Кредитно-денежная политика: основные направления и система целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 09:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы было изучить особенности осуществления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Для ее достижения, мною были изучены инструменты денежно-кредитной политики, которые используются в РБ, проанализированы итоги использования этих инструментов. На основе собственного анализа и статистических материалов об экономическом состоянии Беларуси, а также прогнозе экономистов, было проведено ознакомление с возможными путями применения инструментов денежно-кредитной политики в последующие годы, а так же с функциями Национального банка Республики Беларусь – органа, который и занимается непосредственным осуществлением денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Банковская система Республики Беларусь…………………………………4
2.Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….8
3.Итоги проведения денежно-кредитной политики, в цифрах………………11
4.Ставка рефинансирования……………………………………………………16
5.Прогноз и цели экономической ситуации в 2011 году……………………18
6.Развитие банковского сектора, финансового рынка
и платежной системы…………………………………………………………..22
7.Международное сотрудничество……………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………..…26
Список использованных источников…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач(19.12.10).docx

— 82.15 Кб (Скачать документ)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1 Прогноз и цели экономической ситуации в 2011 году

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности, и курса по отношению  к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и  безопасности функционирования платежной  системы.

Социально-экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия  внешнеэкономических условий и  предпринимаемыми мерами по структурным  преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.

В соответствии с важнейшими параметрами  прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего  продукта (далее - ВВП) составит 109-110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов  населения – 108-109,5 процента, инвестиций в основной капитал – 116-117 процентов. Рост индекса потребительских цен  составит 107,5-108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116-116,4 процента, отрицательное  сальдо внешней торговли товарами и  услугами составит 8,9-9 процентов к  ВВП. Основными источниками обеспечения  положительного сальдо платежного баланса  на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США  в 2011 году станут прямые иностранные  инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.

В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий  для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетная цель денежно-кредитной  политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам, как важного фактора  поддержания стабильного роста  экономики.

 Обменный курс белорусского  рубля сохранит за собой ключевую  роль в реализации денежно-кредитной  политики, обеспечивающую адаптацию  экономики к возможным внешним  шокам и ограничение роста  потребительских цен.

В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля  к стоимости корзины иностранных  валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся  к началу 2011 года, согласно приложению. 
Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

 Применение и развитие инструментов  денежно-кредитной политики будет  направлено на достижение приоритетной  цели монетарной политики. 
Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. 
По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8-10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору – 11-13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 9-11 процентов годовых.

Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая  ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень  процентных ставок по аукционным операциям  поддержки текущей ликвидности  и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности  банков.

Предоставление ликвидности в  целом будет осуществляться как  посредством кредитов Национального  банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной  валюты.Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

 В 2011 году параметры денежно-кредитных  показателей будут складываться  с учетом спроса экономики  на деньги и платежеспособности  заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой  деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики  денежных доходов, расходов и  сбережений физических лиц. Прирост  рублевой денежной базы оценивается  в пределах 24 - 26 процентов, рублевой  денежной массы - 27-29 процентов,  широкой денежной массы – 25-28 процентов. При этом депозиты  физических лиц вырастут на 6,4-7,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 3,8-4,4 трлн. рублей. 
Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе - до 26,7 процента.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего  наращивания международных резервных  активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные  активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда  за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США[11]. 
Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год.

  

 

 

6.1 Развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы

 

Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и  повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных  систем и методов управления, новых  банковских технологий, а также поддержания  размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

Развитие банковского сектора  в 2011 году будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения  структуры финансового сектора, связанного с изменением системы  финансирования проектов, включенных в государственные программы. При  формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования  соответствующих систем и методов  управления в этих банках.

Предпринимаемые шаги положительным  образом скажутся на устойчивости банковского  сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков. 
Ожидается, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2011 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.

За 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15-21 процент. Доля проблемных активов  в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов. 
Масштабы кредитных операций банковского сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.

Прирост активов банков сложится на уровне 21-22 процентов, что составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 24-25 процентов и достигнут 58 процентов к ВВП(Таб. 6.1)[5].

 

Таблица 6.1

 

 

Развитие национальной платежной  системы будет направлено на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

 

 

 

 

 

7. Международное сотрудничество

 

В 2011 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами  таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами - участниками Содружества Независимых  Государств.

Продолжится взаимодействие Национального  банка и банковского сектора  Республики Беларусь с Международным  валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции  и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.[11] 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Кредитно-денежная политика играет большую  роль в политике государства. Одним  из важнейших министерств государства  является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства  и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много  различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много  органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства  в разных областях, напрямую или  косвенно связанных с экономикой. С точки зрения экономики и денежного обращения контроль над кредитом призван ориентировать эмиссию денег на достижение экономических и финансовых задач правительства; в целом государственные органы призваны обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при необходимости государства в таком объеме, под такой процент и на такие сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества. В 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста. 
Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.

Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2011 год (Все прогнозные показатели указаны на 1 января 2012 года):

  1. Изменение стоимости корзины иностранных валют – +/-8%.
  2. Ставка рефинансирования – 8–10%.Прирост ЗВР – не менее 1,2 млрд. долларов.
  3. Прирост рублевой денежной базы – 24–26%.
  4. Прирост нормативного капитала банков – 15–21%.
  5. Прирост кредитов экономике – 24-25%.
  6. Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску – не более 8%.
  7. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков, в процентах от ее дневного фонда рабочего времени – не ниже 99,5.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь во 2 квартале 2010года «Информационный вестник «Новости Беларуси для регионов России www.regions.ru, дата доступа – 25.09.10.
  2. Экономическая теория - Уч.пособие / под ред. А.И. Авраменко – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 1999
  3. Указ президента Республики Беларусь «Об утверждении устава Национального банка Республики Беларусь» №320 от 13 июня 2001 года
  4. Денежно-кредитная и валютная политика    // www.belarus.by. дата доступа – 25.09.10.
  5. Динамика средней объявленной ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь    // www.nbrb.by, дата доступа – 25.09.10.(стр.5,16,23).
  6. Динамика ставок кредитно-депозитного рынка // www.nbrb.by, дата доступа – 25.09.10.
  7. В.М. Гальперин Макроэкономика – Уч.пособие для экон. спец. ВУЗов. – М.: Инфра-М, 1997
  8. http://www.nbrb.by/system/banks.asp –дата доступа –19.12.10.(стр.5,6–7,14).
  9. http://www.nbrb.by/publications/ondkp –дата доступа –19.12.10.(стр.10).
  10. http://www.newsby.org/by/2010/04/30/text14578.htm. .(стр.12,27).
  11. Указ Президента Республики Беларусь № 597 от 19 ноября 2010 года. .(стр.21,25).

Информация о работе Кредитно-денежная политика: основные направления и система целей