Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:48, курсовая работа
Целью данной работы было изучить особенности осуществления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Для ее достижения, мною были изучены инструменты денежно-кредитной политики, которые используются в РБ, проанализированы итоги использования этих инструментов. На основе собственного анализа и статистических материалов об экономическом состоянии Беларуси, а также прогнозе экономистов, было проведено ознакомление с возможными путями применения инструментов денежно-кредитной политики в последующие годы, а так же с функциями Национального банка Республики Беларусь – органа, который и занимается непосредственным осуществлением денежно-кредитной политики.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Банковская система Республики Беларусь…………………………………4
2.Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….8
3.Итоги проведения денежно-кредитной политики, в цифрах………………11
4.Ставка рефинансирования……………………………………………………16
5.Прогноз и цели экономической ситуации в 2011 году……………………18
6.Развитие банковского сектора, финансового рынка
и платежной системы…………………………………………………………..22
7.Международное сотрудничество……………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………..…26
Список использованных источников…………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Банковская система Республики Беларусь…………………………………4
2.Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….8
3.Итоги проведения денежно-кредитной политики, в цифрах………………11
4.Ставка
рефинансирования……………………………………
5.Прогноз и цели экономической ситуации в 2011 году……………………18
6.Развитие банковского сектора, финансового рынка
и
платежной системы…………………………………
7.Международное
сотрудничество…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………29
Введение
На сегодняшний день роль финансово-кредитной
сферы в экономике возрастает.
Значение Центральных Банков, традиционно
регулирующих денежное обращение, национальную
денежную массу, также неуклонно
растёт. Денежно-кредитная политика,
имея в своём распоряжении ряд
инструментов, является одним из важнейших
направлений регулирования
Целью данной работы было изучить
особенности осуществления
Формирование современной
Центральным звеном всей банковской
системы выступает Национальный
банк (НБ) - это центральный банк Республики
Беларусь, действующий исключительно
в интересах государства и
осуществляющий свою деятельность в
соответствии с Конституцией Республики
Беларусь, Банковским кодексом, законами
Республики Беларусь, нормативными правовыми
актами Президента Республики Беларусь.
Основными целями (задачами) деятельности
НБ выступают: защита и обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в
том числе его покупательной
способности и курса по отношению
к иностранным валютам; развитие
и укрепление банковской системы
Республики Беларусь; обеспечение эффективного,
надежного и безопасного
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Второй уровень банковской системы
представлен коммерческими
Современное состояние банковской системы Республики Беларусь характеризуется следующими моментами.
Во-первых – это невысокая финансовая мощь. Совокупные финансовые активы банковской системы республики равняются активам шестого по величине российского банка – Московского международного банка – и во много раз уступают таким крупнейшим банкам России, как Сбербанк, Газпромбанк, Альфабанк.
Во-вторых – это дифференцированность коммерческих банков по основным показателям. Порядка 80-90 % всех банковских ресурсов приходится на шесть уполномоченных банков, причем доля АСБ «Беларусбанк» составляет 35 %.
В-третьих, это несоблюдение нормативов безопасности ведения банковского дела, что приводит как к банкротству (Магнатбанк, «Дукат», «Белбалтия»), так и к длительному существованию проблемных банков (Белкомбанк, «Поиск»).
В-четвертых, это отсутствие научно разработанной методики определения рейтинга банков. [5]
Говоря о тенденциях развития банковской
системы Республики Беларусь, можно
отметить следующие моменты. Это
сокращение количества коммерческих банков,
необходимость их специализации
и укрупнения путем объединения
либо наращивания собственного капитала.
Концепция развития банковской системы
Республики Беларусь на период до 2010 г.
предусматривает постепенное
Таблица 1.1 Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, их филиалах по состоянию на 19.12.2010 г.
Полное наименование банка (сокращенное) |
Рег. номер, дата регистрации |
Количество филиалов |
1.
Открытое акционерное общество (ОАО "Белагропромбанк") |
20, 03.09.1991 |
79 |
2.
Открытое акционерное общество (ОАО "БПС–Банк") |
25, 28.12.1991 |
36 |
3.
Открытое акционерное общество (ОАО "АСБ Беларусбанк") |
56, 27.10.1995 |
60 |
4.
Открытое акционерное общество "Белорусский
банк развития и реконструкции (ОАО "Белинвестбанк") |
807000028, 03.09.2001 |
5 |
5. "Приорбанк" Открытое акционерное общество ("Приорбанк" ОАО) |
12, 12.07.1991 |
– |
6.
Открытое акционерное общество (ОАО "Белвнешэкономбанк") |
24, 12.12.1991 |
24 |
7.
Открытое акционерное общество (ОАО "Паритетбанк") |
5, 15.05.1991 |
– |
8.
Открытое акционерное общество (ОАО "БНБ–Банк") |
27, 16.04.1992 |
– |
9. Cовместное белорусско—российское oткрытое акционерное общество "Белгазпромбанк" (ОАО "Белгазпромбанк") |
16, 19.08.1991 |
8 |
10.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "АБСОЛЮТБАНК") |
34, 29.12.1993 |
1 |
11.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "РРБ–Банк") |
37, 22.02.1994 |
1 |
12.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "МТБанк") |
38, 14.03.1994 |
– |
13.
Открытое акционерное общество (ОАО "Технобанк") |
47, 05.08.1994 |
5 |
14. "Франсабанк" Открытое акционерное общество ("Франсабанк" ОАО) |
50, 05.10.1994 |
1 |
15.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "Трастбанк") |
53, 09.11.1994 |
– |
Продолжене таблицы 1.1
16.
Закрытое акционерное общество (ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)) |
57, 07.10.1996 |
6 |
17.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "Альфа–Банк") |
58, 28.01.1999 |
– |
18.
Открытое акционерное общество (ОАО "Банк Москва–Минск") |
807000002, 24.10.2007 |
– |
19.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "Дельта Банк") |
807000015, 25.01.2001 |
– |
20.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "Кредэксбанк") |
807000030, 27.09.2001 |
– |
21.
Открытое акционерное общество |
807000043, 25.02.2002 |
– |
22.
Открытое акционерное общество (ОАО "ХКБанк") |
807000056, 10.07.2002 |
– |
23.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "БТА Банк") |
807000071, 25.07.2002 |
– |
24. Закрытое акционерное общество "Белорусско–Швейцарский Банк "БелСвиссБанк" (ЗАО "БелСвиссБанк") |
807000069, 07.10.2002 |
– |
25. Закрытое акционерное общество "Акционерный коммерческий Банк "БЕЛРОСБАНК" (ЗАО "АКБ "БЕЛРОСБАНК") |
807000097, 22.07.2003 |
– |
26.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "Сомбелбанк" ) |
807000122, 24.04.2004 |
– |
27.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "Банк ББМБ") |
807000201, 28.08.2008 |
– |
28.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "ТК Банк") |
807000163, 12.09.2008 |
– |
29.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "Цептер Банк") |
807000214, 13.11.2008 |
– |
30.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "Евробанк") |
807000148, 09.09.2009 |
– |
31.
Закрытое акционерное общество (ЗАО "Онербанк") |
807000227, 16.10.2009 |
– |
2. Инструменты денежно-кредитной политики
Осуществление процентной политики, как и прежде, должно обеспечивать поддержание положительных в реальном выражении процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях.
Важными условиями эффективности осуществления процентной политики является недопущение рефинансирования банков по льготным процентным ставкам (ниже ставки рефинансирования) и финансовая устойчивость банков.
При этом банкам не устанавливаются размеры процентных ставок и других параметров по операциям с денежными средствами физических и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Политика процентных ставок по инструментам Национального банка проводилась прежде всего для сглаживания колебаний ставок на краткосрочном денежном рынке. По-прежнему операционной целью оставалась ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов в национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций. В то же время обеспечивалась постепенная реализация принципа, при котором величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования, как и ранее, задает при этом минимальный и максимальный уровень процентных ставок. В условиях структурного либо сезонного избытка ликвидности и соответственно тенденции к отклонению ставки МБК к нижней границе ставок (задаваемой ставкой по постоянно доступным инструментам изъятия ликвидности) преобладающими стали аукционные операции по изъятию ликвидности, в условиях структурного либо сезонного дефицита ликвидности – аукционные операции по предоставлению ликвидности.
Такая практика обеспечила повышение предсказуемости и прозрачности
применения инструментов Национальным банком и облегчила процесс управления банками собственной ликвидностью. Это позволило повысить стабильность и ликвидность внутреннего рынка и на этой основе снизить рыночные риски.
Процентная ставка по кредиту овернайт будет находилась выше уровня ставки рефинансирования, отражая штрафной характер стоимости ресурсов в рамках этого инструмента и стимулируя банки к тщательному планированию своей ликвидности, а также преимущественному получению рефинансирования от Национального банка в рамках аукционных процедур.
В ходе совершенствования инструментов Национальный банк постепенно увеличил лимит по кредиту овернайт и рассмотривал возможность их отмены. Увеличение и отмена лимита позволят банкам более эффективно решать проблемы в ситуациях краткосрочного непрогнозируемого недостатка ликвидности и не допускать в этих случаях выхода ставок межбанковского рынка за величину ставки овернайт.
Информация о работе Кредитно-денежная политика: основные направления и система целей