

 

2.3 Специализированные  банки 21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

В настоящее  время банковская система России в силу ряда объективных причин находится  в процессе реформирования, одной  из задач которого выступает повышение качества корпоративного управления, в том числе через приближение российских стандартов бухгалтерского учета и отчетности к международным, а также усиление роли аудита и внутреннего контроля.

 

Формирование  современной российской банковской системы происходило в весьма короткие сроки и совпало с периодом глубокого общеэкономического кризиса, сильнейшей инфляции в стране, что не могло не отразиться на ее состоянии. Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение ограниченного промежутка времени проходил в условиях острого дефицита квалифицированных банковских специалистов (особенно руководителей и главных бухгалтеров) прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению требований к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не могло не сказаться негативно на качестве управления кредитными организациями, а в конечном счете на уровне выполнения банками своих функций. Кроме того, в обстановке общей криминализации страны банковская сфера, которая всегда была привлекательной для мошенников, превратилась в предмет повышенного интереса со стороны разных категорий преступников. Большое число банков испытывает на себе прямые и опосредованные формы давления, и во главе многих кредитных организаций оказались люди с сомнительной репутацией. В подобных обстоятельствах появление проблем у таких банков стало неизбежным.

 

Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной. Только 35% общего числа  российских банков в настоящее время  отвечает всем критериям финансовой устойчивости. Еще столько же банков испытывают определенные, хотя и не вызывающие серьезных опасений, проблемы. Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение отдельных банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т. п.), негативное воздействие которых усиливается существованием еще и внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в учете и отчетности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых резервов, чрезмерные расходы на нужды банка и др.). Трудности количественного роста, с которыми сталкивались российские коммерческие банки на первом этапе своего существования (нехватка квалифицированных специалистов, помещений, оргтехники) уступили место проблемам иного порядка (недостатку капитала, ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер эффективного и прибыльного вложения средств; необходимости расширения ассортимента банковских продуктов, повышения их качества).

 

Целью курсовой работы является изучение кредитной  системы, а также места и роли в ней центрального коммерческих банков.

 

Задачи  курсовой работы: рассмотреть понятие  кредитной системы и принципы её построения, а также дать характеристику элементов банковской системы и  проанализировать их основные особенности.

 

 

1. ПОНЯТИЕ  КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ  ЕЁ ПОСТРОЕНИЯ 

 

Кредитная система — это совокупность дополняющих друг друга элементов (центрального банка, других банковских институтов, банковской инфраструктуры), находящихся в тесных отношениях и связях между собой и с внешней средой, сложившаяся исторически и нацеленная на достижение цели устойчивого развития экономических процессов.

 

В 2005 году развитие кредитной системы  России шло высокими темпами. За год  активы банковского сектора увеличились  на 35,1% и достигли 5601 млрд. рублей, а капитал вырос на 40,3%, составив 814,9 млрд. рублей. Доля активов банков в ВВП увеличилась с 38,2% на 01.01.2003г. до 42,1% на 01.01.2004г., капитала с 5,4% до 6,1%.

 

Постоянно возрастает значение банковской системы  для экономики страны. Доля кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям, в ВВП увеличилась с 14,6% на 01.01.2005г. до 17,3% на 01.01.2006г.

 

Общий объём кредитов физическим лицам  за 2003 год увеличился на 47,4% и составил на 01.01.2004г. 299,7 млрд. рублей.

 

За 2005 год объём привлечённых банками  вкладов и депозитов увеличился на 41,2% до уровня 1 924 млрд. руб. При этом в 2005 году вклады населения в банках выросли на 47,1% и достигли 1540 млрд. рублей.

 

В современной  экономической литературе наиболее часто элементами банковской системы называются банки, некоторые финансово-кредитные институты, выполняющие определенный круг банковских операций, но не имеющие статуса банка, а также отдельные вспомогательные организации, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных организаций. Есть мнение относить к элементам банковской системы и банковский рынок. Однако, по мнению Трофимова К.Т. банковский рынок не следует рассматривать как отдельный элемент банковской системы и, исходя из данного выше определения понятия “банковская система”, он является неотъемлемой частью подсистемы банковской инфраструктуры, так как выполняет больше обеспечительную роль.

 

Термин  “банк” происходит от французского “banque” и означает “стол”. По свидетельству же этимологических словарей русского языка, слово “банк” заимствовано из итальянского “banco” с 1707 г.. Конкретной исторической даты возникновения банков не существует. Однако некоторые элементы развития банковского дела можно найти в истории древнейших государств — Вавилона, Египта, Греции, Рима. В те периоды банковские операции сводились к покупке, продаже, размену монет, учету обязательств до наступления сроков, приему вкладов, выдаче ссуд, некоторых примитивных форм ипотечных и ломбардных операций. Но постепенное изменение социально-экономических условий привело к затиханию товарно-денежных операций и вместе с тем операций, сегодня называемых банковскими.

 

Одним из первых банков в современном понимании  этого термина стал основанный в 1407 г. Банк Генуи. В Западной Европе переход к кредитным банкирским домам и коммерческим банкам произошел во второй половине XVII в., в США история банковского дела начинается со второй половины XVIII в.

 

Первая  попытка создания коммерческого  банка в России была предпринята в городе Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нашокиным, но эта идея не была одобрена правительством. В1729-1733 гг. первые банковские операции в России стала осуществлять Монетная контора, а первый коммерческий банк - Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества — появился в 1754 г.

 

Термин  “коммерческий банк” возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы, купцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с обменом товаров.

 

С развитием  капиталистического промышленного  производства появились операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, на создание запасов сырья и готовых изделий, на выплату зарплаты. Сроки кредитов постепенно удлинялись, а часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги.

 

Таким образом, термин “коммерческий” в названии банка утратил первоначальный смысл. Сегодня он обозначает “деловой” характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от их рода деятельности.

 

Различные авторы по-разному определяют термин “банк”, но в большинстве же случаев в отечественной литературе наиболее часто встречается юридическое определение банка.

 

Банк  — это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Однако сущность банка не ограничивается этим определением. Банк является подсистемой банковской системы, и его сущность заключена, прежде всего, не только внутри этой системы, но и во взаимодействии элементов банка как системы. Существуют и другие определения, например, в финансово-кредитном энциклопедическом словаре, банк — это денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.

 

Таким образом, банк — это институт, представляющий услуги в особой специфической области — сфере финансов. Его задача состоит в трансферте денежных средств от “сберегателей” к “инвесторам”. Сберегатели являются такими хозяйственными агентами, которые имеют избыток денежных ресурсов, а инвесторы испытывают дефицит. Роль сберегателей выполняют, как правило, домашние хозяйства, инвесторов — предпринимательские фирмы, которые испытывают необходимость в получении кредита. Соответственно банки как финансовые посредники берут плату за выполнение такой услуги, которая образует их доход и, соответственно, позволяет развиваться. Известно, что банки работают в условиях неравноправной информации. Так, если сберегатели и инвесторы располагают информацией о банке как посреднике, то банк не имеет такой информации о своих клиентах (дефиците или избытке средств). Поэтому основополагающим условием предоставления банковской услуги в условиях жесткой конкуренции с другими банками является привлекательность его финансовых продуктов. Наиболее обобщенно схема финансового посредничества изображена на рис. 1.1.


 

Рис. 1.1 - Схема функционирования финансовых посредников

 

 

Для выживания  банка как посредника необходимы два условия:

 

1) форма  пассивов должна быть привлекательной  для вкладчиков (сберегателей);

 

2) форма  активов должна быть привлекательной  для инвесторов (заемщиков).

 

Таким образом, перемещение избыточных денежных средств на производственные инвестиционные проекты (реальный сектор экономики) является существенной общественно-экономической  функцией банка как посредника, способствующей развитию экономической системы.

 

Банковские  продукты и услуги согласно данной концепции образуют его портфель, в который входят следующие основные составляющие:

 

1) транзакционные  операции — обслуживание хозяйственного оборота с помощью операционных счетов;

 

2) портфельные — ссуды и депозиты;

 

3) операции  с государственными и корпоративными  ценными бумагами;

 

4) документарные операции и гарантирование (гарантии и поручительства);

 

5) доверительное  управление (трастовые операции).

 

Таким образом, концепция банка как  производителя финансовых продуктов и услуг рассматривает банк в качестве института, выполняющего важные общественные функции как экономического субъекта, функционирующего на финансовых рынках.

 

Концепция банка как мультипликатора роста  основывается на эффекте депозитной экспансии, т.е. расширении и росте объемов депозитов под воздействием выданных ссуд. Данный эффект известен еще как эффект мультипликатора. Под влиянием этого эффекта инвестиции обусловливают рост производства по цепочкам технологических связей.

 

Следовательно, банк как мультипликатор роста играет значимую роль в оживлении деловой  активности, оказывает влияние на рост денежной массы в обращении  и, таким образом, может способствовать выходу из кризиса (подъему экономики) или порождению инфляции.

 

Концепция банка как делегированного контролера основана на принципе неполноты информации у вкладчика (депозитора) о заемщике (инвесторе), который стремится получить доход посредством использования  его денежных средств. Размещая денежные средства в банке, вкладчик считает, что он не имеет возможности самостоятельно отслеживать эффективность выданного кредита и действий заемщика, поэтому эти функции он делегирует банку. Данное решение вкладчика является разумным, так как он, как правило, не располагает временем, техническими средствами и информацией для контроля за использованием своего вклада. Банк, который действует как агент вкладчика, осуществляет делегированный мониторинг за деятельностью заемщика, имея при этом в своем распоряжении квалифицированный персонал, капитал, вложенный в процессы контроля и слежения, и т.п.

 

Следовательно, банк выполняет следующие важные общественные функции:

 

 

посредника, обеспечивающего экономию времени  вкладчика и эффективное использование  его временно свободных денежных ресурсов;

 

коллективного информационного процессингового  центра и информатора, который осуществляют отбор наиболее эффективных и  благонадежных заемщиков.

Есть  мнение, что сегодня финансовый рынок  выступает против финансового посредничества. Если в начале XX в. ведущую роль на денежно-финансовых рынках играли банки, которые формировали рынок ссудных капиталов, то сейчас (в начале XXI в.) они стали основой рынка краткосрочных ликвидных активов, или рынка кредитных денег.

 

Понятие “банковская система” является одним из ключевых в изучении как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Эта взаимосвязь проявляется в осуществлении межбанковских расчетов, когда банк по поручению клиентов осуществляет платежи и расчеты через:

 

а) расчетную  сеть Банка России;

 

б) банки-корреспонденты, расчеты через которые осуществляются на основании заключенных между  ними договоров;

 

в) банки, уполномоченные на ведение определенного  вида счетов и осуществление платежей;

 

г) клиринговые  центры — небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции.

 

Взаимозависимость банков проявляется в заимствованиях на рынке межбанковских кредитов.

 

В обоих  случаях невыполнение обязательств одним из банков приводит к трудностям функционирования связанных с ним  прямо и опосредованно других банков, т.е. к возникновению так  называемого “эффекта домино”.

 

Таким образом, в современных условиях банки представляют не просто случайный набор, а действительно банковскую систему, т.е. множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое. Основными свойствами банковской системы, как и систем в целом, являются:

 

 

иерархичность построения;

 

наличие отношений и связей, которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают свойство целостности;

 

упорядоченность ее элементов, отношений и связей;

 

взаимодействие  со средой, в процессе которого система  проявляет и создает свои свойства;

 

наличие процессов управления.

Учитывая  относительную непродолжительность  процесса становления банковской системы  рыночного типа в России, отдельные  признаки банковской системы могут  не проявляться отчетливо, но прослеживаться при функционировании банковской системы в целом.

Информация о работе Кредитная система: место и роль в ней ЦБ и коммерческих банков