Кредитно-денежная политика: основные направления и система целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы было изучить особенности осуществления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Для ее достижения, мною были изучены инструменты денежно-кредитной политики, которые используются в РБ, проанализированы итоги использования этих инструментов. На основе собственного анализа и статистических материалов об экономическом состоянии Беларуси, а также прогнозе экономистов, было проведено ознакомление с возможными путями применения инструментов денежно-кредитной политики в последующие годы, а так же с функциями Национального банка Республики Беларусь – органа, который и занимается непосредственным осуществлением денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Банковская система Республики Беларусь…………………………………4
2.Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….8
3.Итоги проведения денежно-кредитной политики, в цифрах………………11
4.Ставка рефинансирования……………………………………………………16
5.Прогноз и цели экономической ситуации в 2011 году……………………18
6.Развитие банковского сектора, финансового рынка
и платежной системы…………………………………………………………..22
7.Международное сотрудничество……………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………..…26
Список использованных источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач(19.12.10).docx

— 82.15 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.Банковская система Республики Беларусь…………………………………4

2.Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….8

3.Итоги проведения денежно-кредитной политики, в цифрах………………11

4.Ставка рефинансирования……………………………………………………16

5.Прогноз и цели экономической ситуации в 2011 году……………………18

6.Развитие банковского сектора, финансового рынка

 и  платежной системы…………………………………………………………..22

7.Международное  сотрудничество……………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………..…26

Список  использованных источников…………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день роль финансово-кредитной  сферы в экономике возрастает. Значение Центральных Банков, традиционно  регулирующих денежное обращение, национальную денежную массу, также неуклонно  растёт. Денежно-кредитная политика, имея в своём распоряжении ряд  инструментов, является одним из важнейших  направлений регулирования макроэкономических процессов. Как показывает опыт последних  лет, денежно-кредитные отношения  оказывают определяющее влияние  на динамику ВВП, доходов и расходов населения, соотношение спроса и  предложения, инвестиций и в значительной мере на сальдо платежного баланса. Это  означает, что рыночные методы регулирования  экономики и их основа – денежно-кредитные отношения – стали действенными рычагами управления. Поэтому анализ её инструментов является актуальным на сегодняшний день.

Целью данной работы было изучить  особенности осуществления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь. Для  ее достижения, мною были изучены инструменты  денежно-кредитной политики, которые  используются в РБ, проанализированы итоги использования этих инструментов. На основе собственного анализа и статистических материалов об экономическом состоянии Беларуси, а также прогнозе экономистов, было проведено ознакомление с возможными путями применения инструментов денежно-кредитной политики в последующие годы, а так же с функциями Национального банка Республики Беларусь – органа, который и занимается непосредственным осуществлением денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

    1. Банковская система Республики Беларусь

 

Формирование современной кредитной  системы Республики Беларусь было начато с декабря 1990 г., после принятия Верховным  Советом законов «О Национальном банке Республики Беларусь» и  «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». В соответствии с данными документами в стране была создана двухуровневая банковская система, первый уровень которой  был представлен Национальным банком Республики Беларусь, второй - коммерческими  банками. Вступивший в силу с 1 января 2001 г. Банковский кодекс Республики Беларусь закрепил это положение.

Центральным звеном всей банковской системы выступает Национальный банк (НБ) - это центральный банк Республики Беларусь, действующий исключительно  в интересах государства и  осуществляющий свою деятельность в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми  актами Президента Республики Беларусь. Основными целями (задачами) деятельности НБ выступают: защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы  Республики Беларусь; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального  банка.

Второй уровень банковской системы  представлен коммерческими банками, основной целью деятельности которых  является получение прибыли. За время  существования Республики Беларусь как независимого государства Национальным банком было выдано 52 лицензии коммерческим банкам, из которых на 1 сентября 2001 г. функционировало 25 банков, остальные либо обанкротились, либо были реорганизованы, как правило, путем объединения с другими банками.

Современное состояние банковской системы Республики Беларусь характеризуется  следующими моментами.

Во-первых – это невысокая финансовая мощь. Совокупные финансовые активы банковской системы республики равняются активам шестого по величине российского банка – Московского международного банка – и во много раз уступают таким крупнейшим банкам России, как Сбербанк, Газпромбанк, Альфабанк.

Во-вторых – это дифференцированность коммерческих банков по основным показателям. Порядка 80-90 % всех банковских ресурсов приходится на шесть уполномоченных банков, причем доля АСБ «Беларусбанк» составляет 35 %.

В-третьих, это несоблюдение нормативов безопасности ведения банковского  дела, что приводит как к банкротству (Магнатбанк, «Дукат», «Белбалтия»), так и к длительному существованию проблемных банков (Белкомбанк, «Поиск»).

В-четвертых, это отсутствие научно разработанной методики определения  рейтинга банков. [5]

Говоря о тенденциях развития банковской системы Республики Беларусь, можно  отметить следующие моменты. Это  сокращение количества коммерческих банков, необходимость их специализации  и укрупнения путем объединения  либо наращивания собственного капитала. Концепция развития банковской системы  Республики Беларусь на период до 2010 г. предусматривает постепенное сокращение доли государства в уставных фондах белорусских банков с 90 % до 50 %. Государство  оставит под своим контролем  четыре банка: Беларусбанк, Белстройбанк, Белагропромбанк и Белин-вестбанк. Остальные будут «отпущены в свободное плавание». Одновременно с этим в целях развития финансовой системы Республики Беларусь в соответствии с концепцией намечается создание на территории страны банков со стопроцентным иностранным капиталом (Таб. 1.1)[8].

 

Таблица 1.1 Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах по состоянию на 19.12.2010 г.

 

 

Полное наименование банка (сокращенное)

Рег. номер,

дата

регистрации

Количество

филиалов

1. Открытое акционерное общество "Белагропромбанк"

(ОАО "Белагропромбанк")

20,

03.09.1991

79

2. Открытое акционерное общество "Белпромстройбанк"

(ОАО "БПС–Банк")

25,

28.12.1991

36

3. Открытое акционерное общество "Сберегательный банк "Беларусбанк"

(ОАО "АСБ Беларусбанк")

56,

27.10.1995

60

4. Открытое акционерное общество "Белорусский  банк развития и реконструкции "Белинвестбанк"

(ОАО "Белинвестбанк")

807000028,

03.09.2001

5

5. "Приорбанк" Открытое акционерное общество

("Приорбанк" ОАО)

12,

12.07.1991

6. Открытое акционерное общество "Белвнешэкономбанк"

(ОАО "Белвнешэкономбанк")

24,

12.12.1991

24

7. Открытое акционерное общество "Паритетбанк"

(ОАО "Паритетбанк")

5,

15.05.1991

8. Открытое акционерное общество "Белорусский народный банк"

(ОАО "БНБ–Банк")

27,

16.04.1992

9. Cовместное белорусско—российское oткрытое акционерное общество "Белгазпромбанк"

(ОАО "Белгазпромбанк")

16,

19.08.1991

8

10. Закрытое акционерное общество "АБСОЛЮТБАНК"

(ЗАО "АБСОЛЮТБАНК")

34,

29.12.1993

1

11. Закрытое акционерное общество "Акционерный банк реконверсии и развития"

(ЗАО "РРБ–Банк")

37,

22.02.1994

1

12. Закрытое акционерное общество "Минский транзитный банк"

(ЗАО "МТБанк")

38,

14.03.1994

13. Открытое акционерное общество "Технобанк"

(ОАО "Технобанк")

47,

05.08.1994

5

14. "Франсабанк" Открытое акционерное общество

("Франсабанк" ОАО)

50,

05.10.1994

1

15. Закрытое акционерное общество "Трастбанк"

(ЗАО "Трастбанк")

53,

09.11.1994


 

Продолжене таблицы 1.1

 

16. Закрытое акционерное общество Банк ВТБ (Беларусь)

(ЗАО Банк ВТБ (Беларусь))

57,

07.10.1996

6

17. Закрытое акционерное общество "Альфа–Банк"

(ЗАО "Альфа–Банк")

58,

28.01.1999

18. Открытое акционерное общество "Банк Москва–Минск"

(ОАО "Банк Москва–Минск")

807000002,

24.10.2007

19. Закрытое акционерное общество "Дельта Банк"

(ЗАО "Дельта Банк")

807000015,

25.01.2001

20. Закрытое акционерное общество "Кредэксбанк"

(ЗАО "Кредэксбанк")

807000030,

27.09.2001

21. Открытое акционерное общество "Международный резервный банк" (ОАО "Международный резервный банк")

807000043,

25.02.2002

22. Открытое акционерное общество "Хоум Кредит Банк"

(ОАО "ХКБанк")

807000056,

10.07.2002

23. Закрытое акционерное общество "БТА Банк"

(ЗАО "БТА Банк")

807000071,

25.07.2002

24. Закрытое акционерное общество "Белорусско–Швейцарский Банк "БелСвиссБанк"

(ЗАО "БелСвиссБанк")

807000069,

07.10.2002

25. Закрытое акционерное общество "Акционерный  коммерческий Банк "БЕЛРОСБАНК"

(ЗАО "АКБ "БЕЛРОСБАНК")

807000097,

22.07.2003

26. Закрытое акционерное общество "Сомбелбанк"

(ЗАО "Сомбелбанк" )

807000122,

24.04.2004

27. Закрытое акционерное общество "Белорусский Банк Малого Бизнеса"

(ЗАО "Банк ББМБ")

807000201,

28.08.2008

28. Закрытое акционерное общество "Банк торговый капитал"

(ЗАО "ТК Банк")

807000163,

12.09.2008

29. Закрытое акционерное общество "Цептер Банк"

(ЗАО "Цептер Банк")

807000214,

13.11.2008

30. Закрытое акционерное общество "Евробанк"

(ЗАО "Евробанк")

807000148,

09.09.2009

31. Закрытое акционерное общество "Онербанк"

(ЗАО "Онербанк")

807000227,

16.10.2009


 

 

2. Инструменты денежно-кредитной политики

 

Осуществление процентной политики, как и прежде, должно обеспечивать поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях.

Важными условиями эффективности  осуществления процентной политики является недопущение рефинансирования банков по льготным процентным ставкам (ниже ставки рефинансирования) и финансовая устойчивость банков.

При этом банкам не устанавливаются  размеры процентных ставок и других параметров по операциям с денежными средствами физических и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Политика процентных ставок по инструментам Национального банка проводилась прежде всего для сглаживания колебаний ставок на краткосрочном денежном рынке. По-прежнему операционной целью оставалась ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов в национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций. В то же время обеспечивалась постепенная реализация принципа, при котором величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования, как и ранее, задает при этом минимальный и максимальный уровень процентных ставок. В условиях структурного либо сезонного избытка ликвидности и соответственно тенденции к отклонению ставки МБК к нижней границе ставок (задаваемой ставкой по постоянно доступным инструментам изъятия ликвидности) преобладающими стали аукционные операции по изъятию ликвидности, в условиях структурного либо сезонного дефицита ликвидности – аукционные операции по предоставлению ликвидности.

Такая практика обеспечила повышение предсказуемости и прозрачности

применения инструментов Национальным банком и облегчила процесс управления банками собственной ликвидностью. Это позволило повысить стабильность и ликвидность внутреннего рынка и на этой основе снизить рыночные риски.

Процентная ставка по кредиту овернайт будет находилась выше уровня ставки рефинансирования, отражая штрафной характер стоимости ресурсов в рамках этого инструмента и стимулируя банки к тщательному планированию своей ликвидности, а также преимущественному получению рефинансирования от Национального банка в рамках аукционных процедур.

В ходе совершенствования инструментов Национальный банк постепенно увеличил лимит по кредиту овернайт и рассмотривал возможность их отмены. Увеличение и отмена лимита позволят банкам более эффективно решать проблемы в ситуациях краткосрочного непрогнозируемого недостатка ликвидности и не допускать в этих случаях выхода ставок межбанковского рынка за величину ставки овернайт.

Информация о работе Кредитно-денежная политика: основные направления и система целей